Бунин настоящий русский талант,
кровоточащий, неровный и вместе с тем
мужественный и большой
Журнал искусства и литературы
La Nervie, декабрь, 1921 г.
Первый русский обладатель Нобелевской премии, Иван Алексеевич Бунин, родился в старинной дворянской семье 22 октября 1870 года в Воронеже. Детство, проведённое под Ельцом, навсегда привило в живом и впечатлительном мальчике любовь к природе. Отличаясь обостренным восприятием внешнего мира, он жадно впитывал все вокруг. Начинал Иван как поэт: его ранние произведения относятся к 1887 году, а в 1891 выходит первая книга стихов. В 1901 году он выпустил четыре поэтических сборника и утвердился как самобытный автор. Писатель много путешествует, занимается переводами. Проза Бунина наполнена тончайшим лиризмом, виртуозностью оттенков и точностью описания. Лучшим ранним произведением считаются «Антоновские яблоки» (1900 год). Повести «Деревня» и «Суходол» стали переломными, в них автор впервые осмысливает русскую действительность с точки зрения Первой русской революции. События, происходящие в России в !917 – 1920 годах, Октябрьская революция отражены в творчестве многих российских писателей начала XX века. Иван Бунин стал одним из главных летописцев переворота в стране и свержения царской власти. Глубоко поражённый тем, что творилось, он чувствовал необходимость писать о происходящем. Писатель очень негативно отнёсся к Октябрьской революции, не принял советскую власть, не понимал её и не хотел ей подчиняться. Слишком разные взгляды на будущее России были у новой власти и у Бунина. Он чувствует, что неутешительная судьба ждёт русскую литературу, ставшую советской. Все свои мысли он записывает в личном дневнике, который вёл с 1918 по 1920 годы, будучи в Москве и Одессе. «Какие сказочные перемены с тех пор! Мёртвый, пустой порт, мёртвый, загаженный город…Наши дети, наши внуки не будут даже в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали всю эту мощь, сложность, богатство и счастье», – записывает он на страницах дневника. Жизнь перевернулась с ног на голову. Чтобы уловить дыхание перемен, Бунин цепляется за каждую газетную статью, молву, слух, пытаясь понять безумие этих дней. То немцы у ворот, то Питер в руках финнов, то Колчак под Москвой. Между жуткими заметками о происходящем всплывают воспоминания о друзьях и времени, когда жизнь была иной.
Записи велись в голодное, расстрельное время, которое сопровождалось страхом, что дневник найдут при обыске и он станет решающим обвинением для революционного трибунала. Бунину удалось описать настроение, витавшее в воздухе, потерянных людей, не знавших, что делать, куда бежать и главное, что станется дальше? Бессмысленный гнев, агрессия, радость от насилия и грабежа, дым и беспощадность революции. Как с этим жить? Со страниц веет растерянностью, отчаянием, недоумением по поводу крутых перемен, происходящих на глазах любого живущего в то время. Кажется, что сейчас придут войска белогвардейцев, прогонят большевиков, Колчак и Деникин освободят и починят всё то, что было сломано. Но дворник Фома верно подмечает. Нет, барин, навряд дело этим кончится. Теперь злодей укрепился. Я думаю, что они-то, красноармейцы-то эти, и есть злу корень. Все ярыги, все разбойники». Бунин не чувствовал никаких иллюзий относительно того, что ждёт страну, цивилизацию, разом лишившуюся всех моральных авторитетов. Этой вакханалии он противопоставляет только природу, где всё идет своим чередом, где весна сменяет зиму, где тонкий серп месяца серебрит молодую листву одесских кипарисов. А на улицах воровство, просто забирают твое имущество. Просто забрали! Кому-то нужнее твои матрасы, твой табак, который ты только что сушил. Истории про людей, которые просто жили…Власть дала всем винтовки, и можно просто убить неугодного. Понятны негодования Бунина, человека образованного, интеллигентного, воспитанного. «Старомодный пейзажист» оказался в лагере самых непримиримых противников большевизма, записав в своём дневнике: «Радость жизни убита войной, революцией». Испив чашу душевных страданий, в начале 1920 года Бунин покинул Россию: из Одессы он отплывает в Константинополь, а затем во Францию. Так совершался «уезд русской литературы. Хотя он всегда понимал, как тяжела эмиграция для любого человека. Дневник он вёл для себя и печатать не планировал. Позднее все записи, сделанные в Москве и Одессе в 1918-1920 годах, Бунин собрал в книгу, которая получила название «Окаянные дни». Впервые отрывки этой книги были опубликованы в 1925 году в Париже в газете «Возрождение», где печатались русские эмигранты. В полном варианте книга выйдет в 1936 году в берлинском издательстве. Писатель переработал дневниковые записи, дополнил московские заметки уличными плакатами, газетными заголовками, услышанными на московских улицах репликами. «Одесская» часть состоит из заметок и коротких рассказов. Бунин не считал себя политическим мыслителем, не оценивал эту революцию в масштабах истории – он просто описывал её чудовищные гримасы так, как видел и воспринимал. Автор не считает «Окаянные дни» историей русской революции, на первых страницах он заявляет: «Ещё не настало время разбираться в русской революции беспристрастно, объективно.
В годы оттепели в СССР издали пятитомное собрание сочинений, куда вошли произведения, написанные в России и за рубежом. Единственным исключением стали Окаянные дни.
В 1923 году Иван Алексеевич из Парижа перебирается в Грас, где и жил до самой смерти 8 ноября 1953 года. Главное своё произведение он писал три года, с 1927 по 1930. Это роман «Жизнь Арсеньева» – автобиографическое путешествие в своё прошлое и былое ушедшей России, принёсшее ему Нобелевскую премию. «Да, я вообще с деньгами не умею обращаться, – признавался писатель и большую часть гонорара раздал нуждающимся.
Вторая мировая война примирила Бунина с ненавистным большевистским режимом. Всё ушло на второй план, на первый вышла Родина: он повесил в комнате карту мира и отслеживал на ней ход военных действий... В конце жизни писатель часто задумывался о возвращении в Россию. Но не решился...
Читайте о писателе другие публикации:
- И.А. Бунин: жизнь, судьба, творчество (2020 ) https://villib.ru/news/i_a_bunin_zhizn_sudba_tvorchestvo/2020-10-21-1115
- Иван Бунин – это и есть Россия ноябрь 2020 https://villib.ru/news/ivan_bunin_ehto_i_est_rossija/2020-11-11-1136
- «По аллеям любви» тест 2020 г https://villib.ru/news/po_allejam_ljubvi/2020-10-08-1093
Источники:
- Бунин, И. А. Избранное / Иван Бунин ; [составитель и автор вступительного очерка А, Архангельский]. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 318, [2] с. ; 17 см. – (Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии)
- Бунин, И. А. Темные аллеи ; Окаянные дни ; Повести и рассказы / Иван Бунин ; [вступительная статья В. Ходасевича]. – Москва :Эксмо, 2013. – 797, [3] с. ; 21 см. – (Библиотека Всемирной Литературы)
- Бунин без глянца / [составление П. Фокина и Л. Сыроватко ; вступительная статья П. Фокина]. – Санкт-Питербург: Пальмира : Книга по Требованию, 2016. – 381, [1] с.; 21 см. – (Без глянца)
- Иван Бунин // Культура.РФ [сайт] – URL : https://www.culture.ru/persons/9549/ivan-bunin (дата обращения 13.10.2025).
- «Из нас как из дерева – и дубина, и икона». «Окаянные дни» Ивана Бунина // Библио-глобус [сайт] – URL : https://www.biblio-globus.ru/mediacenter/news/article/19 (дата обращения 13.10.2025).
- «Окаянные дни» или «цепь ярких и радостных явлений разумности»? Анна Крышка // Родная Кубань [сайт] – URL : https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_15801.html (дата обращения 13.10.2025).
- Фото из открытых источников интернета
Тимченко Лариса Григорьевна
главный библиотекарь
Центральной городской библиотеки
|