Выпуск 12
Журнал «Родина» №11 за 2025 год не мог пройти мимо юбилея великой балерины Майи Плисецкой и объясняется в любви «Гостье из будущего». В рубрике «Легенды Родины» на страницах 54 – 61 в статье «Как беззаконная комета в кругу расчисленном светил…» Николай Ефимович публикует отрывки из своей книги «Майя Плисецкая», вышедшей в серии ЖЗЛ. Автор много лет дружил с великой балериной и смог передать свой взгляд на эту женщину, у ног которой был весь мир. Но своё величие балерина несла по-земному просто, что ни сердцем, ни кожей не чувствовал этого никто. Была всегда такой, какой была. Но это не размывало образ богини, не отменяло загадочность натуры, гордую осанку и невероятную притягательность. Многие спорят: была ли её жизнь каторжной? Всю жизнь ей казалось, что то, что сделано, не надо повторять. Все неудачи она превращала в победы, любила танцевать. Всегда музыку, а не под музыку. Всегда любила смелых и независимых людей, ведь сама была такой же. «Всё, что у меня произошло неприятного, плохого, неправильного, обидного, горького, я сделала сама. Однако самобичеванием заниматься глупо – человек есть, как он есть». Круглые даты она отмечала ярко, приглашая исполнителей со всего мира. И сама выходила на сцену, чтобы порадовать талантом. «Сидеть на сцене на золотом троне, засыпанном с ног до головы цветами. Это не для меня». На свой юбилей в апреле 2015 года Майя Плисецкая хотела выйти в платье от Кардена. Царить, как всегда, на любимой сцене. Всё так и было, только без неё. Известный памятник Плисецкой в сквере на Большой Дмитровке, созданный Виктором Митрошиным, она видела при жизни. Именно такой, беспечальной и страстно молодой, она хотела остаться в памяти. Скульптура Кармен летает. Это для нее было главным.
Екатерина Зайцева в публикации «Башмачки Плисецкой» на страницах 62 – 63 ведёт репортаж из музея-квартиры великой балерины. Майя отличалась исключительным вкусом. В её гардеробной самыми любимыми были маленькие детские ботиночки, а рядом – взрослые пуанты, рабочий инструмент. Она всегда их размачивала, прежде чем надеть, так они легче садились по ноге. В гардеробной Майи есть и карденовский отсек, ведь «в мире моды для меня всё начинается и заканчивается Пьером Карденом». А ещё две картины Марка Шагала в огромном чемодане. Чемоданов здесь больше всего – Плисецкая привозила в них подарки родственникам и друзьям. Они стали символами её щедрости. Необычные духи, которые ей преподнесла Лиля Брик, революционный аромат Bandit от парфюмера Робера Пиге, стали дополнением любого образа балерины. А белого медвежонка из «Сапсана» она купила в своей последней поездке. В Россию в 2015 году.
Журнал «Историк» №11 за 2025 год обратился к теме Нюрнбергского процесса над нацистами, который проходил 100 лет назад с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. На страницах 7 – 14 в публикации «Нюрнбергский набат» заместитель директора Института государства и права РАН, историк и писатель Александр Звягинцев в беседе с В. Рудаковым рассказывает, почему фашистских преступников судили публично на настоящем судебном процессе, а не казнили без суда и следствия, как предлагал У. Черчилль. В открытом формате было проведено 403 заседания. Допрошены сотни свидетелей, изучены тысячи документов и фотографий, просмотрены сотни часов фотоплёнки – советская доказательная база была самой обширной. Она основывалась на материалах Чрезвычайной государственной комиссии, работавшей в 1942 – 45 гг, и уже проведённых процессов над военными преступниками на территории СССР. Их 22 человек, представших перед трибуналом, 12 были приговорены к смертной казни, 7 получили пожизненное заключение и длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы. Но сама идеология фашизма и нацистская партия не подвергалась осуждению. Каковы же итоги Нюрнбергского процесса, помнят о нём на Западе?
Кто же привёл в исполнение смертельный приговор лидерам Третьего рейха? Об этом человеке рассказывает Иван Измайлов в статье «Палач для палачей» на страницах 14 – 15. Казнены были только 10 человек из 12. М. Борман был приговорён заочно, так как судьба его была неизвестна. Г. Геринг принял цианистый калий в камере. Остальных казнил сержант армии США Джон Вудс, выбранный из десятка добровольцев.
Было ли наказание за совершенное преступления адекватным содеянному? Об этом в публикации К. Залесского «Они избежали наказания» на страницах 16 – 21. Трём оправданным подсудимым устроили пресс-конференцию, где их поздравляли как родных людей. Как удалось избежать возмездия другим нацистам – начальнику Генштаба Францу Гальдеру, помощнику Гитлера Отто Мейснеру, коменданту концлагеря Паулю Хоппе?
В нашей стране розыск изменников Родины начался ещё во время войны и проводился до распада СССР. Об этом рассказал ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, доктор исторических наук Борис Ковалёв в публикации «На чистую воду» на страницах 26 – 31.
В ноябре исполнилось 100 лет известному историку, публицисту Рою Медведеву. Накануне юбилея он беседовал с Владимиром Рудаковым. Известный диссидент, критик Сталина, автор книг о Юрии Андропове, биограф Ельцина, Путина, Си Цзиньпина рассказывает, как он стал историком и что побудило его взяться за перо. Читайте об этом на страницах 64 – 67 в публикации «Век Медведева».
Хранение: ЦГБ.
В журнале «Караван историй» №11 за 2025 год вновь много новинок. На страницах 90 – 93 премьера рубрики «Звёздная команда», в которой есть уникальная возможность получить советы от звёздных стилистов, визажистов, фотографов. В этом номере один из самых известных визажистов Москвы Галина Пантелеева рассказывает о том, как она начинала, о подборе образа, о профессиональной этике – «никогда не фотографируюсь со звездой!». Мастер делится с читателями некоторыми лайфхаками: как освежить лицо после бессонной ночи, оживить дневной макияж, и что надо сделать накануне съёмок.
В рубрике «Дневник актрисы» на страницах 116 – 118 Ангелина Стречина рассказала о сложном съёмочном дне. В рубрике «Легенда» на страницах 172 – 189 к юбилею Никиты Михалкова опубликована подборка культовых работ мастера «Наши любимые фильмы», где он снимался сам и был в роли режиссёра.
В рубрике «Люди дела» на страницах 94 – 114 Анжелика Пахомова беседует с Героем России, космонавтом Сергеем Рязанским: «Ты пробуешь то, на что решается мало кто из людей на Земле». Он совершил два полёта в космос, в одном из которых был командиром экипажа. Сейчас Сергей проводит встречи, на которых говорит на тему мотивации, как выжить в современном мире. А ещё увлекается экстремальными видами спорта: яхтинг, восхождение на Эверест, прыжки с парашютом, путешествие в Антарктиду. Космос не был его мечтой. Занимался наукой, испытывал космической техники, когда его пригласили в отряд космонавтов. Сергей признаётся, что было очень тяжело, но потом понравилось, ведь был драйв. Кто может быть космонавтом? «Тех, кто не боится прыгать с парашютом, не берут в космонавты. Страх – это нормально, но нужно, чтобы не страх управлял человеком, а человек и страхом, и эмоциями». По его мнению, человек становится успешным, когда находит любимое занятие.
На страницах 158 – 171 в рубрике «История» в публикации А. Пахомовой «Они сражались за Родину» речь идёт об известных певицах, актрисах, побывавших в годы войны на фронте. Казалось бы, что в минуты бедствий артист – не самая нужная профессия. Чем он может помочь, когда бойцы отступают, когда эвакуированным негде жить, а оставшимся в городах приходится спускаться в бомбоубежище? Многие артисты с первых дней войны решили воевать: кто-то – взяв в руки автомат, а кто-то – словом и песней, поднимая дух бойцов. Для некоторых бойцов знаменитая Любовь Орлова стала той женщиной, за которую они воевали, хранили ее фотографию в гимнастерке. Она ездила на встречи, где площадкой был просто лес, а сценой – грузовик. Артисты ночевали в землянках, питались вместе с бойцами, а во время налетов становились медсестрами и выносили с поля боя раненых. В первой фронтовой бригаде была и Лидия Русланова, на деньги которой были закуплены две батареи «катюш». Нина Сазонова, Софья Аверичева, Клавдия Шульженко, Элина Быстрицкая, Рина Зелёная и многие другие. Юные, смелые и сильные, они поддерживали бойцов, давали веру в Победу.
Авторы ноябрьского номера журнала «Вокруг света» за 2025 год разбираются, как мифы и легенды, родившиеся тысячи лет назад, до сих пор влияют на нашу жизнь, несмотря на достижения науки. В статье «Путь героя» Юлия Улетова рассказывает о своём путешествии по Греции по следам Тесея, мифического царя Афин, победившего Минотавра. Её внимание привлекли Дельфы, где на высоте 700 м над уровнем моря располагается святилище Аполлона. Здесь до сих пор сохранилось более 600 предсказаний, но разгадывать их нужно самому. Тесей поднялся сюда, чтобы посвятить прядь волос Аполлону. Далее её путь лежал в Кносс, где Дедал 4 тысячи лет назад построил для Минотавра лабиринт – огромное здание с запутанными коридорами. Дворцовый комплекс реконструировали и теперь, гуляя по его залам, можно представить себя в другом времени. В этих подземельях Тесей убил Минотавра и вышел благодаря клубку, полученному от царевны Ариадны. Путешествие закончилось в Афинах на Рыночном холме, где сидит бронзовый Тесей и завязывает сандалию, будто отдыхая после подъёма.
Нина Архипова в статье «Центр мира» на страницах 30 – 34 рассказывает о Чуйском тракте, который скользит меж долин и перевалов. Вдоль него стоят древние стелы с изображением воинов, лежат полководцы в курганах, бегут выбитые на скалах животные. В урочище Калбак-Таш расположен музей под открытым небом, где на камнях пять тысяч петроглифов разного времени хранят историю веков.
Каким заветам предков мы следуем до сих пор? Нина Архипова в публикации «По ту сторону порога» на страницах 58 – 62 обращается к мифическому сознанию. Пространство, в котором жили наши предки, можно представить в виде мишени для стрельбы: небольшой круг в центре – десятка, вокруг него ещё круги. Круг с десяткой – это дом, точка в его центре – это человек. Двор – это девятка, восьмёрка – улица и т.д. самое безопасное место – центр, дом, чем дальше от дома – тем опаснее пространство. Но и постройки во дворе никогда не бывали безопасными. Например, в бане по ночам собирается нечистая сила. В бане же совершаются некоторые обряды. Два мира разделены границей, которую защищают боги и люди. Все границы между домом и окружающим миром – двери, окна, порог, пчь и печная труба – связаны с потусторонним миром. И люди, как могли защищали свой дом: вешали подкову, зарывали острый предмет в воротах и т.п. защитную функцию до сих пор выполняют кресты, установленные на въездах в населенные пункты. Простиравшиеся пространства за селом были владениями нечисти. Леший, водяной, полевик, русалка властвовали в полях, лесах, реках. Дорога также имела магию. Перекрёстки в селе считались опасными – их облюбовала нечистая сила. Собирая путника в дорогу, строго соблюдали особые ритуалы. Некоторых мы придерживаемся до сих пор: не моем пол, пока человек не доберётся до конечного пункта, сидим на дорожку, смотрим в зеркало, если вернулись.
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки
Предыдущие выпуски
Полный перечень периодических изданий, выписываемых библиотеками МБУК ЦБС г. Вилючинска.



