09:02 Кинематограф в России: от истоков до современности | |
Нет никаких сомнений в том, что кинематограф – это особый вид искусства, способный влиять на души людей так же сильно, как скажем живопись или фотография. Кино способно запечатлеть эпоху, передать чувства миллионов людей, создать мир иллюзий и реальности одновременно. В истории каждого народа кино занимает особое место, отражая национальные особенности, мировоззрение и культурный код нации. Настоящий толчок в развитии российского кинематографа случился после революции 1917 года. Советская власть быстро осознала силу кинематографа как инструмента пропаганды и воспитания масс. Одним из главных новаторов российского кинематографа был Сергей Эйзенштейн, известный по фильмам «Броненосец Потёмкин», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный». В своих работах он использовал различные приёмы монтажа и съёмки, оказывающие сильнейшие эмоциональное воздействие на зрителя. К примеру, в фильме «Броненосец “Потёмкин”» используется метод «монтажа аттракционов», когда кадры мёртвых людей сменяются кадрами забиваемой коровы. Другой великий режиссёр Всеволод Пудовкин одним из первых заговорил о применении ускоренной съёмки для усиления экспрессии («Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1926).
В отличие от европейского кинематографа, стремившегося привлечь образованную и состоятельную публику, советский кинематограф был доступен широкой аудитории. Многие фильмы как раз и создавались с целью просвещения населения и формирования идеалов нового общества. Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) С началом войны кино стало важным инструментом формирования национального сознания и укрепления морального единства народа. Советские кинорежиссеры вкладывали душу в создание фильмов, благодаря которым поколения потомков могут почувствовать дыхание тех грозных дней и священное чувство гордости за победу наших дедов и прадедов. Советский кинематограф переживал тогда нелёгкое время. Главные киностудии страны – «Ленфильм» и «Мосфильм» были эвакуированы в город Алма-Аты и на базе алма-атинской студии объединены в Центральную объединённую киностудию художественных фильмов. В годы, когда все ресурсы страны были брошены на победу, режиссёры, операторы, актёры продолжали снимать кино. На счету студии 80% картин, выпущенных в годы Великой Отечественной войны. Наряду с художественными фильмами снимались и документальные картины, где были запечатлены кадры реальных сражений («Разгром немецко-фашистских войск» (1943) Леонида Варламова и Ильи Копалина, «Тебе, фронт!» (1942) Дзиги Вертова, и др.).
Кино стало зеркалом той поры, отражая в себе трагедию миллионов людей, боль потерь и радость побед.
Золотые годы советской кинематографии (1950 — начало 1960-х) После Великой Отечественной войны советский кинематограф пережил настоящий расцвет. Появились яркие имена, ставшие гордостью отечественной культуры. Михаил Калатозов снял знаменитую картину «Летят журавли», которая получила главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году. Андрей Тарковский («Иваново детство», «Андрей Рублёв») создал собственный уникальный художественный язык, ставший эталоном авторского кино. Он одним из первых начал работать с длинными кадрами и плавными переходами, создавая уникальные кинематографические образы.
Люди того времени остро нуждались в возможности над чем-то посмеяться, отдохнуть душой. Комедии режиссёров Леонида Гайдая и Леонида Рязанова стали той самой таблеткой от тоски и горечи, которая была так необходима советским гражданам. Эти фильмы, поражавшие зрителей тонкостью юмора и глубиной образов героев, стали визитной карточкой страны Советов. Первые 30 лет после войны советские киностудии активно осваивали новые жанры и направления. Многие из фильмов стали классикой советского кинематографа, их пересматривают, на них учатся юные режиссёры, сценаристы и операторы. Среди них можно отметить такие картины как «Карнавальная ночь»(1956), «Москва слезам не верит»(1979), «Служебный роман» (1977), «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1975). Кино стало частью повседневной жизни советских граждан, определяло вкусы и предпочтения поколений.
Но помимо развлечения зрителя перед советским кинематографом стояла не менее важная социальная задача – показать жизнь простых людей, проблемы рабочего класса, трудовые будни колхозников и инженеров. Такие фильмы помогали формировать положительный образ советского гражданина, вдохновляли молодёжь на подвиг и созидательную деятельность. Эпоха перемен: конец советской эпохи (конец 1980-х) С распадом Советского Союза российское кино оказалось в глубоком кризисе. Государственная поддержка исчезла, кинопрокаты опустели, многие талантливые режиссёры, сценаристы и операторы покинули страну. На место Государственного комитета СССР по кинематографии (Госкино СССР) в начале 90-х пришли независимые продюсеры и частные студии. Строгая политика партии сменилась свободным выражением художественной мысли. Это стало зарождением нового этапа в развитии российского кино. Источники:
Изображение к превью статьи из открытых источников интернета.
Материал подготовила | |
|
| |




