MENU
Главная » 2021 » Июнь » 29 » Отчёт по итогам социологического опроса
08:53
Отчёт по итогам социологического опроса

В период с 17.05.2021 по 17.06.2021 года на официальном сайте Централизованной библиотечной системы Вилючинска проводился опрос среди пользователей библиотеки.
Актуальность исследования продиктована необходимостью постоянной обратной связи с пользователями. Усложнение читательских запросов, рост числа различных фирм и конкуренция на информационном рынке требуют от библиотек не только расширения ассортимента библиотечных и информационных услуг, но и повышения их качества. Библиотека, как информационно-досуговый центр, должна вовремя реагировать, отслеживая изменения в интересах и пожеланиях своих читателей.
Цель опроса – выявление вариантов для удовлетворения интеллектуальных и досуговых потребностей современного пользователя библиотеки и улучшение качества обслуживания.
Задачи исследования:

  • получение сведений об информационных потребностях пользователей библиотеки;
  • получение сведений о досуговых потребностях пользователей библиотеки;
  • получение сведений о необходимости улучшения библиотечного пространства, как способа повышения качества обслуживания.

Предложенная пользователям анкета включала восемнадцать вопросов: закрытые, на которые респондентам были предложены готовые варианты ответов, и открытые, где опрашиваемые должны были сформулировать ответ самостоятельно. Анкетирование проводилось анонимно, без привязки к конкретным IP-адресам.
Объект исследования – пользователи муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Вилючинска.
Предмет исследования – информационно-досуговая деятельность муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Вилючинска, а также предложения респондентов относительно изменений внутреннего библиотечного пространства.
Количество участников опроса: 41 респондент.
Место обработки заполненных анкет: Центральная детская библиотека.
Заключительный этап исследования: обобщение полученных данных, их объяснение и анализ с целью выработки практических выводов и рекомендаций для специалистов библиотеки.

Анализ и основные результаты исследования

В исследовании приняли участие 3 мужчин и 38 женщин – 41 человек.

 


 

Опрос показал, что
63,4% пользователей библиотеки – старше 30;
26,8% – пенсионного возраста;
9,8% опрошенных в возрасте от 19 до 29 лет.


 

Высшее образование имеют 85,4%;
среднее общее – 7,3%;
7,3% участников опроса имеют незаконченное высшее образование.


 

Следующий вопрос анкеты о том, какой литературой интересуются респонденты, – эти сведения необходимы для работы по комплектованию книжного фонда библиотеки. Из данных анкетирования следует, что спрос лидирует на художественную литературу; на втором месте – научная и научно-популярная; третью позицию занимает учебная и документальная литература; следом – детская.


 

Больше половины пользователей предпочитают бумажный формат литературы (58,5%); 14,6% предпочитают электронный формат; оба варианта подходят для 26,8% пользователей. То есть бумажные носители информации остаются в приоритете, несмотря на ускоренную цифровизацию общества. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо не только сохранять и приумножать фонд библиотеки на бумажных носителях, но и поддерживать в актуальном состоянии базу электронных ресурсов.


 

Следующий вопрос касался формата наиболее интересных пользователям мероприятий. Полученные ответы позволяют увидеть общую картину запросов посетителей библиотеки. 17 человек из опрошенных предпочитают познавательные и развлекательные квесты; 16 человек – мастер-классы, что уже осуществляется в рамках деятельности учреждения; 15 человек выбрали создание киноклуба с обсуждением; 14 – встречи с представителями культуры, науки, образования; также посетителям интересны библиотечные конкурсы и встречи по интересам. Читатели предложили другие варианты мероприятий: проведение детских праздников, трансляция спортивных матчей, тренинги, игротека. 1 человек выразил мнение, что библиотека нужна лишь для того, чтобы брать книги, проводить мероприятия – лишнее.

Как видим, большинство пользователей согласны с тем, что библиотека является местом культурного досуга, где можно проводить встречи с представителями разных сфер, познавать мир, играть, заниматься творчеством и обсуждать не только книги, но и кино.


Говоря о дополнительных сервисах и услугах, которые пользователи хотели бы видеть в библиотеке, можно сказать, что большинство выступило за создание буфета/кафетерия и бесплатного доступа в Интернет – 18 и 17 голосов соответственно; 12 голосов за пункт фотопечати; 11 – за создание виртуальной справочной службы; 2 человека выступили против всего; 1 человек предложил открыть «живой уголок».

Здесь речь идет о том, что библиотека вполне может стать «третьим местом» в нашем городе. Согласно концепции, предложенной американским социологом Рэем Ольденбургом, в городском пространстве существует «три места». «Первое место» связано с домом, «второе» – с учебой, работой. «Третье место» – это многофункциональное общественное пространство, предоставляющее возможности для интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения, место, в котором хочется находиться и куда хочется возвращаться. Согласно Ольденбургу, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.

У третьих мест есть свои постоянные клиенты. Именно они создают особенную атмосферу конкретного места, придают ему характер. По атмосфере и степени психологического комфорта третье место похоже на первое – дом. Оно предоставляет посетителям близкое по духу окружение, проводя время здесь, человек обретает душевное спокойствие. Основная цель, которую преследуют посетители третьих мест, – удовлетворить потребность в неформальном общении. Именно здесь они могут свободно и непринужденно беседовать, делиться новостями и обмениваться мнениями, делиться знаниями и опытом, учиться чему-то новому.

На вопрос «Чему бы Вы хотели научиться?» выделены самые популярные ответы:

  • журналистика;
  • компьютерная грамотность;
  • макраме, валяние, квиллинг и другие виды рукоделия и прикладного творчества;
  • новые техники ведения бизнеса;
  • профессиональная фотосъемка;
  • работа в YouTube;
  • рисование;
  • робототехника;
  • создание видео роликов;
  • танцы.

Чтобы понять, какая тематика проводимых мероприятий была бы интересна пользователям, был задан вопрос об их увлечениях и хобби. В результате получены следующие ответы:

  • активный отдых, путешествия;
  • блогинг;
  • все виды рукоделия;
  • кино;
  • кулинария, пряничное дело, художественное искусство;
  • лыжи, спорт;
  • писательское мастерство;
  • сад, огород, комнатные цветы;
  • самосовершенствование;
  • социальные проекты;
  • театр;
  • фотография;
  • чтение, чтение документальных источников;
  • экстрим-спорт, механика.

Важно, что несколько человек из опрашиваемых выразили готовность проводить или помогать проводить мероприятия по интересной им тематике на общественных началах, оставив контактные данные.

Участники опроса высказались о необходимости внутренних изменений в библиотеке: 11 человек видят интерьер в пастельных, нейтральных, спокойных тонах; 15 человек выразили мнение, что библиотека должна быть яркой; остальные воздержались от ответа.

По мнению большинства пользователей, библиотека должна быть современной, стильной, просторной. Посетителям не хватает уютных зон для чтения, а именно, современных мягких уголков, современных книжных стеллажей и стеклянных выставочных витрин. 5 человек устраивает оснащение помещений и то, как выглядит библиотека сейчас.

8 человек хотят видеть в библиотеке интерактивное оборудование (интерактивную песочницу, интерактивный пол, очки виртуальной реальности); 1 человек – студию звукозаписи и еще 1 человек – оборудование для оцифровки фотопленок.

Основные выводы по результатам исследования:

  • пользователи нуждаются в библиотеке как в учреждении, где собраны различные информационные источники, – то есть наиболее востребованной остаётся наша основная деятельность;
  • вместе с тем респонденты испытывают потребность в культурном и творческом досуге, а библиотеку считают подходящим для этого местом;
  • библиотека должна стремиться к созданию максимально комфортного пространства для разных групп пользователей, чтобы стать «третьим местом» для горожан независимо от возраста и рода занятий.

Основываясь на данных, полученных в ходе опроса, с учетом увлечений и запросов пользователей библиотеки, будет продумана и осуществлена последующая работа библиотек города.

Также по итогам опроса будет составлена «дорожная карта» работы библиотеки с учётом мнений респондентов.

Отчет по итогам анкетирования составила
Алина Быкова,
методист Центральной детской библиотеки
Просмотров: 852 | Добавил: support | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх