MENU

О семье, семейных ценностях и внутрисемейных отношениях

«Семья подобна ветвям на дереве. Мы растем в разных направлениях,
но наши корни остаются одним целым».

Автор неизвестен

Последние события в мире ещё раз напомнили нам, что нет ничего важнее семьи. Наши родственники могут быть эксцентричными, жестокими или, наоборот, добрыми и открытыми, однако это не отменяет того факта, что они являются нашей неотъемлемой частью. Семья играет важную роль в нашей идентичности, и неудивительно, что многие писатели размышляли и размышляют на тему семейных отношений.

То, что происходит внутри семьи, неизменно вызывает интерес и возбуждает любопытство. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – утверждал Лев Николаевич Толстой. С момента выхода в 1875 году романа «Анна Каренина» прошло почти полтора столетия. А семейные отношения, разворачивающиеся порой как авантюрный роман, сериал или триллер, остаются вечной темой отечественной и зарубежной литературы.

Хэпворс, Салли. Семья по соседству : [роман : 16+] / Салли Хэпворс ; перевод с английского Т. Косоруковой. – Москва : Эксмо, 2021. – 413, [3] с. ; 21 см.

Австралийская писательница Салли Хэпворс написала свою первую книгу в 2014 году, находясь в декретном отпуске с первым ребёнком (сейчас у Салли трое детей). С тех пор она каждый год публикует по одному роману, но на русский язык пока переведены только два из них.

Так страшно порой задавать вопросы, которые нужно задать. Ещё страшнее – услышать на них ответы.

Действие книги происходит в Австралии, в тихом пригороде Мельбурна под названием Плезант-Корт. В переводе с английского «плезант» означает «приятный», и на первый взгляд это действительно желанное место для жизни семей с детьми или пожилых пар.

«Да, Плезант-Корт оправдывает своё название. Здесь устраивают рождественские вечеринки и уличные праздники. Дети катаются на велосипедах и скейтбордах прямо на улице… Нигде нет и повода для скандала».

И ещё здесь трудно сохранить что-то в секрете от соседей, ведь все как на ладони.

Например, всем вокруг известно, что семья Эндж – образец для подражания или что Фрэн, недавно ставшая мамой очаровательной малышки, буквально одержима пробежками. Соседи знают и о том, что однажды Эсси оставила свою двухмесячную дочку Мию на площадке. Правда, с тех пор прошло три года, и это чуть ли не единственный случай, который нарушил благополучную и немного однообразную, даже скучноватую жизнь.

Так зачем в Плезант-Корте однажды появляется женщина по имени Изабелль, которая никак не вписывается в привычный имидж здешних обитателей? Она живёт одна, у неё нет ни мужа, ни детей, и вместе с тем она ещё достаточно молода, чтобы быть на пенсии.

Через какое-то время выясняется, что Изабелль работает в фонде, который занимается поиском пропавших детей. Но что ей делать в милом безопасном местечке, где все про всех знают? И так ли всё безупречно в идеальных на первый взгляд семьях соседей?

 

Хэпворс, Салли. Моя любимая свекровь : [роман : 16+] / Салли Хэпворс ; перевод с английского А. А. Комаринца. – Москва : Эксмо, 2020. – 477, [3] с. ; 21 см.

Когда десять лет назад Люси собралась замуж за Оливера, то искренне верила в то, что свекровь заменит ей умершую много лет назад мать. Мечтала, что они будут делиться секретами, вместе рассматривать семейные фотографии и станут по-настоящему близкими людьми. Но уже с первой встречи девушка понимает, что Диана вовсе не горит желанием проявлять материнскую любовь к будущей жене сына.

В свою очередь, Диана недоумевает, почему все ждут от неё какого-то особого отношения. «С моей точки зрения, если Люси любит моего сына, а мой сын любит её, то всё нормально. Абсолютно нормально». Она держится вежливо, но отстранённо.

Взаимное неприятие только усугубляется, когда Диана отказывает сыну с невесткой в финансовой помощи, а рождение детей приводит к новым этапам настоящей семейной войны.

И вот однажды вечером в доме Люси и Оливера появляются полицейские с сообщением о том, что Диана найдена мёртвой. Вскрытие обнаруживает следы насильственной смерти. В результате расследования всплывают факты о неприязненных отношениях невестки и свекрови – они, что называется, лежат на поверхности.

Но каждой из героинь автор даёт право высказаться и объяснить причины своих поступков – много лет назад и сейчас.

«В конце концов, никто не ладит со своей свекровью, ведь так? Никто!»

«Проблема в том, что свекрови так легко сделать неверный шаг. Такое впечатление, что существует бесконечный список неписаных правил…»

 

Трауб, Маша. Плохая дочь : [роман : 16+] / Маша Трауб. – Москва : Эксмо, 2021. – 349, [3] с. ; 21 см.

«Эта книга – всего лишь история. Одна из многих, которую мне хочется рассказать…

Я хочу, чтобы, читая эту книгу, вы улыбнулись. Многие читатели мне говорили, что, когда я рассказываю о маме, – это весело, забавно. Всем бы такую маму и бабушку внукам. А вот если вы представите, что это именно ваша мама?»

Маша Трауб – автор, которая много пишет на тему семейных взаимоотношений. Книга «Плохая дочь» написана через 10 лет после выхода романа «Плохая мать». У многих из нас с появлением детей возникает страх оказаться плохими родителями. С течением лет нас всё чаще терзает вопрос о том, какими мы оказались детьми. Оправдали надежды, которые на нас возлагались? Стали опорой, продолжением – или  разочаровали окончательно и бесповоротно? В чём похожи на родителей, а в чём категорически не хотим быть на них похожими?

Эта книга – об отношениях матери и дочери. Когда мама стареет и подкрадываются болезни, но при этом дочь будет последней, к кому она обратится за помощью. Потому что всю жизнь она сильный и ненавидящий жалость человек. И ей не нужно, чтобы у её изголовья сидели, вели разговоры по душам, плакали, что-то вспоминали.

«Я ничего не могу с этим поделать. У нас нет опыта совместной жизни и общих интересов. Я всё равно считаю себя виноватой – в том, что не могу себя перебороть, пересилить… Спустя полчаса примусь собирать только что разложенные вещи, загружать их в багажник, заводить машину, пытаясь унять тремор в руках, чтобы уехать как можно скорее. Мы физически не можем жить вместе. Нет навыка. Но если вы приедете к моей маме в гости, то ни за что не захотите уезжать. Вам будет вкусно, весело. Она расскажет миллион историй, и вы будете хохотать до истерики и искренне считать, что моя родительница – уникальная женщина, блестящая рассказчица. И будете правы. Так и есть. Но лишь в том случае, если вы ей не дочь».

С ярким и эксцентричным человеком близким всегда непросто. Практически нереально получить его внимание и одобрение. И сидит внутри вечная обида на то, что у мамы всегда были и есть более важные дела, чем собственная дочь, которая неизменно оказывается «плохой».

А мама… мама и в восемьдесят лет не изменяет себе. Она перекрашивает волосы и в очередной раз собирается замуж, вместо расчёски и ночной рубашки берёт с собой в больницу коньяк и сигареты, гоняет там медсестёр и соседок по палате, курит в туалете и играет с пациентами в шахматы и преферанс на деньги.

И это только малая часть историй, о которых вспоминает автор: живых, трагичных и забавных, из детства и взрослой жизни.

А самое важное – как всегда, на последней странице. «Мам, я тебя очень люблю».

 

Лавряшина, Ю. А. Авернское озеро : [роман : 16+] / Юлия Лавряшина. – Москва : Эксмо, 2018. – 444, [4] с. ; 21 см. – (За чужими окнами).

Юлия Лавряшина начинала свой путь в литературу со стихов и рассказов, с рождением дочери Насти пишет книги для детей. Потом настало время прозы для взрослых – так появились психологические романы о любви, в которые автор часто включает поэтические строки и даже музыку. Писательница говорит о своём творчестве: «Я предлагаю людям, открывшим мою книгу, шагнуть в другой мир. Или увидеть привычную действительность с несколько иного угла, сквозь призму воображения».

Если в клане успешных деловых людей живёт юноша, который поёт по ночам на крыше, читает стихи, мечтает стать белым голубем и не в силах пройти мимо брошенной собаки, его считают не то что безрассудным, а просто сумасшедшим. Настолько, что даже находят девушку-психиатра, которая будет наблюдать за ним, не раскрывая свою профессию.

Но, находясь рядом с Денисом, Соня понимает, что ничего не знает о человеческой душе. Любовь настигает их, как стихия, сметающая всё на своём пути. Всё становится неважным: работа, сложные отношения в семье банкира, взятые ранее обязательства…

Это роман о любви – взаимной и неразделённой, всепрощающей и бескомпромиссной, способной дарить величайшее счастье и повергать в бесконечную тоску и отчаяние. Чувстве, созидающем и разрушающем одновременно.

«…он снова балансировал на краю, беспомощно размахивая руками, и знал, что удержать его может только Соня. Женщина, имя которой вырывалось из груди точно стон, угасающий на последнем звуке. Ей нужно всего лишь открыть ему душу, а как раз этого она и не хочет. Или не умеет».

Вот только сильное искреннее чувство не является гарантией счастливой семейной жизни.

В этом произведении каждый читатель откроет что-то своё – здесь есть и детские воспоминания, и красивые стихи с легендами, и музыка, и Петербург; и люди, каждый со своей жизненной философией…

Сама себя сведу с ума

И за тобой пущусь вдогонку

На облаке из песни звонкой,

До крови рвущей перепонки.

А там пускай – тюрьма, сума…

 

Романовская, Лариса. Дом четырех ладоней : повесть : [12+] / Лариса Романовская. – Москва : Самокат, 2021. – 234, [6] с. ; 20 см. – (Встречное движение).

Взросление – сложный этап в жизни человека. Вдруг приходит осознание несовершенства мира, и милая детская картинка внутри тебя как будто раскрашивается совершенно безумными, пугающими цветами.

Татка (Таисия) Лебедева живёт с мамой в Москве, а на каникулы летает к папе в Калифорнию. Родители развелись, когда ей был всего год, и она даже не представляет их вместе. Мама бесит, как все говорящие люди: «Её невозможно переключить».

«Всё, что мама мне говорит, это из книг, не её личные слова. Она просто учит эти фразы, как кусок параграфа или как актёр роль учит». Мамин друг, Игорь Иванович – Монстр Иваныч, – очень большой и толстый и интересуется только едой. Татка рада, что он приходит всего на пару часов и не живёт с ними, иначе бы они бесили друг друга.

У Татки всё время какие-то проблемы, её не принимают в школе и бесят одноклассники. Сперва они дружили с Викой, а потом вдруг перестали общаться. «Я иногда почти рада. Если у тебя нет друзей, тебя никто не предаст».

Татка чувствует себя чужой дома и в школе. Она любит свою бабушку Надю, папину маму, хотя бабушка тоже бесит. Но они вместе скучают по папе, который уехал в Америку, много работает и общается с ними только по скайпу.

Ещё у Татки есть привычка наблюдать за всем, что происходит вокруг. Она воображает себя режиссёром сериала. И ей очень нужна летняя поездка к папе, в Калифорнию, где океан и цветы, и летают колибри, и папа с женой тётей Таней и сводными братьями Илюхой и Серёжкой переехали из квартиры в новый дом.

На самом деле Татка убегает от одиночества, от мамы с Игорем Ивановичем, от смерти бабушки, от своих поступков, от ненавистной школы.

Как развернëтся в Америке сюжет сериала с девочкой-подростком в главной роли?

 

«Каждый день в жизни обычной семьи происходят разнообразные события. Возможно, они кажутся совсем незначимыми, но для семьи имеют огромное значение», – Маша Трауб.

Читая истории о семейных взаимоотношениях, мы ищем в них ответы на собственные вопросы. Как принять выбор взрослого сына или наладить отношения с тринадцатилетней дочкой. Как не копить внутри обиды и слышать близких. Как не потерять любовь и не упустить счастье.

Желаем счастья вам и вашим семьям!

Подобрать разные книги на тему семейных отношений поможет электронный каталог.

С любовью к своей семье,
Мария Батова,
библиотека-филиал № 1

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 469
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх