MENU
» К году театра
 На основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию. Тематические мероприятия будут проходить во всех российских регионах.
  Эмблема Года Театра представляет собой изображение греко-римского амфитеатра, символа и прообраза современного театра.
Ознакомительный видеоролик, посвященный Году Театра
  Подробнее обо всех мероприятиях, запланированных на Год Театра, вы можете узнать на сайте Года театра в России

  19 февраля стартует конкурс "Театр начинается... в библиотеке". Приглашаем принять участие и, возможно, даже выиграть приз! С положением о конкурсе можно ознакомиться здесь.

  

Сомерсет Моэм. «Театр»

  Частенько, после выхода на экраны очередной премьеры, в библиотеках звучат просьбы найти книгу, по которой данный фильм поставлен. Что лучше сделать раньше - посмотреть или почитать? Не часто бывает, когда произведения дополняют друг друга, позволяют посмотреть на героев, их проблемы с разных сторон. Для меня таким приятным исключением стал «Театр».
  Написал роман в 1937 году Уильям Сомерсет Моэм (25.01.1874 – 16.12.1965) – успешный британский писатель, автор 78 книг, литературный критик, агент британской разведки. О чём она? Об актрисе Джулии Лэмберт, успешной, с высокой репутацией, счастливой в многолетнем браке, матери взрослого сына. Годы идут, страсти поутихли, поклонники не радуют. Но неожиданно благоговеющий перед её талантом молодой бухгалтер Том Феннел вдруг вовлекает Джулию в связь и становится её любовником. В упорядоченную жизнь миссис Лэмберт вновь входят восторги любви и страсть. Но вместе с тем есть в ней и муки ревности, переживания по поводу ухода молодости. Она целиком отдаётся нахлынувшим чувствам. Со временем Джулия вынуждена признаться себе, что Том её не любит, она для него лишь «пропуск» в мир богемы и аристократии, где он теперь прочно закрепился и значительно улучшил своё финансовое состояние. Последним ударом становится известие о его отношениях с молоденькой актрисой ЭвисКрайтон. Но Джулия сумела взять себя в руки и «вылечиться». В конце романа после триумфальной премьеры в театре, оставив поклонников и репортёров, Джулия едет одна в ресторан на ужин, о котором давно мечтала. «Этот день стоил того. Ей удалось утвердить свою власть над публикой, дав представление, которое она не могла назвать иначе как блестящим, свести старые счеты, одним остроумным ходом избавившись от Элис и показав Тому, какого он свалял дурака, и – это было самое главное – доказать себе, что она свободна от раздражавших и подавлявших ее пут. Везет так уж везет». Рассматривая ресторанную публику, Джулия размышляет о том, что именно здесь, а не в театре, перед ней разворачивается настоящее представление. «Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность".
  С романом Моэма «Театр» я сначала встретилась благодаря великолепной телевизионной экранизации, снятой в 1978 году на Рижской киностудии режиссером Янисом Стрейчем. Игра замечательных актёров (Вия Артмане в главной роли, Гунар Цилинский, Ивар Калныньш, Валентинс Скулме, Эльза Радзиня и др.), музыка Раймонда Паулса оставили неизгладимое впечатление и подвигли на неоднократный повторный просмотр.
  А потом была книга. Читается легко, хорошо раскрывает жизнь театра. Внутренние замечания, монологи главной героини полны иронии, оживляют действие. «Язык Джулии сильно разнился, когда она говорила сама с собой и с другими людьми. С собой она не стеснялась в выражениях».
  Роман и экранизацию невозможно сравнивать. Они разные. Но они об одном: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры».

Н. Ильюшко, библиограф ЦГБ

КНИГА В ГОД ТЕАТРА

Женский «театральный» детектив

Татьяна Устинова. «Шекспир мне друг, но истина дороже», роман

  Устинова Татьяна Витальевна (род. 21 апреля 1968) пишет не только детективные романы, но еще сценарии, делает переводы. Она редактор, журналистка, телеведущая. Последние несколько лет ведет, по-моему, очень хорошо, телепередачу «Мой герой» на ТВЦентр. В рейтинге книгопродаж Устинова в числе первых.
  Роман начинается с того, что режиссёр Максим Озеров вместе с молодым помощником Федей Величковским отправляется в командировку из Москвы в Нижний Новгород. Задание для такого профессионала не очень сложное: записать для Госрадиофонда спектакль Чехова «Дуэль» в местном Государственном театре драмы. Осложнений вроде не предвидится. Но на месте в первый же день их ждут - убийство режиссёра Верховенцева (Бочкина), покушение на приму Валерию Дорожкину, пропажа из сейфа директора крупной денежной суммы от мецената на ремонт крыши. А ещё будут – поджог дома зав. литературной частью театра Ольги Вершининой, нападения неизвестного, клубок из любви и страстей, превращение Ляли из «гусеницы» в «бабочку» и больная бабушка Любовь Сергеевна. В общем, как сказал Федя, начитавшийся мемуаров старых актёров: «Любой театр – это не только храм искусства, это еще всегда и обязательно осиное гнездо!».
  Развернуться и сразу уехать у московских гостей не получилось, пришлось принять участие в расследовании. А через несколько дней Озеров понял, что «незаметно для себя он как будто втянулся в пьесу о любви и смерти, втянулся до такой степени, что каким-то образом перемахнул барьер, и теперь сам играет на сцене среди актеров, и ему верится, что все происходящее – правда, что здесь, на сцене, и есть настоящая жизнь, а за бархатным ограждением – лишь зрительный зал, и от него, Озерова, зависит, поймут те, кто в зале, в чем смысл жизни, или нет!..» Помогают в этом деле московскому режиссеру – сосед Ольги Григорий Атаманов, Федор и влюбленная в него костюмер Василиса.
  Но во всём разобрались, спектакль успешно записали. Возвращаясь домой, Озеров «думал, что, как это ни странно, история оказалась про любовь. Вся – от начала до конца».

Александра Маринина.
«Смерть как искусство. Книга первая: Маски», роман
«Смерть как искусство. Книга вторая: Правосудие», роман

  Маринина (род.16 июня 1957) – автор детективов, криминальных драм, семейных саг. Она хорошо разбирается в том, о чём пишет. Юрист по образованию, подполковник милиции. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, имеет более тридцати научных трудов.
  Героиню серии детективных романов Анастасию Каменскую наш читатель и зритель знает и любит. Вот вам новая встреча с ней. В театре «Новая Москва» совершено нападение на худрука Богомолова, он в коме. Вскоре убивают молодого автора пьесы «Правосудие», которую недавно начали репетировать, Лесогорова. К расследованию привлекают Каменскую. С чего начать, как разобраться? «Так вот, имей в виду, в театре, не только в «Новой Москве», но и в любом, собирать информацию трудно, - предупредил ее [знакомый театрал] Гриневич. – Много выдумок выслушаешь, так что дели все, что тебе скажут, на сто пятьдесят и многократно проверяй и перепроверяй. Во-вторых, актеры – они особенные, никогда об этом не забывай. Они выдумывают и свято верят в то, что говорят, поэтому выглядят совершенно искренними. Они постоянно в профессии, и любой разговор, особенно с незнакомым человеком, это повод сыграть такой, знаешь ли, мини-моноспектакль, пускай даже только для одного зрителя». Каменская с первого дня работы убедилась, что он был прав: «…я бы тоже хотела узнать, как там у них в театре все устроено. Но боюсь, что мне это не под силу. Театр трепетно хранит свои секреты. Знаешь, вроде все обо всем рассказывают, никто не отмалчивается, никто не отказывается отвечать на вопросы, а все равно ничего не понятно. Наверное, чтобы понять театр, нужно в нем родиться и умереть». За ходом расследования наблюдают и необычные персонажи, уже появлявшиеся в произведениях Марининой, – Театр, Ворон, Камень, Змей, кот Гамлет… НастяПална Каменская и ее команда, как всегда, были на высоте и распутали этот театрально-криминальный клубок со злосчастным оберегом-пентаклем в середине.
  «Театр крепко спал, утомленный и успокоенный. Все вернулось на круги своя, люди из милиции больше не приходили, актеры играли спектакли, зрители радовались, удивлялись, восхищались и аплодировали, и по-прежнему между кулисами и падугами собирались облака восторга, смеха, слез и страданий, к которым Театр так привык и которыми дышал и питался. Люди из милиции ушли, раскрыв два преступления, но так ничего и не поняв в этом великом, прекрасном, невероятно сложном, таком простом и в то же время непостижимом явлении под названием Театр».
Читайте. Надеюсь, вам понравится, как и мне. Продолжение следует….
Н. Ильюшко, библиограф ЦГБ

Сделано на Padlet