На стр. 66-75 журнала «Знание - сила» № 4/21 расположен материал Анны Кречетовой «Хозяин тайги – Дерсу Узала». Первая книга Владимира Арсеньева вышла в свет в 1921 году, вторая – в 1923 году. Напечатанные на плохой бумаге, с большим количеством опечаток, они практически не были замечены. Но со временем судьба хозяина тайги завоевала сердца читателей. Хотя, что могло объединить Дерсу Узала и Арсеньева? Люди, с которыми Арсеньев пришел в тайгу, именовались «стрелки». В лесной чаще, завидев зверя, они тотчас вскидывали винтовки. А Дерсу Узала, не пасынок природы, а ее любящий сын, не зря считал живым все вокруг. Камень, сопка, дерево, зверь – это «люди», хорошие или плохие, но живые и чувствующие боль. Насколько эти представления были наивны... Кто же он был такой – Дерсу Узала? Именно от него Арсеньев учится любить и понимать жизнь. Действительно, народы тайги могут научить человечество жить на земле в согласии с природой. Они оказываются добрее, гуманнее. Мы приходим к пониманию их мировоззрения только сейчас, на грани исчезновения жизни на Земле. В этом выпуске я хочу познакомить вас с новым журналом, который выписывает библиотека – «Читаем вместе». Это навигатор в мире книг. Электронную версию можно найти в интернет-магазине «ЛитРес». В журнале есть ряд рубрик: «Рейтинги продаж», «Место силы», «Книги для детей», «Новинки», «Интервью», «Биография». Хотелось бы обратить ваше внимание на материал, размещенный в № 4 за 2021 год на стр. 4-5 «Незримый главный герой в романе – голод в Поволжье». В рубрике «Как это было» дается интервью Гузель Яхиной о новом романе «Эшелон на Самарканд». Роман был встречен достаточно насторожено, может быть даже враждебно. Автор обращается к очень сложным и неоднозначным периодам нашей истории. «Для меня написание книги о ранней советской эпохе – попытка разобраться в сегодняшнем дне. Если говорить о 1917 годе, то это водораздел: революция возвела стену непонимания, вражды, забвения между поколениями. Это лейтмотив той эпохи», – считает автор. «Тема – совершенно трагическая. Важно было не провалиться туда. Надо было найти противовес. Придумала любовную линию, задала основной жанр – приключение. Описала как можно более яркий мир беспризорных детей. Надеюсь, что роман все же читается легко, что сюжет увлекает. Считаю, что главная тема – человечность как непременное условие выживания любого общества. Дети эшелона живут только благодаря милосердию взрослых, объединенных единой целью – спасти детей». В журнале«Популярная механика» № 4/21 на стр. 36-46 опубликован материал Сергея Цыпцына «Лучше, чем жизнь». Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино – взрывы, цунами, динозавры. Казалось бы, закон Мура работает, компьютеры становятся в сотни раз мощнее. Но режиссеры хотят все более крутых взрывов, массовых разрушений и страшных тварей. Закон Джима Блинна говорит о том, что время просчета одного кадра графики не зависит от технического оснащения студии – оно определяется сроками сдачи проекта. То есть, чтобы обработать всю красоту, железа всегда будет мало. Графика слишком сложна! Поэтому каждый год эффекты становятся все сложнее, В последней «Истории игрушек» были кадры с шестью миллиардами листьев и триллионом сосновых иголок. Из этой статьи вы узнаете, как мы приближаемся к искусственному интеллекту. Четвертый номер журнала «Родина» за 2021 годпосвящен Юрию Гагарину: «Первый, увидевший Землю». Человеку, который 60 лет назад дал шанс землянам взглянуть на себя со стороны. И начинается этот большой раздел с Константина Циолковского «Дурные баллы уменьшают силу учащихся...» Этот советы отца космонавтики, который 40 лет работал в школе учителем: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой». Он умел рассказывать обо всем в наглядной доступной форме: «Летом мы катались на моей лодке, купались и практиковались в геометрии». Или: «Зажженный водород у меня свистел и гудел на разные голоса. А монгольфьер летал по классу на ниточке, и я давал держать эту ниточку всем желающим. Большой шар, с легкой куклой, производил всеобщее оживление и радость». А вот несколько мудрых советов учителя.
В 1918 году Циолковской пишет большую статью о школе будущего, которая увидела свет только в ХХI веке. Она завершается следующими строками: «Все описанное мало осуществимо и представляет далекий идеал...» В рубрике «Литературный салон Родины» журнала «Родина» (№ 4/21) на стр. 80-85 можно прочитать о Федоре Сологубе «Розы и розги Федора Сологуба». Федор был классиком упадка и вырождения. Учитель-инспектор Федор Кузьмич Тетерников и он же – крупнейший поэт. По роли и значению в русской словесности ХХ века его можно было назвать и «учителем» и «инспектором». Автор прекрасных стихов, учебника по геометрии и «прикладного пособия по телесным наказаниям». Учителя математики называли «превосходным педагогом»: «Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился, прятал». Все в нем было противоречиво. Разумный хозяин и «кирпич в сюртуке», лирический поэт и автор учебника по геометрии, мещанин и писатель «Мелкого беса», где просто размазал мещанство. Когда в «салоне» Сологуба читали стихи по кругу и кто-то говорил, что у него нет больше стихов, Федор восклицал: «А вы поищите в карманах...» Жизнь его поделила революция. Там – слава поэта России и центра культуры, а здесь – старичок, тянущий на салазках гнилые шпалы – дрова для печки. Шесть лет будет жить в квартире и ежедневно видеть место гибели жены. Одно из последних стихотворений начиналось так: «Был когда-то я поэт, а теперь поэта нет...» За два дня до смерти он сожжёт все письма, рукописи, дневники и словно молитву будет твердить: «Дай мне жизнь еще, хоть немного, чтоб я новые песни сложил...» «Люблю я грусть твоих просторов, Мой милый край, святая Русь...». В рубрике «Люди» журнала «Фома»(№ 4/21) помещен интересный материал «Гефсиманский сад». О чем это главное евангельское стихотворение Бориса Пастернака, один из ключей к пониманию романа «Доктор Живаго»? Ведь именно оно завершает главную книгу автора. О чем же этот пронзительный поэтический текст? Сочетание стихов и прозы (заключительная часть романа представляет сборник стихов) входило в творческие замыслы Пастернака. Стихами он укрупняет образ главного героя и поручает Живаго свои мысли и переживания, раскрывает свое трепетное отношение к Вере в Христа: «Ты значил все в моей судьбе...» «Гефсиманский сад» приближает читателей к главному библейскому событию – распятию и воскресению Иисуса Христа. Именно переходом в вечность, завершением жизненного пути и началом пути небесного завершается роман. Жизнь не кончается! Если для вас «Доктор Живаго» остается зашифрованным текстом, прочтите эту статью Аси Занегиной. Листала журналы Марчук Анна Васильевна, | |
Просмотров: 358 |