05:36 Мастер интригующих загадок: к 200-летию Уилки Коллинза | |
Романы английского писателя Уильяма Уилки Коллинза отличаются мистическим сюжетом, остротой языка и лёгкостью восприятия. Его широко известные произведения «Женщина в белом» и «Лунный камень» были желанным подарком для книголюбов. Автор утверждал, что роман должен «заставить их (читателей) смеяться, плакать, ждать». Эти три компонента характеризуют почти все книги Коллинза: сенсационные, сочетающие занимательность, интригу, мелодраматизм и чувствительность. Личность Уилки Коллинза таит много необычного. Старший сын известного английского пейзажиста Уильяма Коллинза родился 8 января 1824 года в зажиточном квартале Лондона. Среднее имя, по которому его узнавал весь мир, досталось ему от друга отца и крестного – Дэвида Уилки. Первые знания два сына художника получили дома. Семья была глубоко религиозна и посещала церковь. Но мальчику это было не по вкусу, он не внимал наставлениям, шалил в церкви – к ужасу окружающих – и благочестивым не стал. У отца часто собирались художники и вели долгие беседы по вопросам философии, принципам морали, которые и формировали будущего писателя. В 9 лет он отправляется в школу. Провожая его у калитки, отец сказал: «Здесь ты заведёшь аристократические знакомства, которые будут полезны тебе на протяжении всей жизни». Но жизнь в интернате была нелегкой, частые конфликты с учителями заканчивались наказанием. Подружиться с аристократами тоже не получилось. У подростка не было достаточно денег, чтобы стать им ровней. Спасло Уилки то, что он очень увлекательно рассказывал истории. За эти рассказы старшие опекали его и расплачивались конфетами. Теперь Уилки начал понимать утверждение отца, что «искусство должно давать деньги». Атмосфера в интернате тяготила Коллинза. Открытием для него стала поездка с семьей в Италию. Уилки всю жизнь вспоминал об этой очаровательной стране. Много общаясь с отцом, он получил множество знаний и новых впечатлений. Отец брал сына на этюды, обсуждал различные идеи. Отсюда, видимо, очаровательные пейзажные зарисовки в романах писателя. Уилки стал клерком чаеторговой фирме. Эта работа давала деньги, а юноша мечтал ни от кого не зависеть. В 1848 году Коллинз опубликовал свою первую книгу, биографию отца, под названием «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра», которую приняли благосклонно. Затем он пробовал учиться юриспруденции, пошел учеником в лондонскую юридическую корпорацию. Завел знакомство с полицейским, который рассказывал о преступлениях. Однажды Уилки присутствовал на разбирательстве запутанного дела в суде. Его привлекла сама процедура расследования: свидетели шли друг за другом, давали показания, и картина произошедшего становилась яснее. «Меня осенило, что последовательность событий можно также изложить в романе. Такой приём позволит заинтересовать читателя. К концу процесса я уже твёрдо решил попробовать». В 1851 году Коллинз познакомился с Чарльзом Диккенсом и стал сотрудничать с ним в издаваемых журналах. Началась долгая дружба двух людей, связанных общими творческими планами и почти одинаковыми амбициями. Диккенс немало поспособствовал писательской карьере Коллинза. Вместе они творили для театра, который очень любили. Их актёрская карьера имела шумный успех. В 1851 году Коллинз сыграл слугу в комедии Бульвера-Литтона, а в1874 – исполнил главную роль в своей пьесе «Замёрзшая пучина». Друзья много путешествовали, писали друг другу письма. Коллинз стал печатать свои ранние произведения в журнале Диккенса «Домашние чтения». Ранний Коллинз – это ряд его произведений: «Базиль», «Тайна», «Тайный брак», «Жёлтая маска». Талант его ещё не раскрылся, но дар рассказчика и мастера интриг засверкал в полную силу. В 1857 году он встретил Кэролайн Грейвс, воспитанную в бедной семье девушку, молодую вдову с дочерью. У неё был маленький магазинчик, в котором бывал Уилки. Вскоре они стали жить вместе. По поводу их встречи существует легенда. Однажды летом молодой Уилки с друзьями возвращался с вечеринки. Была лунная ночь. Вдруг с виллы, мимо которой они проходили, донесся пронзительный женский крик. С шумом открылась железная калитка, из неё выбежала молодая женщина в белом одеянии, светившемся в лунном свете. Она, казалось, плыла в воздухе. Поравнявшись, Уилки заметил на её лице выражение мольбы и ужаса. Затем она побежала дальше. «Я должен разузнать, кто она и что с ней», - решил Уилки и рванул за ней. Это происшествие стало определяющим в его жизни: началась тесная связь с этой мистической женщиной, ставшей прообразом его будущей героини. Всю жизнь он любил Кэролайн Грейвс и считал её и дочь своей семьёй. Писатель не поддерживал институт брака, хотя имел троих незаконнорожденных детей от Марты Рад, которую содержал. Лучшие произведения Коллинза – «Без имени», «Женщина в белом», «Армадель», «Лунный камень» – создаются в 1860-е годы в новом жанре сенсационного романа. В нём автор связывает две эпохи: эпоху ушедшего готического романа и начинавшуюся эпоху детективного романа. Но именно «Женщина в белом» и «Лунный камень» обеспечили ему репутацию мастера пера и продавались большими тиражами. «Женщина в белом» - роман-сенсация, написанный в 1859 году. Он рассказывает о молодом художнике Уолтере Хартрайте, который занимается реставрацией гравюр из коллекции аристократа Фэрли. У эсквайра есть племянница Лора, как две капли похожая на странную женщину – пациентку психиатрической клиники. Её то и встречает Уолтер по пути в имение. Это пугает его и притягивает одновременно. Роман принёс автору огромный успех, им зачитывались все – от людей высшего света до простых, читающих обычно на ходу. Чтобы купить журнал с этим произведением, читатели выстаивали длинные очереди. Его тираж – 35000 экземпляров, беспрецедентная цифра по тем временам. «Лунный камень», опубликованный в 1866 году, самым первым, самым длинным и лучшим детективным романом в английской литературе. Офицер британских войск присвоил себе не просто украшение, а святыню, украшавшее индуистское божество. Расследуя тайну алмаза, писатель даёт полную характеристику викторианского общества. Все произведения писателя подчинены строгому логическому замыслу. Характер героев именно показан, а не рассказан, причём драматическими средствами. В романах Коллинза нет главных и второстепенных персонажей: главный может стать второстепенным, а второстепенный выйти на первый план. В 1870 году в жизни Коллинза произошли два важных события: публикация романа «Муж и жена» и смерть Чарльза Диккенса. Над могилой друга писатель произнёс: «Мы видели друг друга каждый день и любили друг друга». В последнее десятилетие здоровье Коллинза ухудшалось: Уилки почти ослеп, не выходил из дома, с трудом писал. Сочинительство стало его способом борьбы с болезнью, оно не позволило окончательно слечь постель. Этот человек в душе до конца своих дней оставался искателем приключений. Он участвует в них вместе с героями, спасался в сложных ситуациях и радовался удачам. Дом остроумного, веселого, общительного писателя всегда был полон друзьями. Умер Коллинз 23 сентября 1889 года и был похоронен Западном Лондоне. На своём надгробии писатель распорядился выбить: «Уильям Уилки Коллинз. Автор ʺЖенщины в беломʺ и других сочинений». Этот роман был для Коллинза дороже всего, он вложил в него всё мастерство, и боролся за добрые человеческие чувства, против сословных предрассудков, против неуважения к человеку. Уилки Коллинз вывел детектив из кратких историй и перенёс его в пропорции романа, наполнив его романтизмом и мистикой. Читайте полные интриг увлекательные романы У. Коллинза, которые можно найти в наших библиотеках. Фотографии из открытых источников интернета: Источники:
Тимченко Лариса Григорьевна,
| |
|