MENU

Женские образы в современной литературе

В русской литературе достаточно много красивых сильных женских образов, созданных классиками. Современные писатели поднимают темы взросления, поиска смысла жизни, темы дома, любви и семьи. В предложенных книгах прослеживаются судьбы женщин из разных эпох в различных ситуациях.

Колина, Елена. Хорошие. Плохие. Нормальные : роман : [16+] / Елена Колина. – Москва : АСТ, Жанровая литература, 2020. – 286, [2] с. ; 21 см. – (Мальчики да девочки. Проза Елены Колиной). Елена Колина «Хорошие. Плохие. Нормальные»

Елена Викторовна – питерский писатель с хорошим филологическим образованием. Её отличает философский стиль передачи материала, ирония письма и между строк можно найти много нужного для себя. Пишет так только она, искренне и интересно. На первом месте этого произведения – КНИГИ. Все эти перечни цветов обложек собраний сочинений многих авторов для меня моё – я их тоже хорошо помню.

Март 2020 года. Пандемия, скоро объявят локдаун. Книжная девочка Лика расстаётся со взрослым любимым человеком, писателем, а домой не возвращается из-за ссоры с отцом. Двоюродная бабка Ирка оставила ей в наследство квартиру в знаменитом Доме Довлатова по улице Рубинштейна, 15. Лике страшно и неуютно в огромной зале на первом этаже дома, где любой прохожий может заглянуть в окно. Выйдя ночью погулять по Рубинштейна, она находит настоящую библиотеку. «На помойке Толстовского дома лежала целая библиотека. Не все книги лежали правильно…» Она начинает таскать книги домой. На помощь приходит Маратик – искусствовед в третьем поколении, ненавидящий оперу, балет, искусство. Он предлагает ей открыть книжную лавку «Чемодан». Теперь у них будет небольшое и важное общее дело. Вскоре в их жизни появляется и бывший бойфренд Лики – Саня Григорьев. Втроём на дрейфующей льдине среди пандемического океана подкармливают, спорят, дерутся подушками, называют друг друга Балда, Тупой и Маргинал, дружат и спасают. Они начитанные, наполненные информацией и ужасно… наивные. Каждый считает себя плохим, но пытается поверить, что он хороший. На самом деле они все нормальные люди, заслуживающие того, чтобы жить и быть счастливыми. Все эти персонажи – реальные люди уходящего Петербурга. Книга наполнена литературой, читателями, сравнениями себя с литературными героями. Лика начинает день с «Цитаты дня» и тихонько утром здоровается с бронзовым Довлатовым. «Второй алкоголик сказал, что у каждого человека есть список книг, которые сделали его собой. «Белый клык» и «Морской волк» сделали его тем, кто он есть. Джек Лондон сделал его… алкоголиком?»

Многие события сюрреалистичны, как и тот мир, в который мы попали: сколько раз помыть руки, ой, а в наш подъезд приехал «космонавт».

Всё есть – паника перед грозной неизвестностью сквозь юмор и надежду. А ещё в это время можно было просто спасти чью-то жизнь.

Тонкая, живая и смешная книга. Про живых людей в необычное время. Добрая книга.

 

Рождественская, Е. Р. Балкон на Кутузовском : роман : [16+] / Екатерина Рождественская. – Москва : Эксмо, 2020. – 348, [4] с.; 21 см.

Екатерина Рождественская – фотограф, художник и автор биографических произведений. «Балкон на Кутузовском» – книга о времени 60-х, когда Кутузовский проспект был окраиной Москвы, а дальше начинались просёлочные дороги с деревнями, яблоневыми садами и петухами. Большой клан Рождественских выезжает из «подвала» и впервые получает большую светлую квартиру, аж на 6-ом этаже.

Роберт – талантливый, яркий, добрый, любящий отец и муж. Вокруг него целая плеяда обожающих его красивых женщин: тёща, её мать, жена, малютка-дочка. Куча друзей. Это дом, где двери практически не закрывались, где в шестиметровой кухне что-то постоянно жарилось, пеклось, варилось. Роберт с женой был в частых разъездах, встречах; а воспитанием маленькой Катеньки занимались бабушка и прабабушка. Поэтому для неё – писателя – адрес не только улица и дом. Это аромат вишнёвого варенья осенью, прозрачный куриный бульон во время частых простуд. Это невозможность оборвать всю красоту с ёлки, когда хочется всего на ней попробовать на вкус. Это запах отцовского табака и бабушкиных пирожков. Удивительно, как люди такого масштаба, как отец героини, главный «романтик эпохи», жили просто по нашим меркам и радовались малому.

В книге сочетаются грусть, юмор, пикантные подробности, неразрешимые вопросы. И читатель погружается в детали и быт тех лет, когда ещё все были живы. Каждого из нас в таких временных закоулках цепляет своё. И письма, письма близким, которые приводятся в книге. Они содержат простые радости каждого дня. Словно берёшь эти пожелтевшие листочки, и сердце замирает от соприкосновения. Как много общего в собирательных деталях обыденной жизни.

Спасибо тем, кто как Екатерина, может облечь наши мысли, чувства, благодарность в слова, которые мы и произносим.

 

Логинова, Анастасия. Загадка для благородной девицы : роман : [16+] / Анастасия Логинова. – Москва : АСТ, Жанровая литература, 2020. – 317, [3] с.; 21 см. – (Детективъ минувших лет).

Если попытаться определить жанр этого произведения, то это семейная сага со своими скелетами в шкафу, и мистика, и детектив. Но всё это не наваливается сразу, а погружает читателя в повествование плавно. Действие происходит в удалённой усадьбе с таинственной атмосферой старинного поместья и сада с большим количеством людей. Здесь и хозяева, и слуги, и родственники, и гости. Юная Лидия Гальянова – главная героиня романа, девочка с идеальным воспитанием, безупречными манерами. Родилась в Париже, в 9 лет потеряла родителей, и попечителем графом Шуваловым отдана в Смольный институт благородных девиц. Она сопровождает свою лучшую подругу Натали в поместье, так как при смерти находится её отец. Ей хочется пожить на воле, ведь впереди у Лидии нелёгкая жизнь гувернантки. Попадает она в разгар событий сложных, запутанных, завязанных на наследстве. Лидия – любопытная особа, умудряется увидеть то, что не предназначено для её глаз, и попадает в неприятности. Но истина для неё дороже всего! Вокруг неё много персонажей, отношения с которыми сложны и запутанны. Наталия Эйвазова – лучшая, самая близкая подруга, но в конце повествования рвутся все отношения. В отношениях с Евгением Ильицким всё происходит наоборот: от резкой неприязни до зарождения дружбы и любви. Герои удивляют, часто переходят из позиции положительных в отрицательные. В книге есть убийства, тайные ходы, семейные загадки и любовь. Лида помогает распутать преступление и узнаёт многое о своём происхождении. В декорациях XIX века лихо закручивается история. Радует хороший язык романа. Написано неторопливо, но напряжение чувствуется. Наша пытливая смолянка разгадывает все тайны. Я же до последнего металась в догадках, пыталась понять «кто виноват».

 

Чарская, Лидия. Записки институтки ; Дикарь: [повести : 12+] / Лидия Чарская. – Харьков : Клуб Семейного Досуга, 2019. – 284, [4] с.; 21 см. – (Великие романистки XIX века).

Книга вышла в серии «Романтика XIX века». Лидия Алексеевна посвятила её подругам, «бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года». В центре повествования Людмила Влассовская, которая едет из-под Полтавы в женский сиротский институт. Ей предстоит жить вдали от мамы и младшего братишки. Трогательно описано первое в жизни расставание десятилетней девочки с домом, семьёй, образом жизни. Ей предстоит привыкнуть к дисциплине, стать частью коллектива, который в ближайшие семь лет будет её семьёй. Лидию ждёт жёсткий распорядок дня, общая спальня с четырьмя рядами кроватей, умывальник с холодной водой, обязательная форма и скромное меню. С тоской по дому ей помогает справиться юная княжна Нина Джаваха, гордая южанка. У Нины нет матери, отец – боевой генерал. Она становится самой близкой подругой Люды.

В институте существует своя иерархия, свои традиции. Девочки делятся гостинцами, заступаются друг за друга. К кому-то из преподавателей дети льнут, кого-то просто терпят. Мы сидим за одной партой вместе с ними, переживаем, поедаем сладости, страдаем и тоскуем. Автор показывает история большой дружбы и соперничества. Даже в кругу маленьких «седьмушек» разгораются нешуточные страсти. Воспитание институток идёт в ключе высокой нравственности, они посещают церковные службы, соблюдают посты.

Незадолго до каникул скоропостижно от чахотки умирает княжна. Эта утрата очень тяжела для Люды. Память о ней будет жить всегда. Эмоции, чувства, дружба – всё было через край. История, рассказанная нам, трепетная, наивная и грустная. Лидия Чарская пишет о том, что прошла сама. По мнению многих, это лучшее её произведение. Его высоко оценила Марина Цветаева, одной из героинь она посветила даже стихи.

Надо прочесть эту книгу, чтобы понимать ушедшие поколения девочек, девушек прошлого века.

Выбрать книгу для души вам поможет электронный каталог. Читайте, размышляйте, сравнивайте, учитесь!

Размышляла над женскими судьбами Марчук
Анна, главный библиотекарь
Центральной городской библиотеки

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 611
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх