MENU
» К году театра
 На основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию. Тематические мероприятия будут проходить во всех российских регионах.
  Эмблема Года Театра представляет собой изображение греко-римского амфитеатра, символа и прообраза современного театра.
Ознакомительный видеоролик, посвященный Году Театра
  Подробнее обо всех мероприятиях, запланированных на Год Театра, вы можете узнать на сайте Года театра в России

  19 февраля стартует конкурс "Театр начинается... в библиотеке". Приглашаем принять участие и, возможно, даже выиграть приз! С положением о конкурсе можно ознакомиться здесь.

  

Сомерсет Моэм. «Театр»

  Частенько, после выхода на экраны очередной премьеры, в библиотеках звучат просьбы найти книгу, по которой данный фильм поставлен. Что лучше сделать раньше - посмотреть или почитать? Не часто бывает, когда произведения дополняют друг друга, позволяют посмотреть на героев, их проблемы с разных сторон. Для меня таким приятным исключением стал «Театр».
  Написал роман в 1937 году Уильям Сомерсет Моэм (25.01.1874 – 16.12.1965) – успешный британский писатель, автор 78 книг, литературный критик, агент британской разведки. О чём она? Об актрисе Джулии Лэмберт, успешной, с высокой репутацией, счастливой в многолетнем браке, матери взрослого сына. Годы идут, страсти поутихли, поклонники не радуют. Но неожиданно благоговеющий перед её талантом молодой бухгалтер Том Феннел вдруг вовлекает Джулию в связь и становится её любовником. В упорядоченную жизнь миссис Лэмберт вновь входят восторги любви и страсть. Но вместе с тем есть в ней и муки ревности, переживания по поводу ухода молодости. Она целиком отдаётся нахлынувшим чувствам. Со временем Джулия вынуждена признаться себе, что Том её не любит, она для него лишь «пропуск» в мир богемы и аристократии, где он теперь прочно закрепился и значительно улучшил своё финансовое состояние. Последним ударом становится известие о его отношениях с молоденькой актрисой ЭвисКрайтон. Но Джулия сумела взять себя в руки и «вылечиться». В конце романа после триумфальной премьеры в театре, оставив поклонников и репортёров, Джулия едет одна в ресторан на ужин, о котором давно мечтала. «Этот день стоил того. Ей удалось утвердить свою власть над публикой, дав представление, которое она не могла назвать иначе как блестящим, свести старые счеты, одним остроумным ходом избавившись от Элис и показав Тому, какого он свалял дурака, и – это было самое главное – доказать себе, что она свободна от раздражавших и подавлявших ее пут. Везет так уж везет». Рассматривая ресторанную публику, Джулия размышляет о том, что именно здесь, а не в театре, перед ней разворачивается настоящее представление. «Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность".
  С романом Моэма «Театр» я сначала встретилась благодаря великолепной телевизионной экранизации, снятой в 1978 году на Рижской киностудии режиссером Янисом Стрейчем. Игра замечательных актёров (Вия Артмане в главной роли, Гунар Цилинский, Ивар Калныньш, Валентинс Скулме, Эльза Радзиня и др.), музыка Раймонда Паулса оставили неизгладимое впечатление и подвигли на неоднократный повторный просмотр.
  А потом была книга. Читается легко, хорошо раскрывает жизнь театра. Внутренние замечания, монологи главной героини полны иронии, оживляют действие. «Язык Джулии сильно разнился, когда она говорила сама с собой и с другими людьми. С собой она не стеснялась в выражениях».
  Роман и экранизацию невозможно сравнивать. Они разные. Но они об одном: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры».

Н. Ильюшко, библиограф ЦГБ

Сделано на Padlet