16:06 В поисках пролива: к 300-летию начала Первой Камчатской экспедиции | |
24 января 1725 года из Санкт-Петербурга для исследования побережья Тихого океана отправилась Первая Камчатская экспедиция. Пётр Первый придавал ей очень большое значение и лично определил её задачи и состав. Туда входили более 60 низших чинов, морские офицеры А. Чириков и М. Шпанберг, гардемарины П. Чаплин, К. Мошков, выпускники морской академии – штурманы и геодезисты. К прибытию экспедиции в Охотск для строительства корабля были наняты корабельные мастера. Начальником всего отряда император назначил опытного морехода северных морей, капитана первого ранга Витуса Беринга. Каждый из участников экспедиции выполнял свою задачу: обеспечивал продвижение отрядов по территории России на Дальний Восток; вел документы, рассказывающие о положении российского народа по пути движения; о трудностях и испытаниях, с которыми сталкивались члены экспедиции. Помощниками Витуса Беринга были Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. О рядовых участниках похода историкам ничего не известно. В статье мы попробуем рассказать о вкладе в это историческое событие нескольких людей. Император Пётр Первый в конце своей жизни решил всё-таки осуществить свою давнюю мечту – организовать масштабную экспедицию по изучению восточных берегов России и установить наличие пролива или моря, разделяющего северо-восток Евразии и западную часть Северной Америки. Это было необходимо для осуществления далеко идущих планов по установлению торговых связей с государствами, находящимися в Тихом океане, а также для обеспечения безопасности России с восточной стороны. Встретившись с Витусом Берингом в декабре 1724 года, государь поручил ему командование экспедицией, равной которой ещё не было в истории России. Приказ о назначении и инструкции Петра Первого Берингу вручила императрица Екатерина в январе 1725 года. Состав экспедиции насчитывал около 400 человек.
На побережье Охотского моря уже работала небольшая верфь. Ранее на ней был построен шитик «Фортуна», на котором мореходы совершали плавания до Камчатки. Но для строительства большого морского корабля для экспедиции требовалось доставить провиант, якоря, паруса, канаты и т.п. Чтобы осуществить эту задачу, Беринг заранее писал приказы местным правителям и чиновникам. Среди местного населения возникало нежелание отдавать повозки, лошадей, людей для нужд экспедиции. Известны факты о стихийных бунтах. В Охотск, несмотря на многочисленные трудности, путешественники прибыли в июле 1726 года. Началась переправка грузов на Камчатку. В сентябре 1727 года на шитике «Фортуна» и небольшой ладье в Большерецк отправили грузы и людей. Затем предстояло продолжить путь до Нижнекамчатского острога на собаках. Прибыв в Нижнекамчатск 11 марта 1728 года, построили судно «Святой архангел Гавриил». Спустили его на воду 9 июня. Затем, через месяц (14 июля 1728 года) начался морской поход, который должен был ответить на главный вопрос: соединяются ли Евразия и Северная Америка? Ради этой цели экспедиция продолжалась более 3 лет. «Святой Гавриил» с экипажем 44 человека из устья реки Камчатка двинулся вдоль берега на север. По пути было сделано много географических открытий: залив Святого Креста, бухта Преображения, остров Святого Лаврентия. Далее вышли в пролив, разделяющий два материка. То, что это был искомый пролив, никто утверждать не мог. Было несколько встреч с чукчами, но они не могли дать утвердительный ответ на вопрос командора: где находится другая земля? На широте 65 градусов 30 минут северной широты, где в это время находился корабль, Беринг после совещания с офицерами и, поддавшись на уговоры Чирикова, повернул на запад. До 15 августа они шли вдоль берегов Чукотского полуострова. Никакой земли не встретили и повернули назад. Вернулись в Нижнекамчатск и там зимовали. В начале июня 1729 года снова вышли в море, решив найти острова, расположенные к востоку от Камчатки. Но, пройдя 200 вёрст на восток, ничего не нашли и, обогнув полуостров, прошли через Курильский пролив до устья реки Большой. На этом решили закончить морскую экспедицию и взяли курс на Охотск, прибыв туда 23 июля 1729 года. Далее предстоял долгий путь в Петербург и отчёт перед Сенатом России. Беринг был уверен в том, что задача, поставленная ему Петром Первым, выполнена: пролив между Азией и Америкой открыт. Но его уверенность не разделяли другие участники экспедиции. Они считали, что необходимо продолжить исследования северо-восточной части Тихого океана и морей Северного Ледовитого океана. Тем не менее, все открытые географические объекты были документально зафиксированы, нанесены на карты. Пролив и море, в котором проходило путешествие, названы в честь командора Беринговыми. Всего, по подсчётам историка Аркадия Александровича Сопоцко, экспедиция совершила 155 территориальных открытий на суше, 18 морских, 66 объектов были нанесены на карту. Вторая, или Великая Северная экспедиция затмила впоследствии Первую Камчатскую и по итогам, и по открытиям, но это великое путешествие было первым, длительным и опасным. И все её участники достойны звания героев русской истории и первооткрывателей неведомого. Каждый из помощников Витуса Беринга внёс свой вклад в общее дело. Алексей Ильич Чириков (1703 – 1748 гг.) – помощник и соратник командора. Не всегда их мнения совпадали, и молодой, горячий выпускник Московской навигацкой школы и Петербургской Морской академии вступал с самим командором в споры по поводу маршрута экспедиции. По приказу Петра Первого в декабре 1724 года был назначен помощником начальника экспедиции в звании лейтенанта флота. Он командовал одним из отрядов по пути следования до побережья Тихого океана. Для того чтобы переправлять грузы, приходилось обеспечивать путешественников провиантом, телегами и лошадьми, что было очень трудно. Местные жители всячески игнорировали приказы командора, прятались, скрывали своих животных. Но Чириков умел ладить с людьми, убеждал чиновников и простых граждан в том, что помощь необходимо оказать. Ведь эта экспедиция проводилась по приказу самого Петра Первого. Заслугой Чирикова было и то, что по пути следования по Сибири и Дальнему Востоку он вёл подробные дневники, записывал координаты населённых пунктов, описания местности, людей. Во время морских путешествий подробно зарисовывал и описывал морские побережья. Благодаря этому научный отчёт экспедиции был обширным и подробным. За заслуги перед наукой и государством лейтенант флота Алексей Ильич Чириков был повышен в звании, сначала произведён в капитан-лейтенанты, а затем в чин капитана третьего ранга. Для продолжения исследований морей Тихого и Северного Ледовитого океанов и поисках Америки правительственным Сенатом была организована Вторая Камчатская или Великая Северная экспедиция. Чириков был назначен помощником Витуса Беринга.
Чаплин Пётр Авраамович (1699 – 1765 гг.) Учился в Навигацкой школе, стал выпускником Морской академии за год до начала Первой Камчатской экспедиции. Служил под началом А.И. Чирикова. Он постарался замерить участки пути, проходимые в Сибири и на Дальнем Востоке. Также составил этнографическую карту, изобразив на ней, как выглядели коренные народности и их жилища. Прибыв в Нижнекамчатский острог, руководил постройкой судна «Святой Гавриил» для продолжения плавания. Чаплин заслужил в глазах Беринга особое отношение. Командор высказывался о том, что таким, как Чириков и Чаплин, и нужно командовать экспедициями по ледяным морям, а ему, Берингу, можно уже уйти на покой. Во время плавания на «Святом Гаврииле» Чаплин вёл «Журнал бытности Камчатской экспедиции». Этот журнал был частично опубликован и стал основой для изучения истории плавания. Отлично показал свои способности и в награду был повышен в звании до мичмана. Благодаря его трудам была создана итоговая карта плавания, которая стала впоследствии источником для составления на картах этой части Евразии. Картой, составленной Чаплиным и Чириковым, пользовался впоследствии Джеймс Кук и высоко оценил её. Получив звание унтер-лейтенанта после окончания экспедиции, стал командиром различных судов Балтийского флота, затем был капитаном Ревельского и Архангельского портов. В конце жизни произведён в звание капитан-командора, закончил свою жизнь в Архангельске. Благодаря стараниям и героическому служению всех участников Первой Камчатской экспедиции, отчётам и документам, представленным ими в Российский Сенат и Адмиралтейство, было принято решение об организации Второй Камчатской или Великой Северной экспедиции. Использованные источники:
Иллюстрации, взятые из сети Интернет: Познакомиться с книгами об экспедиции можно, воспользовавшись электронном каталогом. Материал подготовила
| |
|