15:07 Сказочник из Ромашково: к 95-летию Геннадия Цыферова | |
|
«Каждый рассвет – единственный в жизни». Из мультфильма «Паровозик из Ромашково» 26 марта 1930 года, 95 лет назад, в городе Свердловске (Екатеринбурге) родился Геннадий Михайлович Цыферов – автор милых и удивительных детских сказок и сказочных историй «Облачковое молочко», «Про слонёнка и медвежонка», «Портняжка», «Как лягушонок искал папу» и многих других. Пожалуй, самые известные среди них те, по которым были сняты мультфильмы «Паровозик из Ромашково», «Алёшины сказки», «Лягушонок ищет папу»… Но это потом, через 20 с лишним лет, а пока он просто мальчик, один из многих советских мальчуганов. Вот он, в пелёнках, лежит и громко кричит, требуя маминого внимания.
Отец, Михаил Цыферов, делал город красивым. Благодаря ему в быстроразвивающемся советском городе – Свердловске – появлялись парки, сады, аллеи. Он был отличным ландшафтным архитектором. Вскоре после рождения сына труды Цыферова-старшего заметили в Москве и пригласили его на должность директора Государственного треста зеленого строительства «Госзеленстрой». Семья переехала в столицу. Когда началась Великая Отечественная война, будущему писателю исполнилось 11 лет. Немецкие войска всё ближе подходили к Москве, и мальчика отправили в село Спасо-Талица Кировской области к родственникам матери. У отца было освобождение от обязательной военной службы, но он отдал бронь своему заместителю и отправился на фронт. С фронта и не вернулся – пропал без вести. Так мальчик лишился отца. Однажды он увидел сон. «Вдруг распахнулось окно... Рядом золотым солнечным светом блестел лес, и его кромка была похожа на алый петушиный гребень. Казалось, что вот-вот и гребень закукарекает. И стало смешно. Неожиданно я услышал голос отца: «Над чем смеешься, сынок?» А я ответил: «Радуюсь лету, радуюсь, что я с тобой. Помнишь, как мы давно мечтали поехать за город?» И в этот миг войны не стало. Медленно под ветром колыхались подсолнухи. В небе спокойно плыли облака. И поле представлялось огромной рекой, залитой солнцем. Но тут видение растаяло, и мама спросила: «Где ты был все это время?» И шепотом я ответил: «Думал о папе». Так позднее опишет свои ощущения Геннадий Цыферов в рассказе «Чудо».
В деревне образованием мальчика занималась его тётя по матери Анфиса Михайловна Вылегжанина. В деревне её считали чудачкой за её страстное увлечение поэзией, в особенности стихами забытого поэта Семёна Надсона. Как-то раз племянник написал сочинение на вольную тему, в нём были такие слова: «Холодной зимой солнышку тоже холодно. А я его к себе на печку возьму. Вот вместе согреемся и забудем о войне...». Прочитав сочинение, Анфиса Михайловна сказала мальчику: «Когда-нибудь ты обязательно станешь настоящим писателем». Парадоксально, но талант, который разглядела простая деревенская женщина, отказывались видеть маститые писатели. Геннадий Михайлович Цыферов так и не был принят в Союз писателей Советского Союза. Однако в 1968 году стал членом Союза кинематографистов. В 1949 году Цыферов поступил в Институт востоковедения. Через два года из-за конфликта с деканом молодой человек был отчислен. Причина конфликта неизвестна, однако все знали Цыферова как человека честного и твёрдого в своих убеждениях. Юноше не стал отчаиваться и в 1951 году поступил в Педагогический институт им. Н. К. Крупской. После окончания института три года проработал педагогом в школе-интернате. Там он начал писать маленькие сказки.
В 1956 году Цыферов отослал свои литературные труды К.И. Чуковскому. Тот пришёл в восторг от прочитанного и посоветовал начинающему писателю не бросать сочинительство. Цыферов решил последовать совету мастера, и в скором времени его первые работы были напечатаны в «Литературной газете» и в «Учительской газете». Писатель читал свои произведения в популярных тогда радиопередачах для детей: «В гостях у сказки», «С добрым утром», сотрудничал с телевизионными передачами «Опять 25», «Спокойной ночи, малыши» и другими. В 1959 году Геннадий Цыферов устроился на работу в отдел писем журнала «Мурзилка». Это позволило ему глубже понимать мировоззрение детей, сделало его ближе к юным читателям. Первые книги Цыферова «Как стать большим», «История про двух цыплят», «Дневник медвежонка» были напечатаны в 1960-е годы и имели фантастический успех. Но не только в Советском Союзе дети и их родители высоко оценили творчество сказочника. Его произведения были популярны и в других странах: Чехословакии, Германии, Польше, Венгрии, Болгарии, Японии.
Тогда же, в 1960-е годы, благодаря удивительному творческому тандему двух писателей – Геннадия Цыферова и Генриха Сапгира, – в тесном сотрудничестве со студией «Союзмультфильм» было создано более двадцати чудесных мультипликационных фильмов, вошедших в золотой фонд советской анимации: «Алешины сказки», «Лягушонок ищет папу» и многие другие. Примечательно, что не всем нравилось творчество писателей, отличающееся наивной простотой и видимой бесконфликтностью. «Что это за сказка, в которой добро не побеждает зло?» – писали критики. Однако многие читатели и зрители высоко оценили произведения авторов. В 1967 году Геннадий Цыферов получил диплом XIII фестиваля мультипликации в ФРГ за мультфильм «Легенда о Григе». Талант Цыферова проявился и в драматургии. Из-под пера автора вышли такие пьесы для кукольных театров, как «Сказки моей жизни», «Остаётся музыка» и др. В 1970 году спектакль «Хочу быть большим» по пьесе сказочника стал лауреатом II Международного фестиваля в Венгрии. В этом же году Цыферов стал обладателем почётной грамоты Министерства культуры РСФСР за развитие драматургии для детей. К сожалению, многие произведения писателя были потеряны. Как многие творческие люди, Геннадий Михайлович Цыферов был весьма рассеянным человеком. Часто терял рукописи, забывал их в транспорте. На этот счёт примечателен один случай, произошедший с повестью «Весна будет всегда». Автор в предисловии пишет: «Это повесть о войне. О том, как в войну жили в одном прифронтовом городе два мальчишки. Один из них, то есть я, вел дневник. Конечно, не все из этого дневника вошло в повесть. Дневник потерялся. И сейчас мне удалось вспомнить только самое яркое...». К сожалению, были утеряны не только дневник, но и папка с рукописями и первый вариант повести. Это произошло в 1965 году. Повесть должна была появиться в журнале «Семья и школа» ко Дню Победы. Редактор журнала А.Г. Орлов пребывал в отчаянии. Номер должен был выйти со дня на день, повесть необходимо было восстановить. Орлов, не видя другого выхода, запер писателя у себя в квартире и потребовал переписать текст. За несколько часов Геннадий Цыферов по памяти восстановил повесть, и она вышла в срок. Сегодня это небольшое произведение считается одной из самых пронзительных книг автора. Режиссёром Светланой Ельчаниновой по ней был снят одноимённый фильм. Он вышел на экраны в 2020 году, к 90-летию писателя и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Без сомнения, Геннадий Цыферов – один из самых талантливых авторов XX столетия. Удивительно, как, пережив страшное военное время, полное страха, боли, человеческой жестокости, будучи ребёнком, он сумел сохранить в себе чистоту и наивность восприятия мира, не перестал видеть его красоту. В его произведениях, в отличие от привычных нам сказок, нет конфликтов, нет борьбы зла с добром. Есть только прекрасный мир и детское любопытство. В сборниках «Серьёзные рассказы Плюшевого мишки», «Что у нас на дворе» и «Что у нас на улице» Геннадий Цыферов удивительно просто и интересно сумел объяснить детям не только космические законы, заставляющие нашу планету вращаться, но и рассказать обо всём, что окружает маленького читателя в городе. Не менее замечательны сказки «Тайна запечного сверчка», «Светлый день Бетховена» и другие. В них отражается любовь самого автора к музыке, в особенности к произведениям Моцарта. Если вы ещё не знакомы с произведениями Геннадия Михайловича Цыферова, обязательно прочтите их своим детям. В фонде вилючинских библиотек большое количество книг этого замечательного автора. Приходите и читайте с удовольствием! Источники:
Изображение к превью статьи из открытых источников интернета.
Материал подготовила | |
|
| |



