09:33 Спешите делать добрые дела | |
«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу… в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – в результате всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». В.А. Сухомлинский, педагог, писатель. Старуха Шапокляк, с её знаменитой фразой: «Кто людям помогает – лишь тратит время зря!», – яркий, хоть и отрицательный, пример того, как легко запутаться в определениях добра и зла. Однако даже этот персонаж доказывает, что даже внутри самого закоренелого хулигана может прорасти росток доброты. Слова «добро» и «доброта» часто звучат в детской жизни. Помочь бабушке донести сумки, уступить место в транспорте, поделиться любимой игрушкой, не брать чужого, поднять упавшую вещь, честно выполнить поручение. Это кажется простым, но именно в этих небольших поступках и проявляется истинное сострадание и забота. Доброта проявляется в заботе о других, в желании помочь, даже если это неудобно или требует усилий. Это не только героические поступки, но и маленькие ежедневные действия. Как помочь ребёнку понять и развивать в себе эти важные качества? 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, и это отличный повод поговорить с детьми о добрых поступках. Один из эффективных инструментов – книги. Сказки о добрых волшебниках и храбрых рыцарях, конечно, важны, но не менее ценны рассказы о простых детях, столкнувшихся с обычными ситуациями, требующими проявления доброты и ответственности. Спешите делать добрые дела : рассказы : [для среднего школьного возраста] / [ответственный редактор Г. Е. Комракова ; художник Е. В. Попкова и др.]. – Москва : Детская литература, 2010. – 349, [2] с. : ил. ; 21 см. – (Школьная библиотека). В сборник вошли рассказы классиков детской литературы: Аркадия Гайдара, Леонида Пантелеева, Михаила Зощенко, Бориса Житкова, Евгения Пермяка, Виктора Драгунского, Валентины Осеевой, Владимира Железникова, Константина Паустовского, Виктора Астафьева, Юрия Яковлева и Владимира Солоухина. Это имена, знакомые нескольким поколениям читателей. Авторы показывают, как проявляется доброта в различных жизненных ситуациях. Что конкретные поступки и действия доступны каждому ребенку. Книга помогает распознать эти чувства в себе и в окружающих, понять их важность и научиться проявлять их в повседневной жизни. Например, рассказ «Трус» Леонида Пантелеева показывает, как трусость порождает жадность. Страх высоты пугает мальчика, мешая ему ловить рыбу. Эту сцену видит девочка, которая была в лодке вместе с отцом. В какой-то момент мальчик упускает из рук удочку, и она падает. Девочка, демонстрирует смелость, возвращая удочку мальчику, но при этом справедливо указывает на его недостатки. Этот рассказ учит детей не только преодолевать страх, но и признавать свои ошибки и ценить помощь других. Аркадий Гайдар в рассказе «Горячий камень» предлагает совсем другую, но не менее важную мораль. Волшебный камень, обещающий новую жизнь, обладает свойством: кто его разобьёт, тот может начать свою жизнь сначала. Но герои рассказа отказываются разбить камень, так как прожитая ими жизнь дорога не только счастливыми минутами, но и ошибками, и неудачами. Это неотъемлемая часть жизни, без которой не было бы и счастливых моментов. Аркадий Гайдар учит читателей ценить прожитые годы, принимать себя со всеми своими недостатками и не бежать от прошлого в поисках счастья. Владимир Солоухин рассказывает, как пустяковая ссора может разрушить дружбу, если вовремя не признать свою неправоту и не попросить прощения. В рассказе «Мститель» два друга поссорились из-за того, что один запустил другому картошкой в спину. Обида была такой невыносимой, что один из мальчиков начал выстраивать план мести, он решил заманить приятеля в лес, чтобы дать ему в нос. Но, к счастью, вовремя понял, что он не может нанести удар исподтишка тому, кто ему доверяет. Владимир Солоухин учит юных читателей терпимости, умению извиняться и ценить дружбу, преодолевая желание быть «правым» любой ценой. Сборник «Спешите делать добрые дела» содержит и другие рассказы известных авторов, которые воспитывают в детях чувство сопереживания, сострадания и желание помогать другим; показывают, что даже самый малый добрый поступок может изменить мир к лучшему. Изображение к превью статьи из открытых источников Интернета. | |
|