MENU
Главная » 2023 » Январь » 26 » От великого до смешного: к 100-летию со дня рождения Леонида Гайдая
12:04
От великого до смешного: к 100-летию со дня рождения Леонида Гайдая

Наверное, нет ни одного взрослого человека, который бы не видел фильмы Леонида Гайдая. Мы с удовольствием смотрим его знаменитые комедии по несколько раз, а фразы из них используем в разговорах, даже не замечая этого. С возрастом отношение к ним совершенно не меняется, – только наслаждаешься любимыми эпизодами и находишь новые нюансы. Эти комедии радуют зрителей разных поколений. В чём же секрет этих фильмов? Как он стал известным комедийным режиссёром? Что же оказало на него влияние, что его вдохновляло? Накануне столетнего юбилея Леонида Гайдая расскажем о нелёгкой судьбе мастера и его творческом пути.

Леонид был третьим и младшим ребёнком в обычной семье. Он родился 30 января 1923 года на Дальнем Востоке в городке Свободный. В первый класс Лёня пошёл у Иркутске, куда переехала семья к тому времени. Лёня рос озорным ребёнком. Прилежный ученик много шалил, задирал девчонок и разыгрывал всех. Будущий режиссёр любил читать книги, особенно обожал Владимира Маяковского и Михаила Зощенко, произведения которых успешно читал на литературных конкурсах.

К началу Великой Отечественной войны Гайдай был выпускником школы и вместе с ровесниками рвался на фронт. Ожидая призыва, он работал в Иркутском театре, куда был эвакуирован Московский театр сатиры. Убирал сцену, устанавливал декорации и мог посещать все спектакли, которые вскоре выучил наизусть.

Многие комические кадры в его фильмах взяты режиссёром из собственной жизни. Фраза «Да подождите вы, дайте огласить весь список!» из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» возникла неслучайно. Когда военком набирал добровольцев на фронт, он выкрикивал вопросы: «Кто в артиллерию?», «Кто в разведку?», «Кто во флот?», «Кто знает немецкий?». Неизменно шаг вперёд делал Леонид Гайдай и выкрикивал: «Я!». В «Кавказской пленнице» Шурик «воюет» с маленьким осликом – так он вспомнил, как объезжал приземистых монгольских лошадей, на которых длинноногий парень смотрелся комично.

На фронт он попал только в 1942 году, служил разведчиком. В 1943 году Гайдай получил тяжёлое ранение, подорвавшись на мине. Почти год он пробыл в госпитале, перенёс пять операций, но просил врачей не ампутировать ногу. Его комиссовали, и Леонид Иович вернулся в Иркутск. Всю жизнь его беспокоили боли в ноге, но Леонид никому не говорил об этом. Отучился в студии актёрского мастерства при местном театре и стал играть на сцене, где отличился в роли Ивана Земнухова в постановке «Молодая гвардия». После  войны в 1949 году Гайдай поступил во ВГИК в мастерскую Григория Александрова. Уже в студенческие годы он подрабатывал на киностудии, помогая на съёмках. От своего вгиковского учителя будущий режиссёр возьмёт традиции русской и голливудской эксцентрики. От этюдов в исполнении Леонида Гайдая Пырьев и Барнет сползали от смеха со стульев. Его привычка подшучивать над однокурсниками и преподавателями привела к тому, что он был отчислен после первой же сессии. Но Леониду удалось восстановиться в институте, и он стал ленинским стипендиатом. Здесь же, во ВГИКе, он встретил свою любовь – Нина Гребешкова училась на актёрском факультете. «Длиннющий, израненный, невероятно худой», он был старше её на восемь лет. Они прожили вместе почти сорок лет до самой смерти Гайдая. «Как же мне с тобой повезло!» – признавался Леонид Иович. Он снял свою жену в нескольких своих работах, но главными ролями не баловал. Зритель хорошо помнит талантливую игру Нины Гребещковой в фильмах «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «Спортлото – 82» и других.

Свой первый фильм «Долгий путь», основанный на рассказах В. Короленко, Леонид Гайдай снял в 1956 году. Эту работу отметил М. Ромм и пригласил начинающего талантливого режиссёра в свою студию при «Мосфильме». Гайдай сразу же взялся за работу, и в 1958 году вышла его картина «Жених с того света», где в главных ролях снимались Г. Вицин и Р. Плятт. В фильме высмеивалась бюрократия, что не понравилось некоторым «большим людям». Гайдаю пришлось вырезать многие эпизоды, сократив комедию на половину: от полуторачасового фильма осталось всего 47 минут. Молодой режиссёр был практически отстранён от работы.  По совету И. Пырьева был снят патриотический фильм «Трижды рождённый», провалившийся в прокате. После такой неудачи режиссёр вернулся в Иркутск.

Только спустя три года Гайдай вернулся к комедии. Он понимал, что ещё одной ошибки ему не простят, и выбрал эксцентричную комедию без намёков на действительность.Сначала Леонид Гайдай экранизировал фельетон «Пёс Барбос», написанный С. Олейником, опубликованный в газете «Правда». На экране появилась известная троица Трус, Балбес и Бывалый, которых сыграли Г. Вицин, Е. Моргунов и Ю. Никулин. Короткометражная лента «Пёс Барбос и необычный кросс» длилась всего 10 минут, но успех был феноменальным. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за лучший короткометражный фильм. Отлично приняли зрители и фильм «Самогонщики».

Следующим проектом Гайдая стала картина «Деловые люди», в основу которой легли новеллы О.Генри «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». Мастера ждала удача. Всё было просчитано и сделано великолепно. В 1962 году картина была признана одной из самых популярных.

Леонид Гайдай любил работать  с одними и теми же актёрами. Г. Вицина и В. Уральского он снял в десяти картинах. Семь раз в его фильмах работали Л.Куравлёв и Ю. Никулин. Александр Демьяненко снялся всего в трёх картинах, но именно они принесли ему известность.Фильмы «Операция „Ыˮ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука», составив своеобразную трилогию, стали хитами и советского кино, и российского телевидения. Эти картины сделали Гайдая популярным и любимым режиссёром советских зрителей.

В комедийных фильмах Гайдая героями стали обычные люди. Знаменитого Шурика Леонид Иович писал с себя. Высокий, худощавый, нелепый, добрый очкарик, совершенно неприспособленный к быту, у которого всё валится из  рук – так создавался новый положительный персонаж советского кино. И такой «недотёпистый» герой побеждает социальную среду. В этих картинах заговорила знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый, которая, к сожалению, в «Кавказской пленнице» появилась последний раз.

Создавая новые комедии, Гайдай экспериментировал. За время съёмок неоднократно менялся сценарий, актёрам были разрешены импровизации и собственные шутки. С особым вниманием режиссёр отнёсся к музыкальному сопровождению фильмов. В итоге зрители получили не только увлекательные фильмы, но и хиты, которые поют до сих пор. Все три фильма ждал ошеломительный успех, а в 1970 году Л. Гайдая наградили Государственной премией РСФСР за вклад в создание популярной комедии.

В 1971 году состоялась премьера фильма «12 стульев», получившего специальную премию на фестивале в Сорренто. На роль Остапа Бендера пробовались 22 актёра, но режиссёр выбрал малоизвестного артиста из Грузии АрчилаГомиашвили. Ещё одна яркая работа «Иван Васильевич меняет профессию» была снята на основе пьесы М. Булгакова «Иван Васильевич». В картине, вышедшей в 1973 году, продолжает действовать милый добрый Шурик. После неё режиссёр был удостоен звания народного артиста РСФСР. 

Комедия  «Не может быть!», вышедшая в 1975 году, заслуженно считается  лучшей экранизацией рассказов М. Зощенко. Наконец-то Гайдай перенёс на экран любимые рассказы писателя, собрав в фильме самый звёздный состав артистов.

У Гайдая было две приметы. Во-первых, перед началом съёмок он разбивал тарелку, и если она не разбивалась, работу откладывали. И вторая примета: мастер считал, что чёрные кошки приносят ему удачу. Они появляются в фильмах «Операция „Ыˮ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссёр и сам иногда снимался в своих фильмах. Помните пьяницу из фильма «Бриллиантовая рука», которого обнаружил Семён Горбунков в подворотне? В кадре видны только ноги Гайдая. В этом же фильме зритель видит его руки – руки Шефа, достающие из ямы жестянку, а также рука  во сне Козодоева. В «12 стульях» он сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. А в картине «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» режиссёр появился на экране в образе сумасшедшего игрока казино.

В жизни Гайдай был человеком невеселым, неразговорчивым, порой вспыльчивым. Возможно, неизгладимый отпечаток в его душе оставила война, хотя и в целом судьбу его не была  безоблачной. Нина Гребешкова вспоминает, каким он был вне работы: «Лёня весь свой юмор воплощал в фильмах. А дома он был тихий, милый, большой ребенок. Всё время занят мыслями о работе. Отношения с артистами у него тоже сложились спокойные. В жизни мы соблюдали дистанцию…»

Но не все работы режиссёра стали популярными у зрителя. В восьмидесятых годах прошлого века он снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». На экраны вышло несколько картин, к сожалению, уже не пользовавшихся былым успехом. Самой известной из них стала комедия «Спортлото-82».  В 1989 году ему дали звание Народный артист СССР. Гайдай всегда болезненно реагировал на провалы фильмов. Последним его фильмом стал «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», съёмки которого начались ещё да развала Советского Союза, а закончились в 1993 году. Леонид Гайдай скончался 19 ноября в год премьеры. Памятник Леониду Иовичу установлен в Иркутске. Это целая скульптурная композиция. Гайдай сидит на режиссёрском стуле, у его ног примостился пёс Барбос, а рядом стоит известная троица Трус, Балбес и Бывалый.

Фильмы этого режиссёра вновь вернулись на экраны страны. И вот уже новое поколение россиян знает все реплики героев этих фильмов, смеётся над их веселыми приключениями и поминает добрым словом человека, подарившего миру эти искрометные комедии.

Предлагаем вспомнить цитаты из известных комедий Леонида Гайдая.

Литература: 

  1. Бриллиантовая рука. «Мосфильм», 1968 : [история создания фильма / автор-составитель В. Степанов]. – Санкт-Петербург : АМФОРА, 2013. – 61, [3] с.: цв. ил.; 21 см + 1 CD. – (Любимые комедии).
  2. Кудрин, О. В. Великие кинорежиссеры мира. 100 историй о людях, изменивших кинематограф / Олег Кудрин, Рита Болотская. – Москва : Центрполиграф, 2012. – 478, [2] с. ; 21 см. – (Великие).
  3. Операция "Ы" и другие приключения Шурика. «Мосфильм», 1965 : новеллы «Напарник», «Наваждение», «Операция "Ы"» : [история создания фильма / автор-составитель М. Медведев]. – Санкт-Петербург : АМФОРА, 2013. – 61, [3] с.: цв. ил. ; 21 см. + 1 CD. – (Любимые комедии).
  4. Леонид Гайдай // Культура.РФ. – URL: https://www.culture.ru/persons/2202/leonid-gaidai. – Дата посещения 22.01.2023

 

Материал подготовила Тимченко Лариса,
 главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 703 | Добавил: lesgusly | Теги: Комедии, актёры, Гайдай, Режиссеры | Рейтинг: 3.0/2
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх