12:09 Традиционные праздники русского народа – Святки и Крещение | |
12 дней после Рождества Христова на Руси называли Святками, то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества и Богоявления. Святки – христианский праздник, но к нему примешивалось немало языческого, унаследованного с древнейших времён. У наших предков-славян с давних пор во время Святок существовали обычаи рядиться, «играть козу», устраивать шумные гуляния с катаниями и плясками, жечь костры, гадать. По сей день продолжают существовать ряжения, гаданья и другие святочные забавы и развлечения. Накануне Рождества и все дни Святок полагалось проделывать целый ряд магических действий. Считалось, что таким образом обеспечивается благополучие на весь последующий год – чтобы урожай был богатым, был хороший приплод скота, заключались удачные браки, дети росли здоровыми. «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится яровая». «На свят вечера тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были». Молодёжь устраивала шумные гулянья – все ходили ряжеными, делали маски из бересты и цветной бумаги, пели колядки. Слова «колядки», «Коляда», как и «календарь», происходят от латинского «календа» – так древние римляне называли первые десять дней каждого месяца. В народе Колядой называли как период Святок, так и мифологическое существо, которое этот период символизировало. Вечерами собирались всей семьёй, пели, рассказывали сказки, загадывали загадки. Обязательно находился любитель задавать шуточные вопросы. Старшие уже знали ответы и редко попадали впросак, а дети то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех. Каждый день Святок имел особое название и значение. Сразу после Рождества наступали «Бабьи каши» – праздник повивальных бабок и рожениц. Далее шёл Стефанов день, который считался одним из основных годовых сроков для найма батраков. На Анисью (12 января по новому стилю, 30 декабря по старому) резали гусей. Канун Нового года назывался Маланьей или Васильевой колядой. Новый год приходился на Васильев день – по имени святителя Василия Великого. Накануне, в Васильев вечер, готовили обильное праздничное угощение. Новогодняя трапеза называлась Богатой кутьёй, Жирной кутьёй или Щедрухой – от слова «Щедрый». На стол выставлялось всё самое лучшее. Главным и обязательным блюдом был поросёнок, поэтому Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником. После Нового года начинались «страшные вечера», отмеченные особым разгулом нечистой силы. Продолжались они до Крещения, когда освящённая вода смывала с земли всю нечисть. Крещение (которое иначе ещё называется Богоявлением) приходилось на 6 января (19-е по новому стилю) и завершало святочный период: «Крещенье – всем делам вершенье». Крещенский вечер называли Вторым сочельником или Голодной кутьёй – в этот день держали пост. Готовили нечётное количество блюд: кутью, бобы, блины, кисель, хлеб. В хлев для домового ставили блины. Собирали крещенский снег – им белили холсты и умывались. Считалось, что он исцеляет разные немощи, а снежное умывание прибавляет красоты. День накануне Крещения был главным днём святочных гаданий. Гаданиями обычно занималась молодёжь. Пели подблюдные (от слова «блюдо») песни и под них гадали. Парни и девушки собирались вечером в избе, брали блюдо, и на него каждый из присутствующих клал какую-нибудь мелкую вещь – кольцо, серёжку, ленту или пояс, блюдо накрывалось полотенцем. Потом пели подблюдные песни с припевом: «Кому вынется, тому сбудется, не минуется». Под припев вынималась одна вещица и по содержанию песни определялась судьба её хозяина или хозяйки. Иногда кольца всех участников гадания клали в сосуд с водой – это называлось «кольца закидывать». Именно так гадала на Святках пушкинская Татьяна Ларина: Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою… Описание святочных гаданий находим во многих фольклорных сказаниях и в произведениях русских классиков: Жуковского, Пушкина, Некрасова. Главным событием Крещения было водосвятие, то есть церковное освящение воды в водоёмах, в особой проруби в виде креста. Она называется «Иорданью» в честь реки Иордан, в которой принял крещение Иисус. Освящение воды в народе называлось «водокрещи». Иногда так называли и сам день Крещения. Существовал обычай ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется, а небо открывается. О чём открытому небу помолишься, то сбудется. Помолившись и почерпнув в реке воды, приносили её домой и сохраняли. Считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь. После Крещения дело всё решительнее поворачивает к весне, хотя ещё трещат крещенские морозы. Недаром говорили: «Трещи не трещи, а минули водокрещи», «Дуй не дуй, не к Рождеству пошло, а к Великодню» (то есть к Пасхе). Предлагаем проверить, насколько хорошо вы знаете народные традиции, с помощью онлайн-викторины «Святки-колядки, или Как развлекались наши предки зимними вечерами».
Источники:
Материал подготовили Мария Батова и Екатерина Мяч, | |
|