MENU
Главная » 2025 » Март » 2 » Гений Возрождения: к 550-летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти
07:03
Гений Возрождения: к 550-летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти

Господь…решил дать миру гения, который, превзойдя всех живших  до него в живописи, в скульптуре и архитектуре, показал бы людям вечные образцы во всех искусствах.

Джорджо Вазари

1

Источник изображения 

В богатой культуре Возрождения Микеланджело Буонарроти, которого называют Божественным, принадлежит особое место. Скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт… И в каждой области его работы считаются шедеврами: статуя Давида, Пьета, фрески в Сикстинской капелле, купол собора Святого Петра  «Этому гению даровал он полное совершенство в рисунке, в расположении света и тени, в искусстве владеть резцом, а также искусство строить здания прочные и прекрасные. Он одарил его высоким умом и поэтическим талантом…», - писал о нём Д. Вазари. Микеланджело – воплощение гениальности и настоящая звезда в мире искусства. Он стал первым скульптором, показавшим в мраморе всю красоту человеческого тела.

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, известный как просто  Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в замке Капрезе в семье обедневшего дворянина. Из-за болезни матери маленького Мике отдали кормилице, и первые его годы прошли в семье каменотёса. С раннего детства он играл камушками и долотом, научился разминать глину и владеть резцом. В 6 лет остался без матери. Это сильно повлияло на мальчика, он стал замкнутым и нелюдимым. В отцовский дом мальчик вернулся лишь в десять лет. Отец определяет его в школу, но к грамматике он не проявляет никакого интереса, заводит друзей, которые прививают любовь к живописи. Единственное, что ему давалось легко, было рисование, которым он занимался постоянно, рисуя даже на стенах школы.

В 13 лет Мике становится учеником братьев Гирландайо, которые передают ему азы живописи и создания фресок. Год он проводит в мастерской, а затем  отправляется изучать скульптуры в садах Медичи, где его талант замечает правитель Италии Лоренцо Великолепный. Он взял его под своё покровительство, поселил в своём доме, обеспечил дорогими заказами. Биография Мике пополняется знакомством с этой известной семьей. Тогда же он получает разрешение на изучение человеческого тела в морге монастыря. В 16 лет он создает первые скульптуры «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров», которые раскрыли его талант и определили блестящее будущее.

Мике отправляется в Венецию и Рим, где создает статую «Вакх» и композицию «Пьета», принесшую ему известность. «Пьету», где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, помещают в Соборе Святого Петра. Многие сомневались, что её изготовил семнадцатилетний юнец. Он часто приходил полюбоваться своим творением. Однажды, услышав фразу о том, что создал её мастер Гоббо, он ночью пробрался в церковь и высек на нагрудной ленте надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». В 26 лет Мике взялся за высечение статуи из пятиметровой глыбы испорченного мрамора и через 3 года явил миру величественную статую Давида. Скульптор наполнил своё творение невероятной гармонией форм, энергией и внутренней силой.

Микеланджело обладал и талантом художника. В 1508 году он начинает роспись купола Сикстинской капеллы сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Помощников он прогнал без объяснений, считая, что лучше него самого не сделает никто. Ещё ни один итальянский живописей не брался за фреску таких размеров (600 кв.м.), да ещё на потолке. Никакого совершенного владения техникой фрески у Микеланджело не было. Он всё делал по наитию. Четыре года ежедневно, лежа на лесах, он создает фрески. Даже леса он делал самостоятельно. Ядовитая краска попадает на лицо, в соборе холодно, гуляют сквозняки, затекает тело, но мастер заполняет купол сюжетными фресками. «После четырёх замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Поэзия стала его четвёртой музой, самой спорной, вызывающей много вопросов. Он занимался поэзией только «для собственного развлечения, воспрещая себе из этого делать профессию».  Сохранилось около 500 стихотворений Микеланджело, написанных  только по внутреннему побуждению Ни одно из них не было опубликовано при жизни, но лирика его имела большую популярность среди литераторов. Излюбленные формы его творений – сонеты и мадригалы, в которых он говорит о любви, об одиночестве, о горьких разочарованиях гуманиста. В его поэзии нет лёгкости, он старался перелить в стихи собственные мысли, открывая в себе философа.

Достигнув в подлости больших высот
Наш мир живёт в греховном ослепленье.
Им правит ложь, а истина – в забвенье,
И рухнул светлых чаяний оплот.

Его сонеты читали на поэтических вечерах, некоторые были положены на музыку. Хотя многие критики считают, что «строки он высекает так же, как и скульптуры, молотом и резцом». Но поэт Франческо Берни утверждает, что он «говорит вещи, а вы говорите слова».

Любую боль, коварство, напасть, гнев
Осилим мы, вооружась любовью.

Любовь автор понимает, как возможность приблизиться к пониманию красоты, внешней и скрытой от глаз. Большинство любовных стихотворений посвящены двум адресатам, любовь к которым носила платонический характер. В этих строках Буонарроти чуткий, трепетный, ранимый, любящий до самозабвения.

Свет чудный вижу Вашими глазами –
Без Вас бы одолела слепота.
В пути меня подводит хромота.
Вот и ступаю Вашими стопами.
Бескрылый, Вашими парю крылами,
И Вашим разумом крепка моя мечта.

Неуживчивый и вспыльчивый, он не раз испытывал поражения и насмешки в ответ на свои чувства, он отвечал на обиду не менее колкими и злыми выпадами.

Прекрасной Дамой известного скульптора, живописца и поэта была Виттория Колонна, прославленная поэтесса. Большинство ее творений – духовные сонеты о любви к Богу. Они постоянно переписывались, пересылали друг другу стихи, сонеты, часто виделись и проводили вместе часы в беседах. Микеланджело наслаждался общением с любимой женщиной, которая была для него воплощением идеала Человека духовного, мыслящего и при этом страстного, живого, полного чувств. Знаменитый сонет №60 посвящен этой женщине:

Мудрейшая, благая донна – Вам
Обязан всем я, и тяжёл мне срам,
Что Вас мой дар не так, как должно славит.

После её смерти он «оставался растерянным и как бы обезумевшим». Микеланджело жалел, что на прощание поцеловал лишь руку, хотя хотел поцеловать в уста, но «он не смел». Он доживал в одиночестве, но творческое горение его не иссякало. Незавершенной осталась лишь «Пьета Ронданини».

Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Каким был в жизни Микеланджело Буонарроти, от чего страдал, кого любил, помогут узнать книги о его жизни и творчестве.

 

Использованная литература:

  1. Нардини Б. Встреча с Микеланджело / Бруно Нардини. [перевод с итальянского Н. Б. Томашевского ; вступительная статья и примечания И. И. Тучкова ; оформление В. Карцева]. – Москва : Детская литература, 1986. – 189, [2] с., ил.
  2. Фисель, Элен. Микеланджело Буонарроти / Элен Фисель. – Москва : Эксмо, 2012. – 317, [3] с., [16] цв. ил. ; 21 см. – (Исторические портреты).
  3. Микеланджело // РУВИКИ : [сайт]. – URL : https://ru.ruwiki.ru/wiki / Микеланджело (дата обращения 27.02.2025).
  4. Буонарроти Микеланджело // ГлобалМСК.ру : [сайт]. – URL : https://globalmsk.ru/person/id/6208 / (дата обращения 25.02.2025).

Фото из открытых источников:

Плашка

 

 

Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь
Центральной городской библиотеки

Ирина Жигулина,
 библиограф электронного читального зала

 

Просмотров: 273 | Добавил: lesgusly | Теги: Микеланджело | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх