MENU

Необычные истории о необычных людях
Современные авторы в своих произведениях зачастую обращаются к интересным, необычным и малоизвестным фактам истории, науки, искусства. Представленные книги не просто побуждают читателя размышлять о сложных вопросах, но и знакомят с новыми терминами и явлениями.

 

Качур, Катя. Ген Рафаила : роман : [16+] / Катя Качур. – Москва : Эксмо, 2024. – 316, [4] с. ; 21 см.

«В окошке железной раскалённой будки сатанело лицо билетёрши. Оно было маслянистым и пузырчатым, как доведённый до совершенства блин на сковороде. К блину устремилась змейка из робких граждан…»

Легко иронизируя, иногда до цинизма, Катя Качур рассказывает в своём романе «Ген Рафаила» о хитросплетении судеб. Это история не просто о любви, а о возникшей против воли героев привязанности.

Герои: Анатолий Красавцев – бывший оперативник, плохо выговаривающий букву «р», дослужившийся до генерала и потерявший всё. И его тёща Пелагая Потаповна – сельская учительница, женщины непростой судьбы, которую последние 50 лет из-за неудачного прыжка на цирковом батуте называют Батутовна.

Волею судеб эти два «генерала» оказались под одной крышей – в маленьком домике на берегу Волги, в месте под названием Остров Рафаила. В компании собаки со светящимися треугольными ушами, ручной лисы, испанского зоолога-энтузиаста и виноградной настойки, в уютной атмосфере деревенского быта герои ведут непримиримые битвы.

«Пелагея Потаповна была бунтаркой по сути, не признавала начальников, ибо с малолетства командовала сама. Анатолий Иванович был командиром по званию, и вопиющее непослушание тещи вводило его в ступор».

Жонглируя героями, судьбами и экскурсиями в прошлое (которое хочется забыть – «развидеть»), автор соединяет в единый житейский сюжет доверие и предательство, любовь и месть, защиту природы и насилие в семье. Показывает, как случайные встречи меняют жизнь, а поиски себя приводят к неожиданным открытиям.

Ведь «ген Рафаила» – не только результат мутации лис, что на протяжении нескольких поколений делает их уязвимыми, доброжелательными и лишёнными инстинкта самосохранения. Это не просто метафора, а символ открытости миру. Ода той части человеческой души, что заставляет нас снова и снова доверять тем, кто причиняет боль.

Для автора «Ген Рафаила» – посвящение всем, кто, не чуя опасности, улыбается врагу».

Хранение: ЦГБФ1.

 

Баснер, Анна. Парадокс Тесея : роман : [запрещено для детей : 18+] / Анна Баснер. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2023.-387, [5] с. ; 21 см. – (Альпина. Проза).

«Солнце медным кимвалами било в окна сонных домов и в каждом будило маленькое вздрагивающее небо… Под балконами щурились угрюмые кариатиды, потемневшие за зиму на пару тонов. Они нехотя стряхивали с себя морок и косились на повреждения фасадов: увечные колонны, перебинтованные строительной сеткой, саднящие обвалы штукатурки, лепные младенческие личики, выбеленные лучами, все в оспинах».

Дебютный роман петербурженки Анны Баснер вошёл в финал литературной премии «Большая книга» 2025 года. «Парадокс Тесея» – это история об идентичности культурной столицы и о судьбах его жителей.

Главные герои романа – это сам Питер, «который испытывает других на прочность – сталкивает лбами, провоцирует, а потом оценивающе смотрит, что из этого всего получится». Город, с его разрушающимися особняками и парадными, и люди, которые связаны с миром питерского искусства, – реставраторы и коллекционеры.

Сорокалетний мужик – Дмитрий Наумович Танельсон, Митя или, как зовут его друзья, Нельсон. Крепкий, бритоголовый, чья «длинная свалявшаяся бородка-колосок выдаёт его принадлежность к богеме, а не к воздушно- десантным войскам», не богат и не знаменит, проживает с родителями, делает керамические безделушки для туристов и ведёт разгильдяйский образ жизни.

За время существования города в нем накопилось немало заброшенных парадных, замазанных витражей и забытых зданий. И Нельсон не проходит мимо, а по велению души, стихийно и незаконно, пытается всё это восстановить, отмыть, отреставрировать.

Вокруг него собирается целая компания неравнодушных, группа сумасбродных партизан – «Художественно-анархическая реставрационная мастерская Санкт-Петербурга – ХАРМС».

Реставратор-идеалистка Лиля; фотограф, блогерша и акционистка Кира; боец за гражданские права и хороший внук Глеб, химик Денис и старушка Лидия Владимировна. Щука-перекупщица – в допенсионной жизни ленинградский реставратор, которая проживает в коммунальной квартире и пытается восстановить дореволюционную коллекцию картин своей семьи.

Чудесным образом переплетаются прекрасная петербуржская атмосфера и авантюрный сюжет, интриги и расследования, прошлое и настоящее, человек и город, личные проблемы и вечные вопросы.

Парадокс Тесея – известная дилемма. «Если все составные части исходного объекта заменены, останется ли объект тем же объектом?» Нужно ли воссоздавать подлинное, или «памятник «тем самым», «настоящим» делает хрупкое равновесие исходной материи и наслоений»?

«Парадокс Тесея» – философский вопрос автора: «останется ли Петербург (или город вообще) тем же, если изменить его составные части?»

Хранение: ЦГБФ1.

 

Кремчуков, Евгений. Фаюм : [роман : запрещено для детей : 18+] / Евгений Кремчуков. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2024. – 250, [6] с. ; 21 см. – (Альпина. Проза).

«Посреди ночи вдруг стало вполовину меньше воздуха. Из илистой глубины чужого, невиданного им прежде сна Илья раз-другой безуспешно попытался ухватить неловким рыбьим ртом, и горлом, и грудью вдох порцией побольше, а потом распахнул глаза в темноту… и тогда-то узнал по отражению в оконном стекле, что с левой стороны выросла у него на собственной шее вторая голова… Теперь он остался один в целом мире, сам по себе, наедине с собственным чудовищным телом. Если только…»

«Фаюм», второй роман поэта и прозаика Евгения Кремчукова, вошёл в короткий список литературной премии «Ясная Поляна» 2025 года. Это книга об иллюзиях в жизни и о бессмертии, о копирайтинге посмертных текстов-масок и психологизме фаюмских портретов.

Обычный парень Илья Орлов раньше в виде Наполеона развлекал гостей северной столицы. А теперь, для желающих получить доступ к личному бессмертию (и готовых за заплатить очень приличные деньги), пишет и публикует в толстом журнале небольшие новеллы – сочетая биографию заказчиков и некоторый художественный вымысел – улучшенный вариант личности: ярче, драматичнее, благороднее. «Ведь фаюм – он как портрет: в нём пребудет навсегда то, чего не было, а после него стало». Каждая история – это новое детальное исследование, каждый человек – это новая примеренная на себя маска.

Никакой мистики, только творчество. Ещё в Древней Греции фиксировали лицо усопшего в вечности: на деревянных дощечках при помощи техники восковой живописи создавали погребальные маски – фаюмы.

Автор мазками рисует микросюжеты. Чередует описание жизни главного героя и альтернативные биографии. Любовь и дружба, одиночество и историческая реконструкция, мистический сон и железнодорожное путешествие, первое совместное утро и пропажа возлюбленной – маленькие и большие жизненные «случайности». Иллюзорность существования питается воображаемой реальностью, которая, надо признаться честно, интереснее и реальнее настоящей.

Автора ещё с детства волновала проблема бессмертия. «Фаюм» – это путь уже взрослого человека к пониманию, что всё намного проще, чем кажется.

«Она замолкает, но я совершенно ясно предвижу, что это ненадолго, и знаю, вот прямо слышу в голове заранее, о чем именно она сейчас спросит.

— Иля, а я умру?

— Нет, милая, ты не умрешь.

— А почему?

— сразу спрашивает она.

И я отвечаю почему…

— Потому что я люблю тебя».

Хранение: ЦГБФ1.

Книга отвлекает, погружает в новую историю и открывает новые знания, заставляет смеяться, плакать и сопереживать героям. Читайте, это очень увлекательно.

Подобрать интересную книгу поможет электронный каталог.

 

Раскрывала подтексты
Екатерина Мельник,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

 

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 66
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх