MENU

Секреты живописи

Секреты живописи

Не у каждого есть возможность побывать в известных художественных музеях, чтобы увидеть признанные шедевры мирового искусства. Помочь в этом могут альбомы и книги по живописи. В них найдётся информация о творчестве художников, направлениях и стилях, они подскажут, как понять сюжеты картин и «читать» живопись.

Мулен А. Ю. От Дюрера до Гойи:100 шедевров Прадо /Анна Мулен. – Москва : АСТ, Времена, 2021. – 251, [5] с.: цв. ил. ; 21 см. – (Искусство в лекциях Паолы Волковой).

Книга представляет собой замечательный путеводитель по основным шедеврам известного музея Прадо, который находится в Мадриде. Эту сокровищницу всемирного искусства ежедневно посещают тысячи туристов из разных стран. Читателю предоставляется возможность, не выходя из дома, увидеть уникальные работы великих мастеров: Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Тициана, Дюрера, Босха… В предисловии к изданию говорится об истории появления музея, даются интересные факты о нём. «Музей – наследие целой эпохи славы, могущества и богатства, и делает честь испанцам, что они сумели сохранить его». В каждом из 6 разделов предлагается информация об искусстве отдельной страны: Испании, Голландии, Италии, Германии, Англии и Франции. В них представлены краткие сведения о художниках, их портреты, картины, цитаты авторов и искусствоведов. К картинам даётся краткое описание, из которого читатель узнаёт историю написания полотна, получает сведения о героях картин, что позволяет понять сюжет. В отдельных рамочках приводятся интересные факты о живописцах. Например, читая о Караваджо, узнаём, «что не было обнаружено ни одного его рисунка или эскиза. Получается, что художник все свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте».

Формат книги стандартный, но страницы плотные, гладкие, хорошо оформленные. Единственный недостаток: иллюстрации небольшого размера и их неудобно рассматривать.

Хранение: ЦГБФ1

 

Матвеева, А. А. Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо /Анна Матвеева. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. – 508, [4] с., [12] л. цв. ил.; 21 см. – (Проза Анны Матвеевой).

О художниках написано немало литературы. Но Анна Матвеева посвящает своё произведение натурщицам. Девушкам и женщинам, чья красота и молодость, чьи радости и печали запечатлены великими мастерами. Быть натурщицей – тяжкий труд. Требуется неподвижно стоять или сидеть на одном месте, порой застыв в неудобной позе.

Кем были эти женщины, «вечные музы и соавторы», которые смотрят на нас со знаменитых полотен? «Натурщица – полноправная участница как провала, так и успеха любой картины». Но её имя, в отличие от художника, знают не все. Автор задаётся вопросом: «А сами живописцы? Кем были бы они в жизни: Рембрандт без Саскии, Ботичелли без Симонетты, Модильяни без Жанны, Матисс без Лидии, Брюллов без Юлии?…»

В книге 18 историй о взаимоотношениях известных живописцев и женщин, которые служили источником вдохновения для них. Были ли они счастливы? Как жили до встречи с художником и после позирования? Конечно, таких сведений сохранилось немного. Но автор попыталась рассказать о натурщицах как можно больше. Читатель узнает, кто вдохновлял Праксителя и Апеллеса, Рубенса и Мане, Пикассо и Дали… Каждая глава посвящена одному художнику, доносит до читателя историю его жизни и его модели, которая через творение гения стала бессмертной. Любящие и возлюбленные, простолюдинки и аристократки, с разными характерами и жившие в разные эпохи – они стали свидетелями рождения шедевров.

9 счастливых лет подарила судьба Рембрандту для жизни с любимой Саскией. Он запечатлеет её в образе Флоры, Магдалины, Сивиллы... Знаменитую Данаю художник писал 11 лет. Считается, что и здесь он изобразил Саскию, но …у неё другое лицо. Чьё же?

Любимой натурщицей Дега, Тулуз-Лотрека и Ренуара была Сюзанна Валадон. Она стала первой в истории Франции женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств. Втайне от мастеров Сюзанна увлечённо рисовала, и уже в 18 лет написала первый автопортрет. На полотнах Валадон прекрасные натюрморты и портреты, а пейзажи не уступают работам известных мастеров.

Русская красавица Лидия Делекторская стала помощником, натурщицей и музой А. Матисса. Её первый портрет художник назвал «Голубые глаза». На каждой работе живописец ставил дату и посвящение «A Lydia H. Matisse». Около сотни полотен Матисса Лидия передала Эрмитажу и Пушкинскому музею.

Хранение: ЦГБФ1

 

Кортунова, Н. Д.  Как читать и понимать живопись: интенсивный курс / Н. Кортунова. – Москва : АСТ, 2019. – 191, [1] с.: цв. ил.; 22 см. – (Как читать и понимать).

Пабло Пикассо считал, что искусство живописи не поддаётся прочтению: «Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?» И в самом деле, глядя на работы современных представителей авангарда, часто задаёшься вопросом: «Что имел в виду художник?» Но классическая живопись старых мастеров является отражением определённой эпохи. Зная, в какое время было создано произведение, мы можем понять и его смысловое значение. Наталья Кортунова приоткрывает завесу тайны над шедеврами западноевропейской живописи: «Для книги выбирались самые известные произведения». Вся информация от наскальных рисунков до современных картин представлена в хронологическом порядке, изложена простым и понятным языком. Читатель может проследить, как менялись вкусы, формы и техника живописи, темы, сюжеты. Автор предлагает детальное описание картин: выражение лиц героев, цвета, сюжеты. Очень познавательна глава «Как смотреть на картину» на примере произведения Веласкеса «Менины».

В книге три больших раздела. Первый рассказывает об истории развития живописи, знакомит с самыми яркими представителями отдельных периодов: Сезанном, Ван Гогом, Модильяни, Мунком и др. Автор помогает разобраться в течениях: модернизме, экспрессионизме, пост-импрессионизме и т.д. Вторая часть знакомит с основными жанрами живописи. Одним из древних жанров стал портрет. XVII век был временем расцвета для натюрморта. Признанными мастерами пейзажа, как самостоятельного жанра, становятся голландские мастера. И третья – посвящена различным техникам и материалам. Читатель узнает, из чего готовили краски, какими инструментами пользовались. Здесь же подробно рассказывается, как создаётся картина. Эта энциклопедия научит разбираться в стилях, жанрах, эпохах и именах.

Хранение: ЦГБ

 

Волкова, П. Д. Лучшие художники. От Ренессанса до Нового времени / Паола Волкова ; автор-составитель С. Мотылькова . – Москва : АСТ, 2020. – 222, [2] с.: цв. ил.; 22 см. – (Искусство для  вундеркиндов).

Книга Паолы Волковой откроет перед читателем манящий и загадочный мир искусства. Известный искусствовед, историк культуры в первой книге рассказывает о 9 гениальных художниках эпохи Возрождения и Барокко: Джотто, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Босх, Веласкес и Рембрандт. Каждая глава представляет интересный, эмоциональный рассказ о художнике и каком-либо его произведении. Автор помогает понять картину, даёт подробные комментарии и объяснения. Знакомясь с творчеством Джотто, читатель узнаёт о символах, зашифрованных в картине, о легендах и библейских сюжетах.

«Весна» Боттичелли стала невероятно популярной, её растащили на «цитаты, на календари, женские платки, на дизайн». Микеланджело был не только живописцем, но и скульптором и поэтом. Во Флоренции находится созданная им гробница Медичи, о которой и говорится в книге. С новой стороны открывается Леонардо, который изучал биологию, минералогию, картографию, анатомию, моделирование и многое другое. В том числе он был и художником.

Немецкий художник Альбрехт Дюрер по своей значимости и гениальности равен Леонардо да Винчи. Читатель знакомится с гравюрой на меди «Меланхолия». Дюрер создал свою технику: он водил по доске не резцом, а двигал доску под рукой.

На примере Веласкеса и Рембрандта автор знакомит со стилем барокко, основная черта которого причудливость. В книге яркие чёткие иллюстрации, дающие представление о творчестве художников. В каждой главе цветные фрески с интересными фактами.

Хранение: ЦГБ

 

Читайте книги по живописи, учитесь понимать искусство, знакомьтесь с художниками и их полотнами!

Училась понимать живопись Тимченко Лариса Григорьевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 97
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх