MENU
» Листая журналы...

Выпуск 7

 

Главная тема журнала «Родина» №6 за 2025 столетие детского лагеря «Артек». Этой теме посвящено несколько публикаций на страницах 28 – 65 под общим названием «Век Артека». С чего же начиналась первая смена будущей детской здравницы? Об этом рассказывает Сергей Емельянов в статье «На каждого отъезжающего пионера полфунта шоколада…». Только настойчивость доктора Соловьёва, помощь Красного Креста, тщательная проработка места, «где тишина, покой и красота», помогли создать лагерь-санаторий, основной целью которого считалось «оздоровить юных пионеров и дать им возможность восстановить свои силы». Сделав все возможное и невозможное, лагерь у горы Аю-Даг на 70 человек был открыт 16 июня 1925 года. Первыми счастливчиками стали «дети рабочих от станка» из Москвы. В следующих сменах планировалось привезти детей из Самары, Ленинграда, Иваново-Вознесенска. К приезжим всегда добавляли 10 ребят из Крыма. Всего за первый год здесь отдохнули 389 пионеров. Дети размещались в четырёх больших палатках с двойной крышей и деревянными полами. Питались они на воздухе под тентом, сидели за деревянными столами. Освещение было керосиновым, между кроватями размещались ночные столики. Пионеров одели в шортики и белые рубахи, выдали по полотняной панаме – радости детей не было предела. Ведь большинство детей ни разу не выезжали из своих родных мест. Они писали домой, что «в море много воды», «мы кушаем на белых скатертях». Ребятам полюбилось купание и вечерние посиделки у костра, когда всё заканчивалось стихами и песнями.

Ныне в «Артеке» на территории в 218 га действуют 9 круглогодичных лагерей. В 2025 году в них побывают 41000 детей.

В «Литературном салоне» журнала на страницах 74 – 79 Вячеслав Недошивин в публикации «Автопортрет врага» рассказывает о романе Леонида Добычина «Город Эн»,  который ныне признан шедевром XX века. Считается, что пером гениев водит Бог, что слова им диктуют небеса, что художники «сами порой не могут объяснить, как они пишут». Так кто же такой, этот Добычин, бесследно исчезнувший в 1936 году. Кто этот «не писательский писатель», которого сейчас сравнивают с Марселем Прустом? Свои рассказы, пробивающие стены литературных традиций, идеологий, устоявшихся форм, он называл «изделиями».

 «Давно ли занимаюсь литературой? Это похоже на насмешку. Я не занимаюсь литературой…дома у меня даже нет стола…я пишу за швейной машинкой». Будучи «человеком замкнутым и угрюмым», Добычин близко сдружился лишь с Чуковским, с людьми сходился непросто, хотя и перезнакомился со многими авторами, среди которых были Зощенко, Заболоцкий, Андронников. Но «писатели заботились о нём, устраивали его рассказы в журналы», и Леонид уверял, что они подобрали его с земли. А потом эти же братья-писатели (а не власть и ОГПУ) назовут его великий роман «Автопортретом врага» и «Позорной книгой». Роман посвящён молодому рабочему Шурке, соседу по коммуналке. Главной мыслью произведения была потребность в дружеском общении, с которым ему фатально не везло. Роман создавался семь лет, скупыми фразами о «маленьких людях», не понимая скорости и суеты, ибо литературой он считал нечто другое, «что-то, что живёт внутри, та боль и та тоска, которые вошли уже в стук сердца и кровь». Писатель был уверен, что появление его детища станет крупным литературным событием. Но 25 марта 1936 года в Доме писателя на Шпалерной на дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом» его сжевали сразу же. Его клеймили с кафедры монстром, лазутчиком и требовали покаяния. В ответ он выдавил только одну фразу: «К сожалению, с тем, что здесь было сказано, я не могу согласиться». И исчез из зала. Спустя много лет, Вениамин Каверин напишет: «Он покончил самоубийством, но на деле был беспощадно убит…Мы, мы, писатели, убивали его».

Хранение: ЦГБ, БФ №1

В июньском номере журнала «Вокруг света» за 2025 год в публикации «А он, мятежный, просит бури» рассказывает о последнем путешествии Фёдора Конюхова. Почётный член РГО попытался пройти на вёслах через два океана. Он стартовал на своей вёсельной оранжевой лодке 5 декабря 2024 года от мыса Горн в Чили, планируя пройти свыше 15 тысяч км. Этот переход оказался самым суровым в его карьере. Во время первого этапа кругосветного путешествия в 2018–2019 годах, двигаясь от Новой Зеландии до мыса Горн, за 154 дня лодка перевернулась три раза. Но в этот раз уже через месяц пути разразился двухдневный десятибалльный шторм, когда лодка была перевёрнута более 20 раз. Путешественник делится: «Во время шторма спать вообще не получается. По неделе я не ел горячей пищи, только воду и галеты, потому что во время шторма готовить кипяток опасно и неудобно». Переход пришлось завершить из-за поломок. Индийский океан не пропустил. Где находится «морской Эверест»? кому он покорился? Почему, вернувшись из экспедиции, Фёдор сразу же готовится к следующей? Читайте об этом на страницах 12 – 17. Здесь же приводится список самых опасных и негостеприимных мест Тихого океана, среди которых мыс Горн, остров Врангеля и Саргассово море.

Владимир Веретенников в публикации «Семь чудес одной страны» рассказывает об удивительных природных объектах России. В нашей стране встречаются разнообразные климатические условия и многие пейзажи похожи на инопланетные. В этот список попали и Кутхины баты на Камчатке. Где находятся другие необычные места, читайте на страницах 26 – 31.

На страницах 44 – 51 Наталья Овчинникова в статье «Как дети, честное слово» пробует разобраться, когда же появились детские игрушки и одежда, литература и стандартные школы. Мы не представляем жизнь без счастливого детства, у наших детей разнообразные игрушки, одежда и сладости. Как же люди обходились без всего этого? Учёные находят в разных эпохах примеры, говорящие о любви к своим детям. Даже в каменном веке у малышей были свои игрушки: различные глиняные фигурки людей и животных, уменьшенные версии рубила и копий. В средние века люди пришли к выводу, что образование нужно не только духовенству. Но процесс обучения был ещё хаотичным. Лишь в XVI веке И. Штурм ввёл классно-поурочную систему. А первая развлекательная детская литература появилась в середине XVIII века, когда английский издатель Джон Ньюбери опубликовал прекрасно иллюстрированную «Маленькую миленькую карманную книжицу» с играми и азбукой. Ну а детская одежда начинает отличаться от взрослой уже в XVI веке, а ещё через два столетия детская мода реагирует на призывы мыслителей эпохи Просвещения.

Хранение: ЦГББФ №1

Журнал «Думай» №5 за 2025 год продолжает знакомить подростков и взрослых с достижениями науки и техники. На страницах 28 – 32 в статье «Химия стоматологии» Анна Новиковская рассказывает об истории появления зубных щёток и паст. Что же содержится в зубном порошке и в тюбике с пастой? Нужен ли ополаскиватель и какую роль играют соединения фтора, узнаете из статьи.

В публикации «Взгляд сквозь тьму» Евгений Фёдоров рассказывает о приборах ночного видения, с помощью которых решили вопрос ориентирования в темноте на суше, в воде и воздухе. Конечно, свет позволяет увидеть что-то в темноте, но одновременно он демаскирует: если видишь ты, то видно и тебя. Эту проблему решили в начале XX века. Впервые такими приборами была оснащена часть немецкой бронетехники в конце Второй мировой войны: в сражении у озера Балатон участвовали танки «Пантера», которые видели всего на 600 метров. Как невидимое становится видимым? Можно ли найти чёрную кошку в абсолютно тёмной комнате? В этом поможет современный тепловизор. Автор на страницах 64 – 69 рассказывает, как появился тепловизор и в чём принцип его работы.

Вода составляет примерно 60% массы тела взрослого человека. О том, какую роль она играет в организме, рассуждает Ольга Ройфман в публикации «Человек и вода» на страницах34 – 37. Что такое обезвоживание и чем оно опасно? Автор даёт полезные советы, как поддерживать водный баланс.

На страницах 52 – 55 в статье «Как спастись от землетрясения» рассматриваются причины этого природного явления. Природу землетрясения изучают давно, но до сих пор оно остаётся непредсказуемым и происходит неожиданно. Как же действовать во время землетрясения и после? Это особенно важно знать нам, проживающим на сейсмоопасной Камчатке.

Хранение: ЦГБ, БФ №1

Журнал «Караван историй» №6 за 2025 год – коллекционный тематический альманах. По словам Генерального директора АО «Издательство Семь Дней» К. Дыбского, с помочью таких тематических номеров предпринята попытка расшифровки русского культурного кода: «Именно сегодня нашей культуре требуется иное осмысление». В данном выпуске можно познакомиться с великими творческими династиями: Михалковы и Бондарчуки, Ливановы и Янковские, Табаковы и Баталовы, Ефремовы и Боярские, Лазаревы и Яковлевы. Они и формируют культурные пласты, влияют на жизнь общества в целом. Династия Михалковых-Кончаловских берёт своё начало в XV веке. Сейчас главой этой династии является режиссёр и актёр Никита Михалков. Его старший брат, Андрей Кончаловский – автор и создатель многих кинолент. Дочери Анна и Надежда – успешные актрисы, пробуют себя в режиссуре. Старший сын Степан ушёл в ресторанный бизнес, а Артем занимается продюсированием. У Никиты Сергеевича 13 внуков, многие из которых тоже заняты в творческих профессиях. «Наше древо очень ветвистое, с серьезными именами. Вообще, все это невероятно по соединению, перекрещиванию судеб, где есть и Толстые, и Пушкины, и Вильгельмы, кого там только нет». Одним из значительных деяний отца Никита считает спасение Пантелеймонова монастыря на Афоне от того, чтобы его забрали у русского духовенства.

А Надежда уверяет, что уникальность семьи в том, что они очень дружны, и дружны не на публику: «Любое большое застолье с родителями, с их друзьями – это прекрасная традиция, которая должна переходить из поколения в поколение». Сам Никита Сергеевич уверен: «Династия существует в ежедневном, очень обыденном, спокойном и комфортном режиме, мы действительно дружные, любящие друг друга и не предающие люди».

В журнале много интересных фактов из жизни названных семей. Знали ли вы, что Сергей Бондарчук всю жизнь рисовал картины, а в конце жизни спрашивал себя, правильно ли прожил свою жизнь, «работая на эту иллюзию – кинематограф»? Семье Янковских приходилось скрывать свои дворянские корни, а место в театральном училище Олегу уступил брат: «Учись вместо меня». Михаил Боярский, дед которого был священником, уверял, что его отец относился к сцене, как дед к церкви – это было его великое служение. Алексей Баталов обладал многими талантами: чинил и реставрировал мебель, отлично шил, прекрасно рисовал. Сам разобрал и собрал «Волгу». Его дочь Анастасия, считает: «Во мне живёт счастливейшее ощущение, что отец был прав во всем». Олег Табаков создал мир театра: «Мир театра – это атмосфера, вера в руководителя и желание тех, кто рядом с ним, предлагать что-то новое и знать, что тебя поймут». Дед Василия Ливанова в 18 лет ушёл в актёры и объездил всю провинцию, а отец поклялся верности МХАТу на могиле Станиславского. Одарённый Богом Юрий Яковлев мог виртуозно сыграть и героя, и характерного персонажа, и комедийного. Династию Яковлевых начала бабушка Алёны, совершив «ужасный кульбит»: девушка из дворянской семьи пошла в артистки.

 У каждого из членов династий своя судьба, свои падения и победы, но всегда их держал на плаву род, те люди, которые в тебя верили, помогали. «Без любви и семьи всё теряет смысл»/

Хранение: ЦГБ

Листала журналы Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

 

Предыдущие выпуски:

2020 

2021

2022

2023

2024

2025

Полный перечень периодических изданий, выписываемых библиотеками МБУК ЦБС г. Вилючинска.

 

МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх