Представим такую картину: в тёмной избе у горящей лучины склонились над книгами дети. Во главе стола сидит учитель – монах. Он следит за каждым учеником. Мальчик старательно водит по строчкам пальцем и читает по буквам: «Мыслете – аз – мыслете – аз», получилось слово: «Мама». Дело в том, что в Кириллице каждая буква алфавита обозначалась не как звук, а как слово и имела цифровое обозначение. Детям было трудно освоить такую Азбуку и понять, что при чтении и письме используется первый звук слова: «Добро» – это звук «Д», «Твёрдо» – это звук «Т». Всего в Кириллице было 42 буквы.
Кроме того, в алфавите были буквы, которые писались по-разному, а звучали одинаково. Царь Пётр I своей реформой немного упростил алфавит и удалил их. Но, всё равно, учиться читать и писать было очень трудно и долго. Недаром пословица говорила: «Азбука – наука, а ребятам – мука». Сначала дети заучивали названия букв, а затем, складывали из них слова.
Вот так выглядела Кириллица после нескольких реформ:
![](/pics/arch_pcs/042021/3HKA200421.jpg ) ![](/pics/arch_pcs/042021/4HKA200421.jpg )
Грамотных людей в деревнях и сёлах было немного, но они были самыми уважаемыми и состоятельными среди соседей. К ним приходили для написания жалоб и челобитных, составления документов. Поэтому труд ученика вознаграждался с лихвой.
Представьте себя учеником в Древней Руси, который учится читать, отгадайте слова и вспомните пословицы о пользе грамотности.
Игра 1 «Угадай слово»
Игра 2 «Что написано пером, не вырубишь топором»
Использованная литература:
Осетров, Е. И. Аз – свет миру : повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной [12+] / художник Г. Ордынский. – Москва : Детская литература, 1989. – 303 с. : ил.
Перехвальская, Е.В. Откуда Азбука пошла [6+] / художник М. Трубецкой. – Москва : Малыш, 1989. – 26 с. : ил.
Чтобы найти другие книги на эту тему, можно использовать электронный каталог библиотеки!
Рассказала вам об истории Азбуки и придумала игры
главный библиограф Центральной детской библиотеки
Канарейко Елена Михайловна
|