MENU
Главная » 2015 » Сентябрь » 8 » 8 сентября - Международный день грамотности
14:33
8 сентября - Международный день грамотности
Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.
Грамотность - праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырёх миллиардов. Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель.
 
Борьба с неграмотностью по-прежнему остаётся задачей огромного масштаба и сложности. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу.
Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
 
                    
 
Существует явная необходимость в развёртывании программ распространения грамотности, которые были бы направлены на группы учащихся, требующих к себе особого внимания, и, в первую очередь, к ним относятся женщины и девочки, оставшиеся за дверями школы. Там, где мужчины и мальчики лишены возможности получения качественного образования, они тоже нуждаются в особом внимании.
В условиях современного мира быть грамотным очень важно. Но, к сожалению, сегодня на нашей планете живут миллиарды взрослых и детей, уровень грамотности которых совершенно не соответствует нынешним требованиям. Именно им и посвящен нынешний Всемирный день грамотности.
Идея проводить ежегодно такой праздник принадлежит обществу ЮНЕСКО. В 1965 году 8 сентября в Тегеране торжественно была открыта конференция, на которой был рассмотрен и решен главный вопрос – «Устранение и ликвидация неграмотности в мире». После этого в 1966 году ЮНЕСКО учредила День грамотности, при этом дата нового праздника совпадает с днем открытия конференции.
 
 
 
Это карта с данными ЮНЕСКО о количестве грамотных людей по странам мира.
На сегодняшний день технический и научный прогресс впечатляет своими темпами развития.  Каждый человек, дабы идти в ногу со временем и чувствовать себя членом цивилизованного общества, должен быть образованным и грамотно обученным. Поэтому сегодня ЮНЕСКО трудится над внедрением специальных программ для распространения грамотности среди всех слоев населения нашей планеты.
Каждый год праздник проводится под особым девизом, к примеру «Значение грамотности для женщин», «Грамотность и здоровье», «Грамотность расширяет личные возможности».
История борьбы с неграмотностью уходит в далёкое прошлое. В начале ХХ века, в 1917-27 годах во всём мире массово обучали людей грамоте. В основном это были люди взрослые и подростки, которые не были охвачены школой. За 10 лет сумели обучить грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. человек. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе.
Правительство царской России, понимая важность обучения грамоте, планировало введение всеобщего начального образования, что было осуществлено, впрочем, только в советское время, в 1930 году.  В первый же годы Советской власти (в 1917 году) в России была проведено исследование учёным Б.Н.Мироновым, темой которого был подсчёт грамотных и неграмотных людей.  Выяснилось, что доля грамотных людей в России в первый революционный год составляла 42,8%, причём, среди мужчин – 57%, а среди женщин – 28 %.
В 1926 году в России была проведена перепись населения. По данным переписи грамотность составляла 51,1% (в возрасте от 9 лет и старше).
Прогресс в этом вопросе действительно был, но он был не очень большим, несмотря на то, что в 1923 году в Советской России было создано Общество «Долой неграмотность!». Понятно, что государство, обескровленное последствиями Гражданской войны, хозяйственной разрухой и другими факторами, не имело возможности выделить достаточные для нужд школы средства. Задача ликвидация неграмотности разрешалась благодаря усилиям общественности, Пионерской организации и Комсомола.
 
 
В помощь Обществу «Долой неграмотность» создавались агитационные материалы, призывающие людей участвовать в борьбе с неграмотностью. В различных регионах создавались так называемые ликпункты, где проводились занятия с неграмотными и малограмотными; распространялись газеты и книги.
 
 
Ликвидация неграмотности в Советской России было политическим делом и составляющей частью Культурной революции. Правительством Советской России был назначен нарком просвещения и им стал Анатолий Васильевич Луначарский. Он был незаурядным человеком, имевшим множество дарований. Некоторые буржуазные политики назвали его самым культурным министром просвещения в Европе. Луначарский полагал, что надо выделить этапы формирования нового человека в России и на первом этапе ликвидировать неграмотность населения.
Еще один очень известный большевистский политик и государственный деятель Советской России Надежда Константиновна Крупская непосредственно стала руководить работой по ликвидации неграмотности.
       
 
 
                                                          


 
Чтобы повысить интерес населения к получению начального образования, проводились многочисленные культурные походы по домам. Члены общества «Долой неграмотность» рассказывали  людям о необходимость учёбы, приглашали их на занятия. Часто в роли агитаторов и учителей выступали дети и подростки, носившие красные галстуки (члены пионерской организации) и комсомольцы.
Повсеместно, в деревнях, рабочих посёлках открывались избы-читальни, где людей обучали грамоте, читали книги. Усилиями Крупской расширялась сеть сельских школ и библиотек. В самые дальние национальные сёла выезжали молодые учителя работать с детьми и взрослыми. Для обучения взрослых создавались специальные Буквари для взрослых.
 
 


     Но, несмотря на все усилия, доля неграмотных людей была большой. Особенно мало грамотных людей было в далёких провинциях, и в республиках, недавно ставших советскими. Сказывалось  противодействие национальных и религиозных предрассудков. Учителям с большим трудом приходилось уговаривать  родителей приводить детей в школу.

В 30-е годы в России несколько раз проводились переписи населения (в 1937 и 1939 годах). По их данным доля грамотного населения к 1939 году достигла 81,2% (возраст от 9 лет и старше). Среди женщин грамотных было 73%. Существенной была разница между грамотностью сельского и городского населения. Грамотность в национальных областях РСФСР была существенно ниже, чем в центральных районах.
Среди детей  от 9 лет и старше доля неграмотных была меньше. Сказывались результаты большой работы школы и Пионерской организации по привлечению детей к обязательному начальному образованию. Но и здесь были свои трудности. Во время и после окончания Гражданской войны в России бродили тысячи беспризорных детей. Это были сироты, у которых не было родителей. Они сбивались в группы и приносили много проблем своим поведением,  хулиганством и воровством. Грамотных среди беспризорников было очень мало. Об остроте этой проблемы говорит тот факт, что борьбу с детской беспризорностью возглавил  Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский. Специально назначенные Дзержинским сотрудники ЧК, по всей стране отлавливали беспризорников и определяли их в детские дома. А для тех, кто был замечен в преступлениях, строилась система исправительно-трудовых колоний.
Советская страна стремилась достичь всеобщей грамотности, но началась Великая Отечественная война. Это обстоятельство существенно отодвинуло осуществление этого результата на несколько лет.
В послевоенные годы в СССР возобновилась работа по преодолению неграмотности. В разрушенных войной городах, посёлках и сёлах вновь открывались школы, куда записывали всех детей. Начальное образование повсеместно стало обязательным.  
 
 
 
 
 
Обучаться далее не у всех была возможность. Многие молодые люди обучались в школах рабочей молодёжи, на рабфаках при институтах и университетах. Обучение  рабочим профессиям происходило в ремесленных училищах.
Старались повысить грамотность среди населения и работники учреждений культуры. В библиотеках и избах-читальнях каждый человек мог прочитать газету, или взять книгу, обсудить прочитанное, послушать грамотных людей. Зачастую, библиотеки становились единственным местом общения односельчан.
Общими усилиями сотрудников органов образования и культуры к 70-м годам наша страна стала по праву считаться самой читающей страной в мире. Конечно, всеобщей грамотности в СССР так и не достигнуто, но и тот факт, что начальным школьным образованием были охвачены почти 100% детей, является большим достижением.
В 50-е – 80-е  годы  ХХ века наша страна достигла очень высокого уровня образования, соответственно был очень высокий процент грамотности среди населения СССР. Можно было гордиться тем, что СССР стал самой читающей страной в мире. Книга была очень популярна у населения. В книжных магазинах, библиотеках выстраивались очереди за книгами, популярны были встречи с писателями, книжные конференции и другие мероприятия. Читали все: от мала до велика, везде: в транспорте, на улице, дома, на работе.
В «лихие 90-е» и в начале XXI века интерес людей к чтению заметно уменьшился. Соответственно грамотность тоже понизилась. Судя по итогам ежегодных экзаменов по русскому языку, доля грамотных выпускников очень мала. Поэтому сейчас, как никогда, актуальным стали усилия международной общественности по борьбе с неграмотностью. Президент России объявил 2014 год - Годом культуры, 2015 год - Годом русской литературы, желая повысить интерес граждан к литературе, к чтению, что, несомненно, должно повысить грамотность россиян.
 
Составитель:
главный библиограф ЦДБ Канарейко Е.М.
 
Литература:
Вишняков, Ю. Борьба с неграмотностью в России и СССР //История.- 1996.- №29.- С. 8.
Даты сентября //Школьные игры и конкурсы.- 2015.- №8.- С.8.
 
 
 
Просмотров: 1184 | Добавил: natalya83 | Теги: Русский язык, Праздник, центральная детская библиотека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]