07:49 Исключительно счастливый человек: 165 лет со дня рождения В. И. Немировича-Данченко | |
«Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле», - утверждал театральный критик, режиссер, педагог, писатель, драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. И в этом отношении был действительно счастливым человеком. Окончив в 1876 году гимназию с серебряной медалью, Владимир поступает в Московский государственный университет на физико-математический факультет, затем перешел на юридический, но ради театра бросает и его. Играет в любительской труппе. Первые роли были успешные, но Владимир понимает, что так может быть не всегда. «Отказ от актерства не означал отказ от театра. С подмостков он вернулся в зрительный зал, но уже не пассивным свидетелем актерских успехов и неудач, а их судьей и критиком. В те молодые годы у него складывается свое видение театра. В это время Володя начинает писать беллетристические произведения, рецензии на постановки, которые печатают в газетах и еженедельниках. В своих обзорах он выступал против репертуаров Императорских театров, критиковал актеров. «Знаменитое русское искусство всё больше обрастает штампами, условностями». В 23 года Владимир пишет пьесу «Шиповник», которую поставили в 1882 году на сцене Малого театра. Он всё больше осознает, что театр – его страсть. «Театр – школа жизни, её учитель и наставник…» Современный ему русский театр не вполне удовлетворял его нравственному и художественному минимализму. Немирович-Данченко считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека». С ним был солидарен и Константин Станиславский. В 1897 году он получил от Владимира Ивановича записку – тот предлагал встретиться в московском ресторане «Славянский базар» и обсудить возможность создания нового театра. Кто же должен создать его труппу? Ученики Владимира Ивановича и актёры Станиславского. Переговоры продолжались около 18 часов. Два преданных театру человека подробно обсужали все детали, механизмы и принципы будущего театрального дома, отметив в Протоколе: «Мы создаём Народный театр…». Взаимопонимание было удивительным: «Мы ни разу не заспорили…наши программы или сливались, или дополняли одна другую. Мы столковались по всем основным вопросам и пришли к заключению, что сможем работать вместе». Так был организован Московский Художественный театр. Это был частный проект, поддержанный меценатами и созданный в пику государственным театра: «Они там понимают, что мы выступаем на борьбу с рутиной и шаблоном», – отмечал Владимир Иванович. И хотя открылся он постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоанович», говоря о начале МХТ, все скажут всего 2 слова: Чехов и Чайка. Отношения с Чеховым – особая страница в биографии Владимира Ивановича. Он ценил его творчество, дружил с ним. Известна его фраза: «Чехов – это талантливый я». Владимир Иванович был инициатором того, чтобы «Чайка», которая провалилась в Александровском театре, была поставлена в Московском Художественном. После премьеры 17 декабря 1998 года он отправил в Ялту больному Чехову следующую телеграмму: «Успех колоссальный. Мы сумасшедшие от счастья». Позже Чехов подарил ему золотой брелок в виде книги с гравировкой: «Ты дал моей ʺЧайкеʺ жизнь. Спасибо!» Необычайный успех «Чайки» обозначил рождение Художественного театра – первого режиссёрского театра России. За год до премьеры Немировичу-Данченко присудили Грибоедовскую премию за драму «Цена жизни», как лучшей пьесе года. Он отказался от премии в пользу Антона Павловича. Считал, что «Чайка» лучше, чем написанная им пьеса. Редкий художник способен на такое благородство. Владимиру Ивановичу довелось поработать и в Голливуде. На гастролях в Америке ему предложили контракт на полтора года. Он встречался со звездами, писал сценарии, готовился к съёмкам. Но не воплотил ни одного проекта: «Творить можно только в России, продавать в Америке, отдыхать в Европе». Лучшей постановкой маэстро считали спектакль «Юлий Цезарь» по Шекспиру. Для вдохновения автор даже ездил в Италию. Роль Цезаря сыграл Василий Качалов. Постановку достойно оценили и зрители, и критики. «Художественный театр – это лучшая страница той книги, история которой когда-либо будет написана о современном русском театре. Этот театр – твоя гордость», - писал А.П. Чехов В.И. Немировичу-Данченко. И после революции 1917 года дуэт режиссеров продолжает ломать каноны классического театрального искусства. Он помогал молодым, считал, что надо ставить и новую советскую драматургию. Спустя два года Станиславский и Немирович-Данченко организовали музыкальную студию при театре. С новыми актёрами и новыми постановками. В конце 1928 года из-за плохого состояния здоровья Станиславский почти отошёл от организационной работы. Забота о театре полностью легла на плечи Владимира Ивановича. В пьесах советского периода на сцену проникают новые черты психологии, интересные оттенки жизни. В драматургии поднимал самую важную проблему – о силе и бессилии интеллигенции, об её противоречивой судьбе. Самое главное в режиссуре Немировича-Данченко – это полный контакт с актёрами. Он знал или угадывал, что именно этому актёру может быть наиболее близким. Он любил разговаривать с актёрами и задавать им вопросы. Немирович-Данченко мечтал о Школе-студии при театре, рассматривал конкретных людей, на которых он сможет возложить ответственность за будущее Московского художественного академического театра. «Забота о том, чтобы МХАТ не потерял себя и не мумифицировался с уходом его создателей» – этим деятельно занимался Владимир Иванович. 25 апреля 1943 года он активно работал. Это был последний день его жизни. Владимир Иванович скончался от сердечного приступа. Обычно фамилия Владимира Ивановича произносится в связке после фамилии Станиславский. Почти всегда он оказывается в тени великого коллеги, единомышленника и соперника. Что самое интересное, и при жизни, и даже после смерти. Известный историк и критик театра Инна Соловьева как-то призналась: «В отношении Немировича-Данченко пошлость заключается в том, что он, дескать, функционер, а Станиславский – вольный гений. Причём к созданию этой чепухи приложил руку другой гений, а именно Всеволод Мейерхольд в статье «Одиночество Станиславского». Все это враньё. Как ни удивительно это прозвучит, Немирович-Данченко для утверждения режиссуры в театре сделал больше, чем Станиславский. Он гораздо больше ценил форму в театре, а Станиславский огромное значение придавал актерскому мастерству. Ведь не случайно именно Немирович воспитал Мейерхольда, который потом его ненавидел, как сыну и полагается ненавидеть отца». Владимир Иванович всегда смотрел в будущее, своими замыслами увлекал других, молодёжь, его любили и им восхищались. Вся долгая жизнь Немировича-Данченко была наполнена мечтами и посвящена Художественному театру, который стал его страстью. Предлагаем вашему вниманию тест, отвечая на вопросы которого, вспомните основные вехи яркой и богатой творческой жизни режиссёра. Источники:
Фотографии из открытых источников интернета: Фото к превью https://vk.com/@gdkseversk-23-dekabrya-rodilsya-teatralnyi-rezhisser-dramaturg-kritik-o Фото 1 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Vladimir_Nemirovich-Danchenko_1937.jpg Фото 2 https://vk.com/@gdkseversk-23-dekabrya-rodilsya-teatralnyi-rezhisser-dramaturg-kritik-o
Библиотекари Центральной городской библиотеки | |
|