Что для вас музыка? Не та, что играет в радиоприёмнике во время поездки на автомобиле, а классическая. Очень многие, едва заслышав её, переключают радиоволну. Почему? Возможно, потому что она проникает в те слои мыслей, что глубоко спрятаны? Предлагаем погрузиться в волны классической музыки и познакомиться с размышлениями музыкантов-искусствоведов. «Ибо музыка – это высшая форма выразительности и музыка – это язык». Михаил Казиник, искусствовед.
Михаил Семёнович Казиник – музыкант, искусствовед, популяризатор классической музыки. Ещё до школы начал играть на скрипке и фортепиано и затем связал свою жизнь с музыкой. После окончания Белорусской государственной консерватории долгое время был солистом Белорусской государственной филармонии. С лекциями о музыке объездил множество городов Советского Союза и зарубежных стран. Книги Михаила Семёновича дополнены QR-кодами, перейдя по которым можно прослушать музыкальные произведения.
Каждый человек рождается гениальным, но не каждый вырастает им. Чтобы избежать этого, автор предлагает ввести в учебную программу психологию восприятия искусства. И в первую очередь – восприятия музыки, ведь она – это «крупнейший источник энергии, питающий мозг». А пока этого не произошло, наблюдайте за маленькими детьми, разговаривайте с ними, ведь «самое сложное интеллектуальное действие на Земле – это разговор с трёхлетним. Мы обязаны признаться, что чаще всего этого не умеем, ибо не обладаем достаточной глубиной мышления. Нам не хватает парадоксальности во взглядах. Нам не хватает самостоятельности, непредсказуемости. Ибо мы – «излеченные». Нас удалось «вылечить» от гениальности». Прочитав книгу, вы узнаете, какое образование получали девочки в русских дореволюционных гимназиях, если они могли всего по четырём написанным (не услышанным!) нотам узнать, что это за мелодия. И найдёте ответ на вопрос, заданный автором: как необходимо учить мальчика, который когда-нибудь подойдёт к этой девочке, чтобы он смог заинтересовать её «как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал её сердце?» Михаил Семёнович Казиник размышляет в книге о многих сферах: о воспитании современной молодёжи и что есть в ней «побочная генетическая память», и почему именно от девочек зависит генофонд нации; получило ли бы современное зарубежное искусство и литература такое развитие, если бы в XIX веке не было русских композиторов и писателей; в чём отличие земной Культуры от космической; почему у нас в стране так мало истинных ценителей подлинного искусства? «Причём чем дальше от Москвы, тем меньше культуры». А вы часто слушаете классическую музыку? Был ли Людвиг ван Бетховен глух, что такое «эффект Моцарта» и зачем слушать музыку Моцарта всем будущим мамам, почему ребёнок – подлинный созерцатель, а взрослый человек становится коллекционером… «Я пишу эту книгу с верой в то, что некоторые принципы, рассуждения, мысли помогут новому поколению войти в искусство. И войти не по принуждению и даже не потому, что это якобы необходимо с точки зрения общества, отдельных педагогов, родителей или кругов, в которых вращается тот или иной человек. Моя цель – сделать всё возможное, чтобы человек испытал ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством». Хранение: ЦГБ.
Что такое парадокс? Это рассуждение, кажущееся нелогичным, противоречащее здравому смыслу. «Какое отношение это имеет к музыке?» – спросите вы. А Михаил Казиник утверждает, что вся история музыки – история парадоксов. В книге вы познакомитесь с творчеством и малоизвестными эпизодами из биографий композиторов от семнадцатого до двадцатого веков. В конце восемнадцатого века в Тобольске родился Александр Алябьев. Уже в 23 года он был автором изданных музыкальных сочинений, в 25 лет участвовал в Отечественной войне, в 36 лет вышел в отставку. Получил признание как композитор – сочинял оперы, сонаты, водевили. Но в 38 лет оказался в тюрьме за убийство. И там им был написан один из лучших романсов – «Соловей», который «стал практически нарицательным понятием русского романса». Александр Порфирьевич Бородин – учёный-химик и доктор медицины. Дружил с Менделеевым и Боткиным. «Работал в лаборатории, читал лекции в Военно-медицинской академии. Музыку он писал в перерывах. Друзья в шутку называли его воскресным композитором, потому что по выходным он был относительно свободным и мог сочинять музыку». Участник любительского кружка «Могучая кучка». Знаменитую оперу, которая до сих пор идёт на сценах театра, Бородин писал 18 лет, но не успел закончить. Александр Константинович Лядов родился в середине девятнадцатого века. Он был «парадоксальным человеком. Все говорили о какой-то его невиданной лени, но одновременно – о его необыкновенной эрудиции, интеллигентности, начитанности». Его даже отчислили из Петербургской консерватории, которую он не посещал месяцами. Но всё же восстановили, и после окончания Лядов преподавал в ней же. Однажды Сергей Дягилев заказал Александру Константиновичу Лядову музыку к балету «Жар-птица». Но в итоге её написал Игорь Стравинский. Что же случилось с Лядовым? Сколько парадоксов собрано в книге! Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер, Эдвард Григ, Альфред Гарриевич Шнитке, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и другие не менее великие и необычные. Слушая классическую музыку, вспоминайте факты из жизни композиторов, и многое в мелодиях откроется с другой стороны. Хранение: Ф1.
Владимир Зисман – оркестровый музыкант. «Музыкой начал заниматься ещё тогда, когда других зубов, кроме молочных у меня не было. То есть давно». Музыка – это серьёзно. Но у Владимира Зисмана серьёзность щедро разбавлена юмором, и, читая книгу об истории музыки, великих композиторах, физике и математике в музыкальном искусстве, возникает ощущение, что вы находитесь на вечере литературно-музыкального стендапа. «Всю творческую жизнь мы занимаемся сотрясением воздуха», и даже мухи, случайно залетевшие в окно на репетицию оркестра, чувствуют эти воздушные вибрации. А зависит ли характер человека от инструмента, на котором он играет? «А если ты певец, то понятно, что твой голос – это часть твоего организма. Сами же певцы рассказывали об особенностях психологии, поведенческих различиях, наконец, скорости мышления у вокалистов, обладающих разной текстурой». Как думаете, изменился ли мозг человека за тысячи лет? Автор предлагает версию: «что на компьютере работать, что на мамонта охотиться, а мозгами пользуемся теми же самыми». Но всё же с оговоркой. Попробуйте проследить за работой мозга музыканта, поющего и аккомпанирующего себе по нотам, или поющего в ансамбле из четырнадцати солистов, где каждый исполняет свою часть, – вы будете шокированы активностью межполушарного взаимодействия и размерами «мозолистого тела». Есть в книге загадочная глава, которая называется «Числа», повествующая о «фундаментальных основах музыки» и интерпретации чисел в образы. «Вы можете совершенно спокойно пропустить эту главу и вернуться к ней, когда почувствуете, как вас одолела бессонница». Почему необходимо отдавать ребёнка в музыкальную школу, что такое амузия и бинауральный эффект, как человеческий разум по услышанной мелодии понимает, к какой его части она обращается – страху или радости, чем отличается марш от вальса, существует ли абсолютный слух, почему собственный голос нам не нравится и куда всё-таки «наступает медведь»? Автор настоятельно рекомендует прочесть свою книгу, хотя бы для общего развития. «Допускаю, что вы по-прежнему смотрите на меня с подозрением. Ибо человек, цитирующий философов, не может не вызывать подозрение в том, что пытается выглядеть умнее, чем обычно выглядит в глазах жены». Хранение: Ф1.
Обязательно прочтите эти книги. Они «для тех замечательных и крайне симпатичных взрослых, у которых мозги не просто хранятся в аккуратно постриженной шкатулке, а тех, кому знакомо то сладостное чувство, когда вдруг становится слышно шуршание или даже скрежет собственных мозгов, приходящих в движение». Владимир Зисман. В фондах наших библиотек найдётся не мало книг о музыке. В выборе, как всегда, поможет электронный каталог.
Погружалась в музыкальные волны | |
| Просмотров: 53 |

Казиник, М. С. Тайны гениев / Михаил Казиник. – Москва : АСТ, Времена, 2024. – 332, [2] с., [8] л. цв. ил. : ил. ; 22 см. – (Тайны гениев).
Казиник, М. С. Музыкальные парадоксы / Михаил Казиник. – Москва : Бослен, 2022. – 286, [2] с. : ил. ; 22 см.
Зисман, В. А. Занимательная музыкология для взрослых : заметки / Владимир Зисман. – Москва : АСТ, 2023. – 441, [2] с. : ил. ; 17 см. – (Записки музыканта).