MENU

Листая журналы...

Выпуск № 2 (февраль 2021)

Два материала в журнале «Родина» № 1/21 рассказывают о яркой и загадочной любви. Первый – «Блаженный свет Куинджи» в рубрике «Вернисаж Родины» (стр. 52-57).

Кто хоть раз в жизни смотрел полотна этого автора, поражается цветовыми эффектами, некой мистикой, идущей от его картин. На них, почти библейских, превозносящих свет и тьму, каких-то пророческих, он сделал состояние.

Архип Куинджи вырос в бедности, сирота в услужении, малевавший картинки. Жизнь – на медные гроши: «Куинджи бедствовал, перебиваясь с хлеба на квас... Но какая-то сосредоточенная гордость замыкает ему уста».

Спас его от нищеты Павел Третьяков, который был потрясен его картинами. Первую он купил за 375 рублей, а спустя несколько лет уже предлагает за полотно 1500 рублей. Деньги – это свобода, возможность быть собой. Делать то, что должен делать по праву выражения себя. За картину «Днепр утром» Архип получает 3000 рублей, это больше 2,5 миллионов рублей в нынешнем измерении. А кому идут эти деньги? В 1904 г. он отдает 100 тысяч рублей на конкурс своего имени для живописцев (в нынешнем измерении 60 миллионов рублей!).

Куинджи покупает имение в районе Ялты. Три дома на 10 линии Васильевского острова за 35 тысяч. Он строит сад на крыше, где кормит  птиц. А что его жена Вера Леонтьевна? Она – незаметность, ее жизнь за занавеской. «Живут без прислуги. На себя тратят гроши. Обстановка проста, бюджет студенческий». А он мечтает отдать все, чем владеет, обществу имени себя. И содержать через общество даже жену, которая умирает от голода. «Твою женщину, когда тебя нет, не защитят. Не жди братства, спасай сначала ее», – так нашептывает январь 1921 года из морозного периода. «Не отдавайте свою женщину в чужие руки».

В рубрике «Литературный салон «Родины» на стр. 58-65 – публикация «Нина и Грин» – история бессмертной любви под «Алыми парусами». Ровно 100 лет назад – в 1921 году Александр Грин поставил точку в самой знаменитой повести и встретил самую большую свою любовь – Нину Миронову, которой и посвятил эту великую книгу. «Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродячей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал ее. Не мог насытиться. Тратил и жег себя со всех сторон. Я все прощал себе. Это время – эпоха в моей жизни».

Именно в те годы под его пером рождались выдуманные города, которые населяли странные люди. И мало кто верил, что это написал заядлый пессимист, человек, который не умел улыбаться. В грязном солдатском мешке в Петербург он привез самую чистую свою книгу «Алые паруса». О честных, добрых людях и о поисках простого человеческого счастья.

Он встретил Нину в 1918 году, и вновь в 1921: «Я долго тосковал по любви, искал ее, обманывался и снова искал». Она была в дырявых ботах, бывшая курсистка, а ныне медсестра тифозного барака. «Вы являетесь мне, как солнечный зайчик на темной стене». И ей вспоминается его первый поцелуй и трусливый побег после.

«Сашенька! Милый... Я любила тебя так, как может любить человеческое сердце, и чувствовала всегда твою нежную, ласковую любовь...». Она примет его безоговорочно, с его упрямством и нелюдимостью, с его церемонностью, с его сантиментами. Все полюбит в нем. И подарит лучшие «ласковые годы его жизни», одиннадцать отпущенных им лет.

В августе 1960 (через 28 лет после его смерти) Нина откроет музей Грина. И завещает похоронить себя рядом, хотя этого не разрешат. Но в 1970 году гроб с ее телом перенесут к мужу. Любящие должны быть вместе!

На стр. 53-56 журнала «Знание – сила» № 12/20 в рубрике «Вспоминая уходящий год» помещен материал «Научные новости – 2020». Огромный поток информации о пандемии заслонил важные научные открытия, которые были сделаны в уходящем году. Давайте узнаем о некоторых.

– К массовому вымиранию динозавров привело падение астероида, а не изменения климата из-за извержений вулканов. Для установления точного времени выброса вулканического газа потребовалось 40 лет! Ученые пришли к выводу, что единственной причиной смерти динозавров является метеоритный удар. А потепление на 2° позволило быстро восстановить жизнь на Земле после падения астероида.

– Больше трех четвертей водорода на Земле могло уйти внутрь ядра при образовании нашей планеты. Значит, возможно, ядро Земли оказалось самым крупным резервуаром воды.

Прочитайте научные новости на страницах журнала.

В рубрике «Размышления у книжной полки» журнала «Наука и жизнь» № 1/21 помещен материал «Дачное время». И что же такое все-таки дача, как глубоки ее корни, как и когда удалось ей войти в культурно-бытовой обиход целой страны? И почему сама дачная атмосфера настолько ярко отразилась в русской литературе? Давайте поищем ответы вместе.

Мы помним, как Ермолай Лопахин в пьесе «Вишневый сад» предлагает Раневской посадить «вишневый сад и землю по реке разбить на участки и отдавать потом в аренду под дачи». Практика превращения усадьбы в дачу к концу XIXвека распространилась весьма широко. На лето мог сдаваться дачный флигель, мог быть надстроен второй этаж. Антон Павлович пишет: «На моей даче имеется пруд с карасями. Дача расположена у подошвы горы, покрытой садом».

Дача могла вырасти из усадьбы, но уже в XVII веке дача означала земельный участок, полученный от государства. Дача максимально приближена к городу, ее неотъемлемая часть – железнодорожная станция. Жизнь в России стала динамичнее, переменчивее. И чуткая к таким нюансам литература запечатлела оживленное движение людей между городом и дачей. Насладитесь страницами «дачной жизни» русских классиков.

В журнале «Наука и жизнь» № 11/20 в разделе «Ума палата» на стр. 85-92 помещен интересный материал «Форматы книг в зеркале живописи». За многовековую историю книги постоянно видоизменялись, становились более красивыми. Появлялись приспособления, защищающие их от воровства, предметы, позволяющие сделать чтение комфортным. Менялись и форматы книг. Фигурные и складные, поясные и настольные, стационарные и мобильные – их многообразие можно изучать не только по научным трудам, но и по произведениям живописи.

Мастера книжного дела экспериментировали с формой, начиная со Средневековья. Выполненный в форме сердца сборник любовных баллад, молитвенник. Ведь сердце – символ открытости человека Богу, уединенная безмолвная молитва. Портативная поясная книга Германия имела переплет в виде конусообразного мешка из кожи, закрепленная узлом на поясе. С превращением бумаги в удобный повседневный переплет появляются бумажные вклейки, многослойные иллюстрации, помещаются подвижные детали. Появляются складные книги-тоннели. А какие еще были книги, прочитайте на страницах журнала.

Продолжение этой темы  «Форматы книг в зеркале живописи» вы найдете в журнале «Наука и жизнь» № 12/20 на стр. 92-98. Здесь можно узнать, какие книги читали в разные времена представители разных сословий. Самым популярным форматом уличной литературы были чепбуки – недорогие буклеты карманного формата. По ярмаркам и частным домам их разносили торговцы. Самым любимым в народе жанром были баллады – стихи для песенного исполнения. Прохожие останавливались послушать уличного певца, а затем купить текст песни. В темное время их декламировали при свете фонарика, в виде обернутой бумагой свечи. А какие форматы были в чести у привилегированных сословий?

 

Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
 главный библиотекарь Центральной городской библиотеки.

 

Просмотров: 369
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта
Создать бесплатный сайт с uCoz

Вверх