Слава примы-балерины Большого театра Майи Плисецкой перешагнула все границы. Её искусству, понятному на всех языках, её таланту, поразительной выразительности рук рукоплескала вся планета. Грациозная, смелая, непокорная, она показала всему миру, что русский балет – лучший!
Известный американский хореограф Роберт Джофри, создавший специально для Майи балет «Гибель розы», писал о балерине: «Плисецкая есть воплощение красоты. Её творчество выходит за рамки одного вида искусства… Майя – скульптура. Майя – трагедия. Майя – музыка. Майя – муза. В Советском Союзе много сокровищ. Майя Плисецкая – одно из них». Плисецкая прожила очень непростую, насыщенную и интересную жизнь. Какая же она, Майя Плисецкая? Тихая, застенчивая и нежная, как Жизель, или яростная, гордая и властная, как Кармен?
Майя родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Отец, Михаил Плисецкий, служил дипломатом в Комиссариате иностранных дел внешней торговли. Мать, Рахиль Мессерер, была киноактрисой и играла в немых фильмах. «Какой я была в 5 лет? Рыжая, как морковка, вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, зелёными глазами и белесыми ресницами», – пишет о себе Майя в книге «Я, Майя Плисецкая». Она росла независимым и своевольным ребёнком. Впервые оказавшись в театре в пятилетнем возрасте на спектакле «С любовью не шутят», девочка была настолько впечатлена, что несколько дней разыгрывала пьесу дома в лицах. В 1932 году Михаила назначают консулом СССР и начальником угольных шахт «Арктикуголь» и отправляют на норвежский остров Шпицберген, куда он отправился вместе с семьёй. Здесь в семь лет Майя дебютировала на театральной сцене в небольшой роли в оперной постановке Александра Даргомыжского «Русалка». «Я с шиком сыграла свою крошечную роль», – вспоминала балерина.
Через 5 лет в дом постучалось горе: был арестован отец. «Но прожить это самой, поверьте, очень страшно. Незнакомые люди. Грубость. Обыск. Ревущая, цепляющаяся беременная, растрепанная мать». Маму арестовали в 1938 году, дали 8 лет тюрьмы и с грудным ребёнком отправили в Казахстан. Чтобы дети не попали в детский дом, их забрали родственники. Майю удочерила сестра матери, Суламифь, балерина Большого театра. Хотя у них не сложилось тёплых отношений, тётя растила девочку как собственного ребенка. Майя благодарна ей за то, что она спасла её, рискуя карьерой, а может и жизнью.
Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майе понравился, дома она показывала балетные партии разных персонажей. Суламифь отвела девочку в хореографическое училище, и именно она подготовила знаменитого «Умирающего лебедя», придумав выход спиной к публике, чтобы показать красоту и изящество рук.
За три месяца до войны освободили маму, девочка поверила, что теперь всё будет, как в сказке. Но 22 июня 1941 года началась война. Семью эвакуировали в Свердловск. Заниматься балетом было негде, но именно здесь Майя исполнила «Умирающего лебедя», который впоследствии стал её визитной карточкой. В разгар войны она возвращается в Москву и заканчивает училище на «отлично». Её взяли в труппу Большого театра, о чём она давно мечтала. Всего за две репетиции Майя выучила прыжковую мазурку: на пике прыжка старалась максимально задержаться в воздухе. Этот трюк срывал аплодисменты. Встреча с Агриппиной Вагановой полностью изменила представления Майи о законах танца. Вскоре пришли первые сольные роли, а затем и главные. В «Лебедином озере» Плисецкая танцевала одну из самых значимых партий в своей карьере – партию Одетты-Одиллии. В балете «Дон Кихот» она сыграла ещё одну важную роль – партию Китри.
Появились первые зарубежные гастроли, хотя после посещения Индии и тесного общения с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру она оказалась невыездной. Ситуация изменилась только после замужества Майи. Со своим мужем, Родионом Щедриным, Плисецкая познакомилась в 1955 году на вечере у Лили Брик, но только через три года начался роман длиною в жизнь. «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна».
Плисецкая не только танцевала на сцене, но была и хореографом-балетмейстером. Свой первый балет она поставила в начале 1950-х годов – собственную версию «Лебединого озера». Она стала автором балетов «Чайка» и «Дама с собачкой». В Италии балерина-хореограф поставила «Раймонду», «Айседору», «Федру».
Майя любила модно и со вкусом одеваться. Мир моды начинался для неё и заканчивался Карденом. Балерина считала его не устаревающим эталоном вкуса, фантазии и красоты. 30 лет кутюрье дарил своей музе наряды, созданные специально для неё. У Майи было много поклонников из числа знаменитых политиков, художников, писателей и поэтов, Родион всегда восторгался своей женой, считал её эталоном, баловал и боготворил всю жизнь, не мучая своей ревностью.
В быту эта великая женщина была простой, любила хлеб с маслом и обычную селёдку, которую называла «селёдой». Мучаясь бессонницей, любила раскладывать пасьянс на кухне, густо намазав лицо питательным кремом.
Майя не считала себя подарком. Твердо придерживалась своих убеждений, была требовательна к себе и другим, отстаивала правду. При всей страсти к балету, не считала головокружительную карьеру главным событием жизни. Самая главная удача – «прекрасный муж». Балерина говорила, что муж продлил её творческую жизнь на 25 лет, потому что дарил не бриллианты, а балеты. Почти 50 лет на сцене Большого театра!
Плисецкая с выступлениями объездила весь мир, работала в Италии, Испании, Франции и Японии. После развала страны она с мужем жила в Мюнхене, где у Родиона была своя студия. В день своего 70-летия балерина с триумфом выступила на сцене Большого с танцем «Аvе Майя». Этот танец создал для Плисецкой французский балетмейстер Морис Бежар.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин имели почётное звание «Народный артист СССР» и были полными кавалерами ордена «За заслуги перед Отечеством».
2 мая 2015 года, не дожив немного до своего солидного юбилея, Майя скончалась. «В искусстве не важно Что. Самое важное Как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало. Тогда это настоящее, иначе никак».
Предлагаем пройти викторину по творчеству балерины https://fliktop.ru/media/playlist/cards/mayya-pliseckaya/020c14a5-b9d5-4593-b475-115bec774ef3/?open=true
В библиотеках города можно прочитать книги о жизни и творчестве великой балерины.
Использованная литература:
Материал подготовила
Тимченко Лариса Григорьевна,
главный библиотекарь
Центральной городской библиотеки
|