07:09 Вершина творчества великого Карла: к 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова | |
Искусства мирные трофеи Е. Боратынский
Карл Брюллов – единственный русский художник, который был награждён лавровым венком и бриллиантовым перстнем из рук самого императора. Художнику принадлежит неподражаемая роспись купола Исаакиевского собора площадью около 800 квадратных метров. А за картину «Последний день Помпеи» его считали «первой кистью государства». Карл родился в Санкт-Петербурге 23 декабря 1799 года в семье француза и немки. Академик императорской Академии художеств Павел Брюлло (так звучала фамилия до 1822 года), скульптор и резчик по дереву, продолжал дело своего отца и деда, поэтому и дети в семье рождались с готовой судьбой… Никто не помнит, как маленький Карл начал рисовать – всё получилось само собой. Он рисовал мелом на грифельной доске, карандашом на бумаге… Отец, приметив способности сына, стал их развивать. В 10 лет мальчик принят в Академию художеств без конкурса, где по ночам порой бежал к свече, охваченный необоримым желанием порисовать. Его рисунки были столь совершены, что просились в образцы. На монументе «Тысячелетие России» в нижнем ярусе изображена фигура Карла Брюллова – единственный художник среди писателей и композиторов. Здесь он статный красавец с тонкими чертами лица, хотя в жизни выглядел совершенно иначе. Дмитрий Григорович писал: «Наружность его не имела ничего внушительного. Он был маленького роста, толстый. На коротеньких ножках. Серые глазки его, окруженные припухшими красными веками, смотрят насмешливо…». «Но при виде его я замирал, руки мои холодели, язык прилипал к гортани. Всё в нём казалось прекрасным, даже величественным». Его монументальные полотна, портреты современников составляют золотой фонд русской живописи. Блестящий, великолепный, единственный, неповторимый – эти эпитеты сохранились за ним навсегда. Такую высокую оценку вызвала картина «Последний день Помпеи», размер которой впечатлял: 456,5 см на 651 см. Полотно стало личным триумфом художника и триумфом искусства. После этого «маленьким» художника больше не называл никто и никогда. Тема Помпеи была популярна для творчества начала XIX века. Мощное извержение Везувия, унёсшее жизни около 2000 горожан, началось 24 августа 79 года и продолжалось около суток. На расположенные рядом города опрокинулось около 10 миллионов тонн пепла, камней и лавы. После извержения пошёл сильный дождь, и пепел законсервировал под шестиметровой толщей великую цивилизацию первого века нашей эры: булыжные мостовые, статуи, дома, храм и тела тех, кто не успел спастись. Только во второй половине XVIII века город был случайно обнаружен. Летом 1827 года Карл Брюллов попадает на раскопки, где археологи стали пустоты заполнять гипсом. И на глазах художника они стали превращаться в гипсовые фигуры погибших людей. Он испытывает новые ощущения, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Художник изучает исторические данные, свидетельства очевидцев, общается с археологами, посещая древний город, и создаёт этюды и эскизы с натуры. Картина точно передает вид Помпеев. Место действия – перекресток, известный под названием «Улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях усопших. Ключевым моментом является сам Везувий, ставший причиной этой страшной трагедии. В 1828 году вулкан стал проявлять свою активность, и художнику удалось увидеть и сделать с натуры этюд извержения Везувия. В 1830-1833 годах он работает на огромном полотне, которое наполняется жизнью, духом неизбежной гибели. Брюллов стремился к максимальной достоверности даже в деталях: «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя…» Предметы быта и украшения заимствует в музеях. Основные группы фигур он воссоздал по запомнившимся ему слепкам погибших. Многократно меняет расположение фигур, варьирует позы, замещает группы. Картина забирает все силы, он пишет её на пределе духовного и физического напряжения. Порой мастера буквально выносили на руках из мастерской. Полотно уже было почти закончено, но что-то художнику не нравилось. «Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую, и увидел законченную картину». Слухи о масштабном полотне, которое создает Брюллов, дошли до Вальтера Скотта. Он, ещё не оправившийся от инсульта, отправляется в Италию для реабилитации. Приехав в Рим, писатель оставляет без внимания Колизей, собор Святого Петра и просит, чтобы его пустили посмотреть на незаконченное полотно русского. Тот отказывается. Но к Брюллову приходит целая делегация английских художников. И вот Вальтер Скотт у картины. «Он просидел неподвижно перед картиной целое утро. Весь смысл и всю подноготную понял!» ─ так вспоминал живописец. Поднявшись, подошёл к Брюллову и, пожав ему обе руки, сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но увидел целую эпопею». Работа над картиной длилась шесть лет, и первая демонстрация прошла в мастерской Карла Брюллова в Риме в 1833 году. Дальше показы следуют один за другим: «Весь город стекался дивиться ей». Русский художник Григорий Гагарин вспоминает: «Ему посвящали стихотворения, его носили по улицам на руках с музыкой, цветами и факелами». В конце 1834 года картину выставляют в Петербурге, в Эрмитаже. Меценат Анатолий Демидов, который спонсировал её создание, выплачивает художнику гонорар в 40000 франков и дарит полотно царской семье. В России того времени картина воспринималась новаторской: художник показал, не подвиг одного героя, а затронувшее многих людей стихийное бедствие. Так, в русскую историческую живопись вошёл народ. Новизна ещё и в том, что Брюллов использует два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубые на переднем плане. Красный цвет у мастера зазвучал мажорно и драматично. Никогда ещё персонажи не были показаны в таком активном движении: они пробегают мимо, едут верхом, протягивают руки, вихрем взметаются драпировки. Написанная в Италии картина поражает спецэффектами: падающими статуями, обезумившими конями, столкновением света молний и со стихией огня. Автор в картину спрятал много тайных смыслов и знаков, разгадывать их можно часами. На картине изображён христианский священник, который вбегает в город, на груди – крест, в руках кадильница и чаша для причастия. А языческий жрец, убегающий вместе со всеми, символизирует гибель старого строя и начало новой христианской цивилизации. Несколько женских образов на картине написано с Юлии Самойловой, которая была единственной любовью Карла Павловича. Он всегда преклонялся перед этой женщиной и страдал, ведь чувства были неразделённые. И впервые в русской живописи автор включает свой автопортрет в число персонажей – художник, несущий на голове ящик с кистями. Он готов разделить их судьбу и рассказать о ней с помощью своего искусства. «Последний день Помпеи» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В 2024 году проводилась реставрация масштабного полотна Карла Брюллова. Посетители Русского музея могли наблюдать за работами через прозрачную перегородку. Увидеть обновлённую картину можно на выставке в Михайловском дворце «Великий Карл», где представлено более 400 произведений гениального художника. А в библиотеках Вилючинска читателей ждут книги о жизни и творчестве Карла Брюллова. Литература:
Изображение для превью из открытых источников Интернета.
Главный библиотекарь | |
|