MENU
Главная » 2024 » Декабрь » 22 » Вершина творчества великого Карла: к 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова
07:09
Вершина творчества великого Карла: к 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова

Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!

Е. Боратынский

 

1

Источник изображения 

Карл Брюллов – единственный русский художник, который был награждён лавровым венком и бриллиантовым перстнем из рук самого императора. Художнику принадлежит неподражаемая роспись купола Исаакиевского собора площадью около 800 квадратных метров. А за картину «Последний день Помпеи» его считали «первой кистью государства».

Карл родился в  Санкт-Петербурге 23 декабря 1799 года в семье француза и немки. Академик императорской Академии художеств Павел Брюлло (так звучала фамилия до 1822 года), скульптор и резчик по дереву, продолжал дело своего отца и деда, поэтому и дети в семье рождались с готовой судьбой… Никто не помнит, как маленький Карл начал рисовать – всё получилось само собой. Он рисовал мелом на грифельной доске, карандашом на бумаге… Отец, приметив способности сына, стал их развивать. В 10 лет мальчик принят в Академию художеств без конкурса, где по ночам порой бежал к свече, охваченный необоримым желанием порисовать. Его рисунки были столь совершены, что просились в образцы.

На монументе «Тысячелетие России» в нижнем ярусе изображена фигура Карла Брюллова – единственный художник среди писателей и композиторов. Здесь он статный красавец с тонкими чертами лица, хотя в жизни выглядел совершенно иначе. Дмитрий Григорович писал: «Наружность его не имела ничего внушительного. Он был маленького роста, толстый. На коротеньких ножках. Серые глазки его, окруженные припухшими красными веками, смотрят насмешливо…». «Но при виде его я замирал, руки мои холодели, язык прилипал к гортани. Всё в нём казалось прекрасным, даже величественным». Его монументальные полотна, портреты современников составляют золотой фонд русской живописи. Блестящий, великолепный, единственный, неповторимый – эти эпитеты сохранились за ним навсегда. Такую высокую оценку вызвала картина «Последний день Помпеи», размер которой впечатлял: 456,5 см на 651 см. Полотно стало личным триумфом художника и триумфом искусства. После этого «маленьким» художника больше не называл никто и никогда.

Тема Помпеи была популярна для творчества начала XIX века. Мощное извержение Везувия, унёсшее жизни  около 2000 горожан, началось 24 августа 79 года и продолжалось около суток. На расположенные рядом города опрокинулось около 10 миллионов тонн пепла, камней и лавы. После извержения пошёл сильный дождь, и пепел законсервировал под шестиметровой толщей великую цивилизацию первого века нашей эры: булыжные мостовые, статуи, дома, храм и тела тех, кто не успел спастись. Только во второй половине XVIII века город был случайно обнаружен.

Источник изображения

Летом 1827 года Карл Брюллов попадает на раскопки, где археологи стали пустоты заполнять гипсом. И на глазах художника они стали превращаться в гипсовые фигуры погибших людей. Он испытывает новые ощущения, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Художник изучает исторические данные, свидетельства очевидцев, общается с археологами, посещая древний город, и создаёт этюды и эскизы с натуры. Картина точно передает вид Помпеев. Место действия – перекресток, известный под названием «Улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях усопших. Ключевым моментом является сам Везувий, ставший причиной этой страшной трагедии. В 1828 году вулкан стал проявлять свою активность, и художнику удалось увидеть и сделать с натуры этюд извержения Везувия. В 1830-1833 годах он работает на огромном полотне, которое наполняется жизнью, духом неизбежной гибели. Брюллов стремился к максимальной достоверности даже в деталях: «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя…» Предметы быта и украшения заимствует в музеях. Основные группы фигур он воссоздал по запомнившимся ему слепкам погибших. Многократно меняет расположение фигур, варьирует позы, замещает группы. Картина забирает все силы, он пишет её на пределе духовного и физического напряжения. Порой мастера буквально выносили на руках из мастерской. Полотно уже было почти закончено, но что-то художнику не нравилось. «Наконец мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую, и увидел законченную картину».

Слухи о масштабном полотне, которое создает Брюллов, дошли до Вальтера Скотта. Он, ещё не оправившийся от инсульта, отправляется в Италию для реабилитации. Приехав в Рим, писатель оставляет без внимания Колизей, собор Святого Петра и просит, чтобы его пустили посмотреть на незаконченное полотно русского. Тот отказывается. Но к Брюллову приходит целая делегация английских художников. И вот Вальтер Скотт у картины. «Он просидел неподвижно перед картиной целое утро. Весь смысл и всю подноготную понял!» ─ так вспоминал живописец. Поднявшись, подошёл к Брюллову и, пожав ему обе руки, сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но увидел целую эпопею».

Работа над картиной длилась шесть лет, и первая демонстрация прошла в мастерской Карла Брюллова в Риме в 1833 году. Дальше показы следуют один за другим: «Весь город стекался дивиться ей». Русский художник Григорий Гагарин вспоминает: «Ему посвящали стихотворения, его носили по улицам на руках с музыкой, цветами и факелами». В конце 1834 года картину выставляют в Петербурге, в Эрмитаже. Меценат Анатолий Демидов, который спонсировал её создание, выплачивает художнику гонорар в 40000 франков и дарит полотно царской семье.

В России того времени картина воспринималась новаторской: художник показал, не подвиг одного героя, а затронувшее многих людей стихийное бедствие. Так, в русскую историческую живопись вошёл народ. Новизна ещё и в том, что Брюллов использует два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубые на переднем плане. Красный цвет у мастера зазвучал мажорно и драматично. Никогда ещё персонажи не были показаны в таком активном движении: они пробегают мимо, едут верхом, протягивают руки, вихрем взметаются драпировки. Написанная в Италии картина поражает спецэффектами: падающими статуями, обезумившими конями, столкновением света молний и со стихией огня. Автор в картину спрятал много тайных смыслов и знаков, разгадывать их можно часами. На картине изображён христианский священник, который вбегает в город, на груди – крест, в руках кадильница и чаша для причастия. А языческий жрец, убегающий вместе со всеми, символизирует гибель старого строя и начало новой христианской цивилизации.

Несколько женских образов на картине написано с Юлии Самойловой, которая была единственной любовью Карла Павловича. Он всегда преклонялся перед этой женщиной и страдал, ведь чувства были неразделённые. И впервые в русской живописи автор включает свой автопортрет в число персонажей – художник, несущий на голове ящик с кистями. Он готов разделить их судьбу и рассказать о ней с помощью своего искусства.

«Последний день Помпеи» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В 2024 году проводилась реставрация масштабного полотна Карла Брюллова. Посетители Русского музея могли наблюдать за работами через прозрачную перегородку. Увидеть обновлённую картину можно на выставке в Михайловском дворце «Великий Карл», где представлено более 400 произведений гениального художника. А в библиотеках Вилючинска читателей ждут книги о жизни и творчестве Карла Брюллова.

Литература:

  1. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – Москва : Знание, 1984. – 192 с. ; 32 с. вкл.
  2. Карл Брюллов. 1799-1852 : [альбом / руководитель проекта Л. Шумаков ; ред. Е. А. Васильева]. ‒ Москва : Бертельсманн Медиа Москау ; Санкт-Петербург : Золотой век, 2014. ‒ 103, [1] с.: цв. ил., портр.; 29 см. ‒ (Галерея русских художников).
  3. Порудоминский, В. И. Брюллов / Владимир Порудоминский. ‒ 2-е издание, стереотипное ‒ Москва : Молодая гвардия, 2015. ‒ 315, [5] с., [16] л. ил., портр.; 21 см. ‒ (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий ; вып.1716 (1516)).

 

Изображение для превью из открытых источников Интернета.

 

 

 

 

Главный библиотекарь
 Центральной городской библиотеки
Тимченко Лариса Григорьевна

Просмотров: 486 | Добавил: lesgusly | Теги: последнийденьпомпеи, Карлбрюллов | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх