09:57 Рождество приходит в дом: история появления рождественской открытки | |
На протяжении многих лет люди отмечают Рождество и Новый год. Ёлка, свечи, подарки и как обязательный атрибут праздника – открытки с поздравлениями для родных и близких. Считается, что автором первой рождественской открытки является художник по фамилии Добсон из Англии. В 1794 году на небольшом кусочке картона он нарисовал для своего друга зимний пейзаж и семью вокруг ёлки. Другу поздравление очень понравилось, и на следующий год художник изготовил несколько таких карточек для своих друзей и знакомых. Первую серийную открытку нарисовал художник Джон Калкотт Хорсли. В декабре 1840 года к нему обратился с просьбой Генри Коул. Он не мог придумать, как поздравить любимую бабушку и других родственников с Рождеством, и попросил Хорсли нарисовать поздравительную карточку, которую Коул мог бы отправить по почте. Художник подошёл к делу творчески: в центре триптиха, созданного им, находилось всё семейство Коул за праздничным столом, по бокам – сцены благотворительной помощи, которые должны были напоминать окружающим о милосердии и любви к ближнему. Подпись «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» располагалась на переднем плане. Позже это поздравление станет традиционным и будет писаться на всех поздравительных карточках. А сами карточки станут называться рождественскими открытками. Отпечатав несколько карточек, Коул разослал их своим близким. Даже спустя два-три года родственники изобретательного джентльмена с гордостью демонстрировали маленькие кусочки картона с красивым рисунком своим знакомым. Это натолкнуло Коула на мысль о том, что можно неплохо заработать, продавая такие открытки всем желающим. В 1843 году с оригинальной открытки было отпечатано около тысячи копий. За каждую открытку Коул получил шиллинг, что составило в итоге довольно серьёзную сумму. Но не все были довольны сюжетом картинки на открытке. Блюстителям общественной нравственности не понравилось, что за столом все члены семьи, даже ребёнок, изображены с бокалом вина. Из-за этого дальнейшее тиражирование открыток запретили. Коул и его родственники предполагали, что открытки – это недолгое поветрие моды. Но с 1860-х годов кусочки картона с красивыми картинками стали производиться в больших количествах и с разными сюжетами. С открыток смотрели Иисус Христос в яслях, ангелы, светила Рождественская звезда. Чуть позже на рисунках появились вереск, омела и плющ, обвитые лентами, Санта-Клаус, композиции из веток, цветов и ёлочных украшений. До 1897 года в России художественные открытки были только зарубежного производства. Их называли поздравишками. Из Англии, Франции и Германии купцы привозили красивые карточки без надписи, делали подпись «Съ Рождествомъ Христовымъ!» и перепродавали втридорога. Спустя некоторое время были налажены поставки зарубежных издательств в книжные лавки России. Но только к концу XIX века в России появились иллюстрированные открытки отечественного производства. На них часто печатали репродукции известных картин. К рождеству 1898 года в благотворительных целях Общиной св. Евгении была выпущена серия открыток с рисунками петербургских художников. На них не было традиционной надписи «С Рождеством Христовым!», но эти открытки и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков стали первыми русскими рождественскими открытками. Рождество от Нового года отделяют всего несколько дней, поэтому часто на рождественских открытках писали поздравления с Новым годом. Открытки российских издателей по художественному исполнению иногда превосходили зарубежные. Издательства в своих каталогах предлагали различные виды открыток: «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «рельефные изящной работы», «бромосеребряные», «настоящие гравюрные с золотым обрезом» и даже «плюшевые». Отрадно и то, что российские художники брали сюжеты для своих работ из русской жизни и следовали традициям. Одно из издательств писало: «Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины». В работах таких живописцев, как Е. Бём, И. Репин, И. Билибин присутствовали сюжеты со сценами святочных гаданий; играющие на улице крестьянские дети; лошадки, везущие дровни, и, конечно же, Дед Мороз. После революции 1917 года Совет Народных Комиссаров постановил: «Праздники встречи Нового года и Рождества отменить, как контрреволюционные, проникнутые идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия». Производство поздравительных открыток было прекращено. Традиция новогодних поздравлений была возрождена в годы Великой Отечественной войны. Чтобы поддержать боевой дух наших солдат, на фронт летели открытки-поздравления с Новым годом, с пожеланиями скорейшей победы. Их тематика была исключительно военной. Неказистые, с качеством, оставляющим желать лучшего, но такие дорогие сердцу бойцов. Уже в конце войны из освобождённой Европы советские бойцы начали присылать замечательные новогодние открытки зарубежных художников. Советская власть не стала бороться с «буржуазной продукцией», но начала развивать производство своих новогодних открыток. Их тематика была разнообразна: индустриализация, освоение космоса, борьба за мир. Чуть позже на открытки вернули Деда Мороза и Снегурочку. А в 90-х годах прошлого столетия в нашу жизнь вернулась и рождественская открытка. И опять, как в далёкие времена, летят нашим родным и близким рождественские открытки с пожеланиями всего самого лучшего. Использованные источники:
Книги о Рождестве и рождественские истории на сайте библиотеки. Материал подготовила
Адвент-календарь с заданиями на каждый день: 31 идея в преддверии праздника | |
|