09:51 От романтики к достоверности жизни: к 100-летию со дня рождения Юрия Трифонова | |
Писатели часто запоминаются и ассоциируются по какому-нибудь своему произведению, независимо от количества написанного. Юрий Трифонов – это «Дом на набережной» и «Московские повести», это Москва семидесятых годов прошлого века. Почти документальный рассказ «Дом на набережной» увлечёт тех, кто интересуется тайнами прошлого. Книгу мало печатали в СССР, но её копировали, брали почитать друг у друга. Трифонов прожил жизнь, не изменяя принципам и говоря правду. В его произведениях всегда много человеческого, это и было всегда главным для автора: «…человек есть нить, протянувшаяся сквозь время, тончайший нерв истории, который можно отщепить и выделить и – по нему определить многое».
Будущий мастер «городской прозы» родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера и детской писательницы Евгении Лурье. Отец, Валентин Андреевич Трифонов, был председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Благополучное детство закончилось в 1937 году, после ареста родителей. Отца в 1938 расстреляли, а мать была отправлена на 8 лет в лагерь за недонесение на мужа. Семью выселили из элитного дома на набережной. Спасла Юру и его сестру бабушка, Татьяна Словатинская, лично знавшая Сталина, в молодости участвовавшая в революционном движении и Гражданской войне. Забрав детей, она перебралась в коммуналку. Вместе с сестрой и бабушкой в годы Великой Отечественной войны Юра жил в эвакуации в Ташкенте, где в 1942 году окончил школу. Будучи ещё учеником, он занимался школьной газетой, сочинял стихи и рассказы. Стремясь к прежней достойной жизни, юноша мечтал о возвращении в Москву. Но вернувшись в столицу в 1943 г, «сын врага народа» не мог поступить ни в один вуз. Устроившись работать на военный завод и получив необходимый рабочий стаж, в 1944-м Юрий поступил в Литинститут. Стихи были забракованы, а рассказ оценил Константин Федин, председатель комиссии. Так он оказался на отделении прозы. Дипломная работа – эмоциональная и оптимистичная повесть «Студенты», образец социалистического реализма – была опубликована в журнале «Новое время» в 1950 году. Трифонову всего 25 лет, а он получает за повесть Сталинскую премию. На гонорар он отремонтировал семейную дачу, купил автомобиль «Победа». Но… в партком донесли, что в анкете не было указано о репрессированном отце. Его едва не исключили из комсомола. Юрия постоянно терзает мысль, что он получил премию из рук убийцы отца. В 1952 году Трифонов, чтобы получить новый опыт, едет в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. В Туркмении в 1959 году он издаёт цикл рассказов «Под солнцем», где проявляются черты трифоновского стиля. Но роман «Утоление жажды», вышедший в 1963 году, не удался. Вернувшись в Москву, Трифонов занялся спортивными рассказами и репортажами. В это же время писатель увлёкся одной из основных тем своего творчества – революция, её история, люди и последствия. После реабилитации отца он, используя сохранившийся отцовский архив, пишет документальную повесть «Отблеск костра», где описывает судьбу отца и его брата. «Прошло много лет, прежде чем я по-настоящему понял, кем был мой отец, и что он делал во время революции, и прошло ещё много лет, прежде чем я смог об этом сказать вслух».
В 1975 году вышла повесть «Дом на набережной», в основе которой лежит много личных впечатлений. Она превзошла по популярности другие произведения. Юрий Валентинович описал в книге быт и нравы жителей правительственного дома. Дом с комфортными условиями был построен напротив Кремля специально для людей, работавших в структурах власти. Но многие оттуда пропадали, гибли в сталинских лагерях. «Дом на набережной» и «Московские повести» хранят почти полное отсутствие радости. В них какая-то безнадёжность, усталость и раздражение, свойственные тому времени. Здесь уже Трифонов мудрый, видящий подлинные человеческие драмы, тонко передаёт веяния времени. Новый писатель, вдумчивый и глубокий, рождается в муках: «Прожита половина жизни, а ощущение такое, будто настоящего ещё и не было…детство было настоящее, а потом всё полетело кувырком: отрочество ни к чёрту, юность искалечена войной, а потом непрерывная борьба за то, чтобы быть человеком, несмотря ни на что». В 1981 году Юрий Валентинович заканчивает многоплановый роман «Время и место», в котором автор прощается с юностью, говорит о потере собственных иллюзий и надежд. В его произведениях читателей покоряет обилие подтекста, недосказанностей и намёков. Проза Трифонова заставляет не просто сопереживать, но думать! Главная тема его произведений – нравственный выбор. Но и сам автор беспощаден к себе, в текстах отражаются метания его души и поиск истины. Ему ещё нет 55, творческая жизнь приближается к вершине: писателя хорошо знают и читают не только в СССР, но и за границей. В октябре 1981 года Юрий Трифонов побывал в Швеции. Генрих Бёлль выдвигает его на Нобелевскую премию. Но 28 марта 1981 года Юрий Валентинович скончался.
Всё ли гладко было в его писательской жизни? Вдова писателя Ольга Трифонова вспоминает: «Да, последние годы он был знаменит, его книги давали читать на одну ночь, изготавливали фотографические копии; в дом почти каждый день приходили иностранные корреспонденты, но книги выходили ничтожным тиражом, критика отзывалась о них кисло, а иногда и злобно. Ему хотелось писать большой исторический роман о том, как случилось, что большевики пришли к власти, но замысел был обречён. Юра это понимал, как понимал и то, что везению вот-вот придёт конец. Оказался прав: когда принёс роман «Время и место», в редакции журнала «Дружба народов» наступил тихий переполох…» Накануне юбилея писателя предлагаем перечитать книги Юрия Трифонова, а возможно и познакомиться с его творчеством
Источники:
Фотографии из открытых источников интернета Фото к превью
Материал подготовила Тимченко Лариса Григорьевна, | |
|
| |


