06:18 Гавань святых Петра и Павла: к 285-летию начала строительства Петропавловска-Камчатского | |
Изучение Авачинской губы началось задолго до строительства там базы для экспедиции Витуса Беринга. По мнению российского Сената и Адмиралтейств-коллегии, следовало создать её именно в этой уютной и красивой бухте. Для изучения местности командор направил Вилима Вальтона – опытного моряка. Но ему не суждено было выполнить задание Беринга. В 1737 году на корабле «Фортуна» на Камчатку в районе Большерецкого острога прибыл студент Степан Крашенинников, который по заданию своего начальника академика Г.Ф. Миллера должен был собирать сведения об Авачинской губе. Кроме Крашенинникова, прибыли геодезист Иван Свистунов и штурман Емельян Родичев. Они должны были произвести подробный осмотр бухты, составить карту. Своими силами эти моряки смогли поставить у входа в Авачинскую губу первый на Дальнем Востоке русский маяк на мысе Вауа (Маячный).
10 июня 1740 года в Авачинскую бухту вошёл бот «Святой Гавриил». На его борту находился Иван Фомич Елагин – офицер российского флота, штурман корабля «Святой апостол Павел». Это событие было окончанием его путешествия из Охотска до Авачинской губы, которое началось 29 сентября 1739 года. По приказу командора Витуса Беринга – начальника 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции – штурман Елагин должен был обойти полуостров Камчатка от Большерецкого острога до Авачинского залива. Целью плавания было исследование морских берегов, попадающихся на пути бухт и заливов для выбора подходящего объекта, чтобы в будущем расположить там экспедиционную базу для Второй Камчатской экспедиции и стоянку для морских судов. Путешественники во главе с Елагиным прошли около 700 километров побережья, определили глубины, нанесли все объекты на карту. Войдя в Авачинскую губу, Елагин увидел там 3 небольшие бухты, но его выбор пал на Ниакину бухту, где находился в то время ительменский острожек Аушин. Исследована была и другая бухта, где располагался Тарьинский острожек. В дальнейшем эта бухта была исследована С.П. Крашенинниковым и названа Тарьинской (впоследствии бухтой Крашенинникова).
Почему же именно Ниакина губа привлекла внимание Елагина? На чертеже, составленном штурманом, видно, что эта бухта в виде ковша закрыта от ветров, высоких волн и возможного нападения вражеских кораблей. Глубины позволяли заходить в губу морским судам без риска сесть на мель. Сама природа создала уютную гавань, где корабли экспедиции могли перезимовать, продолжать свой путь и вернуться после трудного плавания. И вот на берегу Ниакиной губы закипела работа. Началось строительство, в котором принимали участие ительмены из близлежащих поселений и русские. Этому способствовало распоряжение камчатских властей. На строительство были направлены строители из Большерецка и Верхне-Камчатска. С рек Пиначевой и Авачи везли лес, из Тарьинской бухты – мох и глину.
Елагин торопился со строительством: заканчивались работы на верфи в Охотске, где строились корабли для Второй Камчатской экспедиции, которые должны были прибыть в Авачинскую губу для зимовки. Именно он и все, кто строил «светлицы и казармы», по праву считаются первостроителями и основателями будущего Петропавловска-Камчатского. Начальником гавани был назначен прапорщик П. Левашов. 20 сентября 1740 года Елагин написал в рапорте В.И. Берингу: «…построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связе пять, да казарм три, да три ж анбара в два апартамента».
6 (17 октября) в Ниакину губу прибыл командор Витус Беринг с основным составом экспедиции. Он и назвал новое поселение «Гаванью святых апостолов Петра и Павла», или «Гаванью Петропавловской». Этот день считается днём рождения города. Участник экспедиции Свен Ваксель в своей книге «Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга» так оценил Авачинскую бухту: «В Петропавловской гавани с удобством могут разместиться до двадцати кораблей. В случае необходимости, вполне возможен проход туда без якорей и снастей, так как грунт там совершенно мягкий, а гавань настолько защищена, что никаких аварий опасаться не приходится. Короче говоря, это наилучшая гавань, которую мне приходилось когда-либо видеть в своей жизни».
Строительство продолжалось. Планировалось, что к весне 1741 года прибудут оставшиеся в Большерецке моряки и врач Георг Стеллер. Для них нужно было построить дополнительные жилые дома и казармы, а для нужд экспедиции склады. По прибытии моряков сформировали экипажи для пакетботов «Святой апостол Петра» и «Святой апостол Павла», заготавливали провиант, питьевую воду и тёплую одежду. По приказу командора Беринга прапорщик П. Левашов написал рапорт в Адмиралтейство о том, что 4 (16) июня 1741 года пакетботы под командованием капитан-командора Беринга и капитана Чирикова вышли в море из Авачинской губы и «пошли в надлежащий путь благополучно». Впоследствии Петропавловская гавань приняла вернувшийся из плавания экипаж пакетбота «Святой архангел Павел». Члены команды и капитан А.И. Чириков были очень больны и истощены, привёл корабль в гавань штурман Иван Фомич Елагин. Моряков переправили на берег и лечили от цинги и простуды. В 1742 году по приказу капитана А. Чирикова штурман Елагин доставил в Санкт-Петербург рапорт президенту Адмиралтейств-коллегии Н.Ф. Головину, в котором было описание побережья Северо-Западной Америки.
После прибытия в Санкт-Петербург в 1743 году штурман И.Ф. Елагин был произведён в лейтенанты, затем в капитан-лейтенанты, служил в Архангельске и на Балтике. В конце жизни получил чин капитана 1 ранга и должность командира Рижского порта, служил им до последнего. Так были оценены его трудолюбие и отношение к службе во флоте. Источники:
В электронном каталоге вы найдёте книги и статьи об истории строительства Петропавловска-Камчатского и об Иване Фомиче Елагине. В публикации использованы фотографии и изображения из общедоступных источников сети Интернет. Изображение к превью статьи Материал составила Елена Михайловна Канарейко,
| |
|
| |





