04:09 Народный праздник вершины лета – Купала | |
В эпоху христианства праздник Рождества Иоанна Крестителя, где обряд крещения совершался троекратным погружением в воду, совместился со славянским праздником Купала, который отмечался в день летнего солнцестояния и совпадал с самым пиком цветения природы. Появилось новое название праздника – Иван Купала. В то время проводились купальские обряды с магическими действиями, связанными с почитанием солнца. Считалось, чтобы повысить количество солнечного света и придать растениям больше тепла, нужно было повлиять земным огнем на огонь Божий. Для этого славяне уходили на ритуальные холмы или на поляны у реки, где жгли костры. Чтобы урожай был плодородным, парни и девушки прыгали через них, стараясь перепрыгнуть как можно выше, тем самым выше уродятся зерновые культуры. Также высокий прыжок символизировал удачу в замыслах.
На поляне формировали ритуальное деревце – купало, которое украшали цветами и венками из полевых трав. С песнями и шутками веселились и плясали, водили хороводы.
Символическим знаком солнца в праздник выступали любые круглые предметы: в основном, это были колеса или бочки, которые смазывали смолистой смесью, поджигали и скатывали с горки к реке, выражая таким образом поворот солнца на зиму.
День Ивана Купалы праздновался весело. Население представляло солнце купающимся на небе в разноцветных красках. Поэтому на рассвете все участвовавшие в празднике наблюдали за восходом солнца и купались, чтобы снять с себя болезни и злые немощи.
В наши дни традиции праздника не забыты: население собирается возле водоемов, девушки плетут венки из полевых цветов и трав, которые опускают в воду и загадывают желание. Считается, что оно сбудется, если венок не утонет. Пик праздника – прыжки через костер, но сейчас они не носят того сакрального значения, как много лет назад. Давние обычаи – самые крепкие и незыблемые, это доказано тем, что они до сих пор присутствуют в нашей жизни. Использованная литература:
Материал подготовила | |
|