MENU
Главная » 2025 » Март » 24 » «Скромный гений»: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
10:59
«Скромный гений»: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского

Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет …
Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса – его нельзя объяснить.
С ним нельзя работать, как с другими актёрами,
его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…

Г. Козинцев

Иннокентий Смоктуновский, которого называли «первым интеллигентным актёром советского кинематографа», пришёл в кино после суровой школы жизни: побег семьи от репрессий, медицинское училище, война, плен. До приезда в Москву он жил в Норильске и Грозном, работал в разных областных театрах. В тридцатилетнем возрасте впервые снялся в кино – это был эпизод в фильме «Убийство на улице Данте». Но уже через год на сцене Большого Драматического театра он сыграл князя Мышкина в спектакле «Идиот» и проснулся знаменитым.

28 марта 1925 года в семье крестьянина Михаила Смоктуновича в деревне Татьяновка Томской губернии родился сын Кеша. Про своих родителей вспоминал так: «Образования у них никакого не было – это были просто хорошие русские люди, что называется «от земли». Мама добрая и тихая женщина. Отец двухметрового роста, невероятно сильный, рыжеволосый, залихватского характера». Многодетная семья была далека от мира книг, музеев и театров, и едва сводила концы с концами. В школе учителя не любили мальчика за невероятное упрямство и бесконечные споры в защите своей точки зрения. Спасаясь от голода, в 30-х годах семья перебралась в Красноярск. В этом городе мальчик впервые познакомился с театром. «С переездом в город мне открылось ранее неведомое – театр. Каждое посещение становится праздником, хотя ничего особого там не было. А мне казалось, что сам воздух наполнен таинственностью…». В 6 классе Кеша стал заниматься в драмкружке, но первое выступление оказалось провальным. «Выйдя на сцену первый раз, я от волнения истерически захохотал, заразив весь зрительный зал. После этого меня из кружка выгнали».

Источник изображения

С началом войны отец отправился на фронт, заботы о семье легли на Иннокентия. Ему пришлось совмещать занятия в школе и на курсах киномехаников. Театр тоже манил, Кеша старался посещать все спектакли, хотя иногда приходилось подделывать билеты. В конце 1942 погиб отец, и в январе 1943 парня призывают в Киевское военное училище. Но уже в августе он был отправлен на Курскую дугу рядовым. «Не верьте тем, кто говорит, что на войне не страшно. Страшно всегда. Храбрость – это когда ты преодолеваешь животный ужас и идёшь вперёд». Вскоре часть попадает в окружение, и Иннокентий оказывается в плену: «Самое ужасное – плен, чувство, что твоя жизнь тебе не принадлежит. Любой фашист мог подойти, приставить к затылку пистолет». Шанс убежать появился во время конвоирования. До конца жизни он помнил солдата, жестом показавшего ему сидеть под мостом. Почти сутки сидел в сугробе, месяц, шатаясь от голода, брёл по лесам, пока не вышел к деревне. «Разве я могу забыть семью Шевчуков, укрывавших меня?» Набравшись сил, он пошёл в партизанский отряд, который вскоре объединился с частями Красной армии. «Удивительно, не получил ни одного ранения. Честное слово, сам удивляюсь».

Осенью 1945, вернувшись в Красноярск, он учится на акушера, работает в порту, но всё-таки устраивается в студию при Красноярском театре. «От страха перед зрителем бросало в озноб. Я не знал, что делать с руками и ногами». Актёрскую школу он прошёл в Норильском драмтеатре, где встретил много замечательных и талантливых актёров. Здесь же он становится Смоктуновским. В Махачкале, куда артист переехал из-за проблем со здоровьем, он встречает Римму Маркову, своего доброго ангела-хранителя. В 1955 году Иннокентий Михайлович отправляется покорять Москву. Никого он не поразил, все видели перед собой мужчину сомнительной внешности и скользкой биографии, чьё театральное образование составляло 6 месяцев студии. Всех настораживало пребывание в плену, отсутствие московской прописки. Римма и Леонид Марковы как могли поддерживали Смоктуновского. Часто голодный, в единственном лыжном костюме бродил он по городу, ночевал на чердаках. В Театре имени Ленинского комсомола он встретил Суламифь Кушнир, художницу по костюмам, которая стала «на всю жизнь и женой, и матерью». Смоктуновский нежно называл её Соломкой. «Был ли это солнечный удар, как описывает Бунин? Скорее нет. Скорее это было всё время разгоравшееся чувство. Да и встреча наша и любовь тоже носили на себе отпечаток перста судьбы. Глубокая любовь, полнейшее понимание друг друга, моё осознание его гениального предназначения пришли позже». Иннокентий был трогательный семьянин, и жена была для него отдушиной и настоящей поддержкой.

Источник изображения

Но смыслом его жизни стала профессия. В роли Фарбера в фильме «Солдаты» актёра заметил известный режиссер Георгий Товстоногов и пригласил его на роль Мышкина. Спектакль состоялся 31 декабря 1957 года и имел невероятный успех. Римма Маркова вспоминает: «Какая это была высота!» Это был судьбоносный спектакль для Смоктуновского – теперь его наперебой приглашали лучшие режиссёры. Выбирая между театром и кинематографом, актёр выбирает кино. Возможно, Смоктуновский понимал, что не совсем вписывается в сложный режиссёрский театр. Ведь он актёр-самоучка, актёр-солист, всегда выделявшийся, и актёр-премьер, тянувший одеяло на себя. Будучи всегда независимым человеком, он принимает решение и уходит из БДТ. Григорий Козинцев приглашает Смоктуновского на роль Гамлета без проб. Он вспоминает: «Я вернулся домой и знал, что Гамлет есть! И никаких колебаний, сомнений, кинопроб не было. Был Гамлет только такой и никакой другой». В 1964 году фильм выходит на экран и начинает свое триумфальное шествие по миру. Он завоевывает множество призовых мест на кинофестивалях. А в 1965 году в Англии он был назван лучшим иностранным фильмом, а Смоктуновский - лучшим актёром. Считали, что советский «Гамлет» более современный, чем фильм Лоренса Оливье!

Источник изображения

В его фильмографии 177 работ, большинство – главные роли. Василий Ливанов вспоминал: «Он самоучка. Он видел на экране хороших артистов, настоящих мастеров. Это была его школа. У него было подлинное дарование, божий дар». Его жизнь после славы известна, но жизнь «до» доказывает, что кем бы ты ни был, где бы ни родился, как бы ни била тебя судьба – ты можешь стать тем, кем захочешь. Если ты этого действительно захочешь!

В мае 1966 года на экраны вышла лирическая комедия «Берегись автомобиля», ставшая «визитной карточкой» Смоктуновского наравне с «Гамлетом». В фильме он ещё раз сыграл Гамлета, но уже как участник самодеятельного театра Юрий Деточкин. «Он пришёл на экран сам, как личность. Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект отстранения характера Деточкина, какого я только мог желать», ─ утверждал Эльдар Рязанов.

Источник изображения

 

Использованная литература:

  1. Смоктуновский, И. М. Быть!: [автобиографическая проза] / Иннокентий Смоктуновский. – Москва : Алгоритм, 2017. – 397, [3] с. : фот.; 21 см. –(Жизни и роли).
  2. Горфункель Е.И. Иннокентий Смоктуновский / Елена Горфункель. – Москва : Искусство, 1990. – 237, [1] с : ил.
  3. Иннокентий Смоктуновский // Культура.РФ [сайт]. – URL : https://www.culture.ru/persons/8809/innokentii-smoktunovskii (дата обращения 23.03.2025)
  4. Смоктуновский, Иннокентий Михайлович // РУВИКИ [сайт]. – URL : https://ru.ruwiki.ru/wiki/Смоктуновский,_Иннокентий_Михайлович (дата обращения 23.03.2025)

Фото из открытых источников:

Плашка

 

 

Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Ирина Жигулина,
библиограф электронного читального зала

 

 

 

Просмотров: 639 | Добавил: lesgusly | Теги: Иннокентий Смоктуновский | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх