MENU
Главная » 2021 » Август » 22 » Романтик космической эры
10:22
Романтик космической эры

Детство Сергей Павлович провел на Украине, в Нежине. Именно здесь ему довелось наблюдать полет на аэроплане Сергея Уточкина, знаменитого летчика-испытателя. Он запомнил это событие на всю жизнь.

В гимназию Сергей пошел уже в Одессе, но грянула Октябрьская революция. Власть в Одессе сменялась едва ли не каждый месяц, какие уж тут занятия. До самого конца гражданской войны его учили дома родители.

Только в 1922 году, когда наладилась мирная жизнь, Королев поступил в строительную школу. Но к этому моменту все мысли юноши занимали самолеты. Особенно повлияло на него знакомство с молодым механиком Долгановым из гидросамолетного отряда. Сергей наблюдал за его работой, потом пробовал что-то сделать сам. А после того, как юного Сережу взяли в полет, он признался матери: «Я буду строителем… но только самолетов». И добавил, что будет пилотировать их сам.

Поддерживал Сережу во всех начинаниях отчим, инженер Баланин, и даже помогал ему с чертежами первых планеров. Свой первый конструкторский проект безмоторного самолета Сергей разработал и защитил в 1924 году, и он был рекомендован к постройке.

Дальше он идет учиться в Киевский политехнический институт и одновременно даже зарабатывает себе прибавку к стипендии. «Встаю рано утром, часов в 5. Бегу в редакцию, забираю газеты, разношу их. Так вот и зарабатываю себе семь карбованцев», – писал он матери.

В это время в Одессе у него осталась невеста. Первый поцелуй их случился на крыше – будущего конструктора космических кораблей тянуло покорять любые высоты. Влюбленные жили в разных городах, получали образование, скучали, мечтали о будущем.

Его манила стезя летчика. При институте был кружок планеризма, и он все свободное время проводил за постройкой планеров. Кто строил планер, тот на нем и летал. Не считаясь с риском, Сережа летал с удовольствием. В 1926 году он переводится в МВТУ им. Баумана. Курс по самолетостроению у него читал знаменитый Андрей Туполев, и этих лекций студент Королев ждал с огромным нетерпением. В качестве дипломной работы Сергей сконструировал легкомоторный двухместный самолет СК-4, рассчитанный на рекордную дальность полета. Проект оказался столь удачным, что вскоре СК-4 уже проходил первые испытания. Все это время Королев успешно совмещал теорию с практикой, он продолжал летать, осваивая новые типы планеров. Один из них, «Красная звезда», имел настолько необычную конструкцию, что даже были сомнения, сможет ли он летать. Но на нем летчик-испытатель Василий Степанченок совершил первую знаменитую «мертвую петлю».

Вскоре Сергей всерьез заинтересовался идеями энтузиастов ракетного дела Цандлера и Циолковского. Возможность летать еще выше и быстрее захватила  конструктора, и он приступил к воплощению новых идей. «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением!». И действительно, для Королева-конструктора не существовало ничего невозможного. Он ставил перед собой задачу и находил решение.

В 1931 году была открыта Группа изучения реактивного движения, в которую вошел и Королев. Ракетная техника существовала на стыке реальности и фантастики, молодежь зачитывалась «Аэлитой» Толстого и мечтала о полетах в космос. Уже через 1,5 года работы группы появились первые результаты, в 1934 году Сергей издает первую книгу «Ракетный полет в стратосфере». Окажись у Королева в запасе еще 2-3 года – неизвестно, как сложился бы ход Великой Отечественной Войны. Увы, довести до конца начатые исследования конструктору не удалось.

В 1938 году будущий главный конструктор был осужден по печально известной 58-й статье за связь с троцкистами и приговорен к 10 годам лишения свободы. Ему еще повезло: многих его коллег расстреляли. Два года он провел на золотом прииске на Колыме, испытав на себе все тяготы заключения: голод, холод, изнурительный труд. С тех пор он навсегда возненавидел золото. Трудно сказать, что уберегло Королева от неизбежной смерти – хлопоты матери или ходатайство Туполева, который в то время трудился в одной из «шарашек».  Но вскоре  Сергея отправляют в Москву, в группу Туполева. А освободили его из заключения только в 1944 году, тогда и появился неприметный «профессор К. Сергеев»

Вся его дальнейшая деятельность при жизни была засекречена, из-за этого он даже не смог получить Нобелевскую премию: ее оказалось «некому» вручать. Создавая боевые ракеты, Сергей Павлович обеспечивал безопасность родины. Но заветной мечтой главного конструктора был космический полет. Он видел далекую научную перспективу будущего человечества. До конца жизни он оставался мечтателем, и его мечты имели особое свойство воплощаться в жизнь. От предложения Королева вывести на орбиту Земли ИСЗ до запуска первого прошло всего 2 года! Вскоре за первым последовали и другие, но настоящим прорывом стал первый полет человека вокруг Земли. Его манила романтика, без которой невозможны любые открытия. И днем величайшего триумфа Сергея Павловича Королева стал полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Теперь он мог смело сказать, что прожил жизнь не напрасно.

В верхнем кармане пиджака Сергей Павлович всегда носил две копеечные монетки – это был его талисман на счастье. Утром перед операцией в январе 1966 года он полез в карман, но монеток не нашел. Уехал в больницу без них. Во время операции у него остановилось сердце.

 После смерти Сергея Павловича сняли завесу секретности, и весь мир узнал имя главного конструктора советских космических кораблей. «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И это утверждение Королева тоже подтвердило время.

 

Сейчас Вам будет предложена викторина об интересных фактах биографии Сергея Павловича Королева.  Верными ответами на вопрос могут быть несколько предложенных вариантов.

 

 

И наши тем награждены усилья,
Что поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Год науки и технологий

Просмотров: 288 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Дом культуры МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх