MENU
Главная » 2025 » Октябрь » 27 » Результаты социологического опроса «Библиотека онлайн: узнаём ваше мнение!»
17:26
Результаты социологического опроса «Библиотека онлайн: узнаём ваше мнение!»

Результаты социологического опроса «Библиотека онлайн: узнаём ваше мнение!»

С 7 по 21 октября специалисты муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Вилючинска проводили опрос читателей о работе библиотеки в цифровом пространстве и предпочитаемых электронных ресурсах.

Актуальность исследования: В настоящее время библиотека остаётся наиболее доступным информационным и просветительским учреждением. Чтобы сделать процесс знакомства с литературой и деятельностью библиотеки максимально доступным, библиотека активно осваивает цифровое пространство и доступна в популярных социальных сетях. Нам важно знать, какие сервисы предпочитает наш читатель, какими услугами пользуется в электронном читальном зале.

Объектом исследования стало мнение жителей Вилючинска о работе библиотеки в интернет-ресурсах.  Предмет исследования пользовательские предпочтения электронных услуг МБУК ЦБС.

Цель исследования: определить соответствие предоставляемых библиотечных услуг в цифровом пространстве и в электронном читальном зале Центральной городской библиотеки читательским предпочтениям жителей города Вилючинска, Камчатского края.

Задачи:

  • определить востребованность сервисов, предоставляемых на сайте библиотеки;
  • определить востребованность услуг, предоставляемых в электронном читальном зале;
  • выявить степень удовлетворённости качеством предоставляемых услуг в электронном читальном зале Центральной городской библиотеки;
  • выявить степень удовлетворённости разнообразием фонда библиотеки Литрес;
  • определить социальные группы активных пользователей.

Метод исследования: опрос проводился методом анонимного анкетирования в офлайн- и онлайн-форматах, в Центральной городской библиотеке, в библиотеке-филиале №6 и на сайте МБУК ЦБС с 7 по 21 октября 2025 года. Анкета включала в себя 9 вопросов, на которые респондентам были предложены готовые варианты ответов. Заключительным этапом исследования является обобщение данных, сводка ответов в виде диаграмм, получение выводов и рекомендаций. Обработка анкет проводилась в Центральной городской библиотеке.

Анализ и основные результаты исследования

В опросе приняли участие 86 респондентов.

  1. Отвечая на первый вопрос «Какому источнику информации МБУК ЦБС вы отдаёте предпочтение?», респонденты могли выбрать два варианта и более. Наиболее популярны оказались сайт библиотеки и социальная сеть «ВКонтакте». К сайту МБУК ЦБС обращаются 72 пользователя (84%), а к «ВКонтакте»  68 человек (79%). Обращаться к мессенджерам Телеграм и MAX предпочитают обращаться соответственно 7 и 1 человек. Учитывая последние события, вероятно, стоит завести свой канал в MAX.

Диаграмма 1

  2. Отвечая на вопрос «Какими сервисами вы чаще всего пользуетесь?», также можно было выбрать несколько вариантов. Очень часто обращаются к электронному каталогу в поисках литературы – 84 человека (98%), статьи о писателях, художниках, артистах привлекают 80 человек (93%), интересуются прошедшими мероприятиями 78 человек (91%), анонсами – 73 человека (85%). Также пользуются популярностью рубрика «Книжные новинки», её просматривают 75 человек (87%). 32 респондента интересуются обзорами новых журналов, что составляет 37%. Всё больше людей продлевают сроки пользования книгой через сайт, их 26 (30%). Таким образом, почти все рубрики на сайте МБУК ЦБС интересны нашим пользователям.

Диаграмма 2

  3. Вопрос «Оцените удобство пользования разделами сайта по пятибалльной шкале» помог выяснить, насколько пользователям удобно пользоваться сайтом библиотеки. В основном даны оценки «5» и «4». Это говорит о том, что навигация сайта удобна для пользователей, позволяет легко ориентироваться. Результаты представлены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

  4. Вопрос «Какими услугами электронного читального зала вы пользуетесь чаще всего?» помог выявить наиболее востребованные услуги. Каждый из опрошенных указал, что был зарегистрирован в библиотеке Литрес в электронном читальном зале. 76 (88%) пользователей приходят в ЭЧЗ, чтобы распечатать документы, для самостоятельной работы на компьютере приходят 82 респондента (95%). Чтобы получить консультацию по работе на компьютере, в ЭЧЗ обращаются 73 человека (85%). К услугам электронной почты или набору текста обращаются очень мало пользователей. Все данные представлены в диаграмме 4. Можно отметить, что многие услуги, предоставляемые электронным читальным залом достаточно востребованы.

Диаграмма 4

  5. На пятый вопрос «Устраивает ли вас качество услуг, которыми вы пользовались в электронном читальном зале?» 83 респондента ответили утвердительно, что составляет 97%. 3 человека выбрали ответ «Не знаю», возможно, у них остались какие-то нерешённые вопросы. Вариант «Нет» не выбрал никто. Таким образом, отсутствие отрицательных ответов даёт возможность сделать вывод, что все наши пользователи удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

  6. Все респонденты пользуются библиотекой Литрес помимо печатных книг. Вопрос «Удовлетворяет ли вас наполняемость фонда библиотеки в Литрес?» даёт возможность предположить насколько разнообразен её фонд. 65 респондентов (75%) ответили на вопрос утвердительно. 7 человек выбрали вариант «Нет». Возможно, в библиотеке Литрес не было книг, которые они запрашивали или был большой период ожидания закупки книги. Вариант «Не знаю» выбрали 14 человек (16%), наверное, в Литрес они заходят не часто, поэтому не могут ответить конкретно на вопрос. В целом, фонд библиотеки в Литрес достаточно разнообразный.

  7. Вопрос «Что бы вы хотели видеть на сайте и в социальных сетях библиотеки?» даёт возможность разнообразить наши рубрики, соответственно привлечь больше пользователей на сайт или в социальные сети. На этот вопрос ответили не все респонденты, многие оставили его без внимания. Из предложенных вариантов 21 респондент выбрал обзор новинок в библиотечном фонде Литрес (24%). 11 человек (13%) хотели бы познакомиться с крупнейшими и уникальными библиотеками России. Видеть на сайте анонсы всероссийских книжных мероприятий хотели бы 7 человек (8%). Получать на сайте консультации по работе со смартфонами  такой выбрали 5 человек (6%). Свой вариант предложили 8 респондентов. 6 из них отметили, что всё устраивает, всего достаточно. Один человек предложил клуб краеведов, историков и один – размещать анонсы мероприятий на главной странице.

Диаграмма 5

  8. Вопросы восьмой и девятый помогают узнать, к каким социальным группам относятся наши активные респонденты. В опросе приняли участие, в основном, люди старше 50 лет – 43 человека (50%), 22 человека (25%) – это люди среднего возраста 36 – 50 лет. Молодые люди 19 – 35 лет составили 24% или 21 респондент. Молодёжь 14 – 18 лет участие в опросе не принимали. Соответственно не задействованы в опросе учащиеся и студенты. Самая большая социальная группа – работающие, их 53 человека (62%). 29 респондентов(34%) – пенсионеры. 4 человека выбрали вариант «Иное».

  9. Таким образом, большая часть респондентов, пользующаяся электронными сервисами, Литрес и услугами электронного читального зала представляют работающие люди среднего и старшего возраста. Подводя итоги анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  • Жители Вилючинска достаточно часто и полно пользуются электронными сервисами МБУК ЦБС, услугами электронного читального зала и библиотекой Литрес
  • Сотрудникам библиотеки необходимо активнее рекламировать электронные услуги библиотеки и электронного читального зала
  • Стоит рассмотреть варианты добавления новых рубрик на сайте, исходя из опроса.

Благодарим всех участников опроса!

Библиотекари Центральной городской библиотеки
Тимченко Лариса Григорьевна, Новинская Екатерина Викторовна

Просмотров: 88 | Добавил: gukimen17 | Теги: электронные услуги, Библиотека онлайн, ЛитРес, НЭБ | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх