11:04 Камчатка: наследие тысячелетий. Быт и традиции коренных народов | |
![]() Камчатка – уникальный край, где на протяжении тысячелетий проживают коренные народы с богатой культурой и традициями. В преддверии Международного дня коренных народов мира (другое название праздника – День аборигена) рассмотрим быт, традиции, историю и современные реалии аборигенов Камчатки. Алеуты, эвены, ительмены, коряки и чукчи сохранили свой образ жизни, тесно связанный с окружающим миром. Изучение их культуры не только раскрывает историю Камчатки, но и показывает, как люди могут жить в гармонии с природой, сохраняя уникальное культурное наследие. ![]() Алеуты – коренной народ, населяющий Алеутские острова и часть Камчатки. Их культура неразрывно связана с морем, так как основным занятием традиционно является рыболовство и охота на морских животных. Традиционные жилища назывались барабора или улах. Жилища напоминали земляные юрты, построенные из выброшенного морем леса, и в них отсутствовали очаги. Для строительства выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки сооружали из плавника – деревьев, прибитых к берегу, – и покрывали сверху сухой травой, шкурами и дёрном. В крыше оставляли несколько прямоугольных отверстий для входа. ![]() Алеуты известны своим искусством плетения из береговой травы и резьбой по кости. Они создавали украшения и предметы быта, используя доступные материалы. Традиционная одежда включала парки – длинные глухие рубахи из меха морских животных и птичьих шкурок, а также камлейки с капюшоном, сшитые из шкур морских животных. Для обрядовых плясок изготавливали деревянные маски и различные предметы из кости, дерева и камня. Сегодня представителей этой народности осталось около 400 человек. Основное место проживания – остров Беринга. Алеуты продолжают заниматься традиционными промыслами. Несмотря на то, что многие из них приняли элементы русской культуры, они сохраняют свои традиции и участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение своего уникального наследия. Эвены – кочевой народ, традиционно занимающийся оленеводством, охотой и рыболовством. Они населяют обширные территории от Камчатки до Сибири. Традиционные жилища эвенов включали конический чум (илуму) и цилиндро-коническую юрту (чорама-дю). Эти жилища были приспособлены для сурового климата и позволяли легко перемещаться по тундре. Эвены славились своими навыками в обработке кожи и меха. Они создавали красивые орнаменты и узоры на одежде и предметах быта. Традиционная одежда эвенов состояла из капорообразной шапки авун, мужского и женского кафтана найми, передника нэл, коротких штанов һэркэ, ноговиц дотон и мягкой обуви унт. Одежда украшалась бисерной вышивкой, что являлось важным элементом традиционного костюма. ![]() Эвены продолжают заниматься традиционными промыслами и проживают в Быстринском, Пенжинском и Олюторском районах Камчатки. Также они и участвуют в различных культурных мероприятиях края, представляя свой народ и тем самым сохраняя культурные традиции. Ительмены – один из древнейших народов Камчатки, традиционно занимающийся рыболовством и охотой. Их культура богата мифами и легендами, связанными с природой. Жилища ительменов были приспособлены для жизни в суровых климатических условиях. Традиционные жилища включали полуподземные землянки (улягамы), где могли проживать до 40 семей. Вход осуществлялся через дымовое отверстие или по бревну с зарубками. ![]() Ительмены известны своим искусством резьбы по дереву и кости. Традиционная одежда состоит из глухой меховой рубахи с капюшоном и нагрудником – кухлянки, меховых штанов и высоких сапог торбаса. На сегодняшний день представители этого народа проживают в разных районах Камчатки. Ительменский язык считается исчезающим, так как большинство ительменов давно говорят по-русски. Однако в Елизовском краеведческом музее работает этнический клуб «Уйритчах», где все желающие могут изучать ительменский язык. ![]() Северные территории Камчатки делят коряки и чукчи. Коряки – народ, традиционно занимающийся оленеводством и рыболовством. Они населяют северные территории Камчатки и прилегающие районы. Чукчи также занимаются оленеводством и охотой на морских животных и живут на севере Камчатки и на Чукотке. Культуры коряков и чукчей демонстрируют поразительное сходство в устоях и традициях, отражающее их приспособление к суровому климату и кочевому образу жизни. Оба народа использовали яранги – разборные жилища из оленьих шкур, – что позволяло им следовать за миграцией оленей – основного источника пропитания и материала для одежды. Внутри яранги, как у коряков, так и у чукчей, располагался очаг, вокруг которого концентрировалась жизнь семьи, а сани служили своего рода передвижными кладовыми для хранения необходимых вещей. ![]() Одежда коряков и чукчей также обнаруживает удивительное единообразие. Кухлянка, меховые штаны и высокие сапоги-торбаса являлись неотъемлемой частью традиционного костюма обоих народов. Такая одежда обеспечивала надежную защиту от холода и ветра, позволяя выживать в экстремальных условиях. И коряки, и чукчи проявляли мастерство в обработке природных материалов. Коряки славились искусной работой с кожей и мехом, создавая прекрасные орнаменты и узоры на одежде. Чукчи, в свою очередь, достигли высокого уровня в резьбе по кости и рогу, изготавливая изящные украшения и предметы быта. ![]() Общность проявлялась и в духовной сфере. Изготовление деревянных масок для обрядовых плясок было распространено у обоих народов. Маски использовались в шаманских ритуалах и обрядах. Различные предметы из кости, дерева и камня, созданные коряками и чукчами, свидетельствуют о богатом культурном наследии и глубоком понимании окружающего мира. Коряки сегодня проживают в северной и центральной частях полуострова Камчатка. Они говорят на корякском и русском языках. Чукчи проживают на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах, занимаются традиционными промыслами и говорят на чукотском языке, но также владеют русским. Коренные народы Камчатки имеют богатую традицию обрядов, праздников и шаманских ритуалов, связанных с природными циклами и хозяйственными занятиями. Все народы устраивали праздники после успешной охоты или рыболовства, где танцевали и пели традиционные песни. Эти праздники включали в себя ритуалы, где танцоры подражали повадкам животных и заручались их покровительством. Также проводились обряды, связанные с промысловым культом умирающего и воскресающего зверя. Устраивали торжественные встречи и проводы добытым животным. Несмотря на влияние христианства, многие коренные народы до сих пор соблюдают традиции и ритуалы своей религии. Шаманские обряды и ритуалы могут включать песни, танцы, транс и использование различных предметов, символов и амулетов. ![]() Современность оказывает влияние на образ жизни, язык и культурные практики коренных народов, но они продолжают сохранять и развивать свои традиционные культуры. Культурные центры, музеи и библиотеки Камчатки играют важную роль в сохранении и популяризации этого наследия, предоставляя возможность познакомиться с историей, традициями и бытом древнейших жителей полуострова. Узнавайте больше о культуре коренных народов Камчатки в библиотеках нашего города. Источники:
Фотографии: Ключников, А.В. С любовью, мои Северяне. [ Камчатка. Корякия : фотоальбом ] / А. В. Ключников ; [сост. Г. Н. Харюткина]. – Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2013.- 185, [1] с. : цв. ил. , фот. ; 23 х 25 см. – (Культурное наследие Камчатки). Материал подготовила
Вероника Игоревна Лагода, библиотекарь 2 категории электронного читального зала библиотеки-филиала № 1 | |
|
| |








