MENU
» Листая журналы...

Выпуск 4

Главная тема журнала «Родина» №3 за 2024 года – 210 лет взятия Парижа. 210 лет назад русская армия удивила Наполеона, усмирила европейскую элиту и восхитила парижан.

Среди многих публикаций, посвящённых этой теме, можно выделить две: «Наполеон о решении Александра: ʺЭто превосходный шахматный ход!ʺ» и «Мы жгли Москву, был плен Парижу…».

В первой публикации, расположенной на страницах 11 – 19, читатель узнает о подробностях яркой наступательной операции, закончившейся капитуляцией французской столицы. Русская армия начала заграничный поход в 1813 – 1814 годах. Благодаря своим успехам и воле Александра к победе она вовлекла в антифранцузскую коалицию многие европейские государства. А с ресурсами всей Европы Франция тягаться уже не могла. Медленно её зажимали клещами. Наполеон, а он был действительно великий полководец, не учёл, что реальным главарём этого объединения был Александр. Упрямец, который задался целью покончить с ним, Наполеоном. Утром 30 марта Париж был атакован. Французы ушли из города утром  следующего дня. О том, что столица пала Наполеон узнал в Фонтенбло, не дойдя всего 40 километров до города. И 6 апреля он отрекся от власти.

На страницах 30 – 35 в статье «Мы жгли Москву, был плен Парижу...» затронута очень интересная тема истории эмоций. Это новое направление, которое исследует переживания обычных людей, вовлечённых в водоворот событий. Как же пушкинские современники реагировали на московский пожар в 1812 году?

Оказывается, накануне войны дворянское общество испытывало низменные эмоции, не имеющие ничего общего с патриотизмом. Пожар в Москве изменил ситуацию кардинально. Все россияне ощутили трагизм положения: «Москва наша мать, почти не существует! Две трети её лежат сокрыты под пеплом». Мародёрство французов, расстрел москвичей, сгоревшая Тверская… Это рождало чувство мести к незваным гостям, вторгшимся в Отечество. Автор разбирается, чем отличались русские победители от наполеоновских захватчиков. Считая Наполеона своим врагом, Александр не собирался мстить Франции и не стал требовать от парижан ключей от города. Не было грабежа и насилия, в армии царила образцовая дисциплина. Сила русского народа никогда и не была замешана на мести. И это самый важный эмоциональный урок истории.

 Очень редкий по направленности материал опубликован на страницах 54 – 65 журнала «Родина» №3 за 2024 год. Владимир Нордвик ведёт беседу с нижегородцем, который свою рутинную работу сделал высокой поэзией. В статье «Дворник Максим Печёнкин: ʺМожет быть, мир станет чище...ʺ» автор уверен: не важно, что у человека в руках – гитара или лопата. Важно, что это руки Мастера! А работает Максим тружеником скребка и лопаты в частном мини-футбольном клубе и рисует необычные картины на снегу. Рисовать он начал в 2022 году, когда случился зачётный снегопад: «Представил: моя лопата такое же перо, только большое. Взял да и написал на снегу: HELP». Потом на снегу появилось лицо девушки, дракон, веточка с елочными игрушками…Максим утверждает: «Я не художник, рисую для души. Хочется, чтобы люди добрее относились друг к другу. Мои картины в этом смысле ничего не изменят, но я хотя бы попытаюсь». У него много увлечений: он битломан, любит Высоцкого, поёт в ансамбле, сам пишет песни. С группой «Саквояж» объездил множество поселков.

Среди картин считает лучшей спящего человечка под одеялом: «Спит в кроватке, и так ему уютненько. Лежит, а вокруг машины ездят». Максим позитивный и светлый человек, что-то хочет изменить, чтобы было больше света. А разве этого мало?

Хранение: ЦГБ, БФ №1

В рубрике «Читая и вчитываясь» журнала «Знание – сила» №3 за 2024 год на страницах 77 – 82 Анна Кречетова публикует статью «Юрий Олеша о ʺчувствах добрыхʺ - и не очень». Юрий Олеша – кто он? Успешный писатель, не обделённый ни талантом, ни славой. Или человек трагической судьбы? Потомок старинного рода, считавший своим родным польский язык, - он, как ни странно, остался в послереволюционной России, вдали от родных. Какие загадки таит его творчество, и что нового мы можем узнать о нём?

Автор статьи опирается на литературоведческие исследования Ирины Панченко. Олеша уже в 15 лет стал автором толстой тетради стихов, написанных в Одессе.

На небе догорели янтари,

 И вечер лёг на синие панели.

От сумерек, от гаснущей зари,

Здесь все тона изящной акварели... (1917)

«Золотой медалист, эрудит, увлекающийся историей и латынью, Олеша стал одной из центральных фигур молодёжных литературных кружков. В это время он не бунтарь, … идёт вслед за классиками, напрямую обращаясь к Пушкину», - пишет Панченко. Он учится на юрфаке и полон смелых планов на будущее. Его окружение – дерзкие, молодые, счастливые. Свой творческий путь он начинает в редакции газеты «Гудок», как талантливый фельетонист под псевдонимом Зубило. В это бурное время, когда всё «переворотилось и только укладывалось», меняются взгляды, и он выбирает свой путь ухода от реальности. Но все его произведения всё равно рождают «чувства добрые» - сострадание и любовь.

В рубрике «Жизнь и Судьба в истории» этого журнала на страницах 85 – 92 в статье Александра Волкова «По следам Америго Веспуччи» речь пойдёт об известном путешественнике. Большую часть жизни он провёл вдали от морей и океанов, занимаясь коммерцией, и лишь на склоне лет пустился в плавания. Своим капризом судьба его обессмертила. Он единственный человек, чьё имя носит целый континент: и Северная, и Южная Америка. Христофор Колумб, который открыл эту часть света, не дождался таких почестей.

 В годы его юности никто из знавших его и представить себе не мог, что он чего-либо добьётся в этой жизни. Но его дядя сумел многим заинтересовать мальчика, привил любовь к книгам и географическим картам. Став банкиром, Америго слушал заворожённо путешественников и мечтал о далеких странах, сокровищах и тайнах. Путешествовать он начал в возрасте 50 лет, когда человек уже намертво прирастает к своей «ракушке». Плавание на испанском корабле знакомит его с новой землей, обитаемой дикарями, которые не ценят ни богатства, ни золота. Всё увиденное воспламеняло фантазию и вновь звало в море. Умение предвидеть, решиться и настоять на своём и привело его к успеху.

Хранение: ЦГБ.

 

Журнал «Караван Историй» №3 за 2024 года порадовал интересной публикацией «Театр уж полон, ложи блещут» о традициях и правилах для посетителей театра XIX века. Говорят, что средне статический россиянин сегодня посещает театр 1-2 раза в год. Выйдя с работы и не переодеваясь, зрители приходят в храм искусства за 15 минут до начала спектакля. Просто садятся на своё место и смотрят действие. Но ещё 200 лет назад всё было не так.

Театр был центром светской жизни, и его посещение имело свои цели, подчинялось жёстким правилам и устоявшимся традициям. Для выхода в театр требовалась определённая одежда. Для мужчин это фрак чёрного, синего или тёмно-красного цвета, белоснежная рубашка с накрахмаленными манжетами и вышитый жилет. Дополнения – шейные платки или галстуки, шляпы и одноразовые белые перчатки. Дама могла появиться в театре только в вечернем платье. Обязательными были перчатки, веер, украшения с драгоценными камнями.

Экипажи самых знатных особ пропускались максимально близко к крыльцу. Театральная обувь исключала хождения по улицам. У входа солдаты принимали у гостей меха и шубы и получали чаевые.

Приходить не к началу представления было нормой, а на балет – хорошим тоном! Первыми давали увертюру или часть симфонии. Гости проходили в зал в течении часа, было время пообщаться, разглядеть наряды дам, раскланяться со знакомыми. Без компании в театр не приезжали. И если иногда это могли себе позволить мужчины, то даму обязательно должны были сопровождать. И аплодировали только мужчины! И они же кричали «Браво!». Рассадка в зале строго соответствовала статусу и положению в обществе. Спектакль напоминал сборник концертных номеров. Часто после спектакля давали водевиль, ведь театр – это развлечение. В любой момент зритель мог выходить, заходить, перемещаться и на это не обращали внимания актёры. Первый спектакль считался сборный, второй – основной, а третий – разъездной, он шёл под постепенно пустующий зал.
 Интересно? А ещё читатель узнает, как готовили роль примы, и почему на сцене не могла появиться дама из высшего света.

Ещё одна публикация, которая привлекает внимание, «Рецепты Софи Лорен». Как гуси когда-то спасли Рим, так спагетти спасли Софи. По крайней мере, в это верит сама актриса, называя итальянскую кухню своей страстью, а идеально приготовленные спагетти – истинным произведением искусства. В её жизни было немало случаев, чтобы умереть от голода, поэтому она боготворит еду, свою спасительницу. Пицца и паста, спагетти и соусы – им Софи обязана аппетитными формами, которые составляют главный секрет её красоты. Девочка родилась незаконнорожденной, и если бы отец не дал ей свою фамилию в последний момент, то её жизненный путь начался бы с приюта. На пути у актрисы стояли голод, нищета, насмешки. Её отогревала своей любовью бабушка. Карло Понти стал для Софи всем: учителем, помощником, любимым мужчиной, надеждой и опорой в кино. В статье – интересная жизнь актрисы, полная боли, отчаяния, счастья и любви.

Хранение: ЦГББФ №6, БФ №1

 

В журнале «Смена» № 3 за 2024 год в публикации Светланы Марлинской «Советская принцесса» говорится о жизни Светланы Сталиной. О любимой дочери вождя народов написано немало статей, книг, сняты фильмы. Но в официальных биографиях умалчивается о неудачной личной жизни, о сложных отношениях с тремя детьми. Избалованная отцом, она жила, как в раю. Сталин часто повторял ей: «Ты хозяйка Кремля!» и заставлял членов ЦК выполнять любые её пожелания. Как сложилась жизнь советской принцессы? Кого она любила? Кого помнила? Как оказалась в Америке? Читайте об этом на страницах 57 – 63.

Каждому знакомо имя Людмилы Зыкиной, а если не имя, то песни известны абсолютно точно. О талантливой русской певице в статье «Мисс Волга» пишет Евгения Гордиенко. В семье, где она выросла, пели все. И таких чудесных голосов певица не слышала нигде: «У бабушки был альт, у отца – бас, у тёти Паши – скорее всего, меццо. А вот у мамы был голос совершенно своеобразного тембра, высокий». Людмила наряду с пением училась играть на гитаре и гармони, прекрасно танцевала. Как и все девчонки той поры мечтала об авиации. Играла в волейбол, футбол, хоккей – ни в чём не уступала мальчишкам. Песня «Течёт река Волга» стала визитной карточкой певицы. С ней мечтали спеть зарубежные коллективы, о которых она знала только по фотографиям или рассказам. Так, «Битлы» исполнили вместе с ней «Вот мчится тройка почтовая». О творчестве и любви Людмилы Георгиевны читайте на страницах 100 – 105.

Хранение: ЦГБ

 

 

Листала журналы Тимченко Лариса Григорьевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

 

Предыдущие выпуски:

2020 

2021

2022

2023

2024

Полный перечень периодических изданий, выписываемых библиотеками МБУК ЦБС г. Вилючинска.

 

МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх