Выпуск 3
Журнал «Родина» №2 за 2025 год в рубрике «Тема Родины» рассматривает несколько исторических сюжетов, которые столетиями принимались за истину, – Мифы с грифом «проверено». На страницах 22-29 опубликована публикация Семёна Экштута «Иван Грозный не убивал сына?». На полотне Ильи Репина зрителя поражают царевич, истекающий кровью, и полные ужаса глаза Грозного. Вандалы дважды покушались на картину, объясняя свои действия несогласием с обвинением царя в сыноубийстве. Отреставрированная картина вернулась в Третьяковку 16 декабря прошлого года. И в это же время были опубликованы две исторические монографии учёных, которые не только воссоздали противоречивый образ царя, но и проанализировали научные исследования экспертизы останков царевича. Историк XX века Николай Лихачёв обнаружил архивный документ, позволяющий определить, что между ссорой отца с сыном и его смертью прошло 11 дней. А «после» не значит «вследствие». Иван Грозный не убивал сына. 60 лет назад была выявлена причина смерти царевича. «Царевич умер от хронической передозировки лекарств, обладавших высокой токсичностью». Катализатором мог стать конфликт с отцом и даже побои, но это не причина смерти. Впрочем, это не имеет отношения к полотну Репина, запечатлевшему рукотворный миф.
На страницах 30-35 в статье «Холодный пепел «Мёртвых душ» Максим Васюнов пробует разобраться, почему Гоголь не сжигал второй том великой поэмы. 12 февраля 1882 года в три часа ночи, ровно за 9 дней до своей кончины, Николай Васильевич сжёг бумаги, среди которых был и второй том. Единственный свидетель – его слуга Семён Григорьев. Он видел, как из портфеля автор достал связку тетрадей, перевязанных тесёмкой, положил её в печь и зажёг свечкой. Версия Семёна – лишь искра в костре противоречий. Ведь рассказ стал расходиться по Москве после смерти Гоголя. Большего внимания заслуживают документы, составленные при обыске полицейскими: в них нет ни слова про рукописи. И вдруг при повторной описи через пару дней они нашлись! Но что же сжигал Гоголь под покровом ночи? Ключ этой тайны не провернуть, если не развенчать главный миф – «Гоголь». Один из самых авторитетных специалистов по Гоголю категорично заявляет: «Второго тома Гоголь так и не написал. Потому что никогда и никто не видел беловой рукописи второго тома. Никто и никогда».
На страницах 50-57 Вячеслав Недошивин знакомит с тремя биографиями самого загадочного писателя «лейтенантской прозы» Владимира Богомолова. Этот писатель был приверженцем «правды-матки», личность, не гнущая ни шеи, ни хребта перед «авторитетами». Нападки на автора начались после его смерти. Указывая на нестыковки в датах, скупость биографических данных, его обвиняли в фальсификации, обмане, неточностях. И даже не обращали внимания на то, что он был в составе многих отрядов розыскником-«смершевцем», о чём и написал знаменитый роман «В августе сорок четвёртого». Он жил отдельно от своей славы. Этот странный человек был требовательным и к себе, и к другим. Воин, разведчик, агент, командир жил по-спартански, как в окопе, и как в окопе отстреливался. Отказывался от наград и премий. Для написания романа собрал 24679 справок, выписок, ссылок и публикаций, которые подтверждали описанные факты. Владимира Богомолова хоронили под троекратные залпы карабинов, и никто не обратил внимания, что у могилы «серьёзных людей» было больше, чем коллег-писателей.
Хранение: ЦГБ, БФ №1
В февральском номере журнала «Историк» за 2025 год авторы вспоминают, что 75 лет назад в Москве был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой. Будучи соседями, Россия и Китай были обречены на тесное сотрудничество. Как развивались отношения этих двух стран, как им удаётся сохранять баланс интересов, читайте на страницах 7-23.
На страницах 24-25 Вадим Эрлихман рассказывает об одном из необычных зданий столицы в статье «Чайный дом». На улице Мясницкой, 19 находится трёхэтажный особняк с двухъярусной башней-пагодой, украшенный керамическими плитками с изображением драконов и фениксов. Это чайный магазин, построенный в 1893 году внуком Алексея Перлова, открывшим торговлю китайским чаем в Москве. Китайский дух господствовал и в торговом зале на первом этаже, который был украшен позолотой и лепниной. Так Сергей Перлов готовился к встрече китайского сановника Ли Хунчжана, но он всё-таки остановился в гостинице. Предприниматель не отчаялся и продолжил своё дело, притягивая покупателей новинками. Например, он первым стал продавать чай не в кульках, а в красивых жестяных коробочках.
Олег Назаров в статье «Ялтинский консенсус» предлагает читателям вспомнить, как 80 лет назад в Крыму проходила встреча лидеров антигитлеровской коалиции: Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчиля. По сути, это был первый в истории саммит, который решал вопросы глобального мироустройства. Встреча проходила в Ливадийском дворце, восстановленном за два месяца, с 4 до 11 февраля 1945 года. Конечно, каждая сторона преследовала свои собственные цели. Рузвельт решал две задачи. Во-первых, он хотел получить от СССР гарантии о вступлении СССР в войну с Японией. Во-вторых, - добиться от Сталина согласия на создание ООН. Черчилль рассчитывал сохранить Британскую империю и обеспечить устойчивый баланс сил на Европейском континенте. Сталин осознавал, что союзники заинтересованы в помощи Советского Союза, но в то же время он рассчитывал на их помощь в восстановлении страны. Каковы были решения Ялтинской конференции читайте на страницах 56-58.
Хранение: ЦГБ
Авторы журнала «Вокруг света» №1 2025 год исследуют, как люди используют все свои пять чувств. На страницах 24-31 в публикации «Страна пяти сфер» Марина Миронова рассказывает о своём путешествии по Индии. В штате Керала находится мировой центр аюверды – древней медицины науки жизни. Здесь учат использовать все пять чувств по максимуму. Баланс между работой и жизнью, бодрость духа и тела – неотъемлемая часть бытия каждого. «Наше тело – космос. Учись его чувствовать». Европейцу сложно принять эту философию, отстраниться от окружающей реальности. Но автор усвоила три урока: баланс, адаптация и очищение. Марина узнала, что на теле человека 108 точек энергии и жизни. В штате Раджастан ей открывается главный секрет их блюд – яркость цвета и вкуса, которые создают шафран, перец и прочие специи. На какие социальные слои делится общество, автор узнала в г. Варанаси, где домы, или «неприкасаемые», имеющие низшее положение, пользуются уважением.
Парфюмерное искусство всегда окружает ореол романтики и экзотики. В публикации Марии Мельниковой «Вода королевы» читатель узнает, когда появились духи. Историки упоминают «воду венгерской королевы» или просто «венгерскую воду», которая была невероятно популярна в XVII веке. Её использовали не только как парфюм, но и средство по уходу за кожей и лекарство от различных болезней. Это чудодейственное средство представляло собой дистиллят винного спирта с розмарином. К этой основе добавлялись разные компоненты. В XVIII века «венгерскую воду» вытеснила «кёльнская вода», т.е. одеколон. А венгерская вода вернулась в наши дни уже как творение современного парфюмерного искусства. В состав парфюма входят такие неожиданные ингредиенты, что удивляешься, как люди догадались, что из этого можно делать ароматные духи. Какие? Читайте на страницах 54-57.
Хранение: ЦГБ, БФ №1
Редакция журнала «Караван истории» находится в активном поиске новинок. В февральском номере за 2025 год они обратились к фотопроекту «Яркое о ярких», где героиней стала Ляйсан Утяшева. Красивые фотографии, её ответы на вопросы на фоне красного цвета.
В рубрике «Режиссер» на страницах 80-99 Анжелика Пахомова беседует с удивительным режиссёром Ниной Чусовой «30-секундная сцена в спектакле может сделать из него хит». Нина считается одним из передовых режиссёров современности, ставит для столичных театров, но очень любит работать с провинцией. Режиссёр рассказала о своём уникальном пути и работе с лучшими артистами страны. Кстати, на странице 81 размещён QR-код с эксклюзивным видео, как она репетирует спектакль с Домогаровым. Нина, всегда мечтавшая о режиссуре, начинала в родном Воронеже. В Москве она попадает в мастерскую Захарова, в 90-е работает с Волчек. Некоторые работы выполнены в необычной форме, но Нина не расстраивалась и ждала своего зрителя. Она убеждена, что в спектакле важна каждая деталь. В «Грозе» Чусова сделала 200 окон: они там появляются перед закрытием занавеса секунд на тридцать. А ей благодарные зрители писали потом стихи про эти окна. «Я люблю сложных людей. И меня с ними сводит судьба. Я не делаю простых постановок, у меня это просто не получается». Режиссер уверена, что все свои работы делает о себе и для себя. Главная радость для неё – работа, «это мой жизненный ресурс. Она меня поднимает из каких-то печалей, тревог, бытовых проблем. Я начинаю во всём чувствовать смысл». В рубрике «Легенда» на страницах 172-189 размещён материал об оперной диве Марии Каллас. У тебя могут быть талант, слава, красота и деньги, но они не сделают тебя счастливой, если ты полюбила не того человека – простой урок, которому учит Мария. В 1957 году она считалась лучшей оперной певицей мира, была неким трофеем – молодая, яркая, талантливая. Но о любви она имела смутное представление, она не видела её даже в семье. Испанка Эльвира Идальго становится для неё не только учителем пения, но и второй мамой. Она обучает её науке быть женщиной, пробуждает в ней интерес к совершенству и вселяет в неё веру, что её можно полюбить. Мария встретила зрелого мужчину, который заменил ей и отца, и друга, и стал настоящей опорой. Джованни Баттиста Менегини красиво ухаживал, беспокоился о ней, поддерживал и утешал. В 1949 году они поженились. Но довольно скоро отношения стали чисто деловыми, работа с Висконти вывела её талант на новый уровень, подтолкнув к вершине и к … Аристотелю Онассису. Несмотря ни на что, внутри жила никем не любимая девочка, которая была одержима работой и манией совершенства. Прогулка на яхте миллионера показала ей, что она достойна роскоши и любви, она – женщина, которую носят на руках и балуют. Мария даже не поняла, что она просто ещё один трофей в коллекции ловеласа. Первые месяцы было все неплохо, она летела к любимому после любого выступления. Но шло время, он не делал предложения, начал лгать и унижать, обманывать. Как переживала любовную драму Мария, как это отразилось на её творчестве, рассказывает Наталья Оленцова.
Хранение: ЦГБ, БФ №1
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки
Предыдущие выпуски:
Полный перечень периодических изданий, выписываемых библиотеками МБУК ЦБС г. Вилючинска.