Что такое «женская проза»? Понятие из литературоведения, особый социокультурный феномен, журналистский штамп или же вовсе попытка принизить хорошую, качественную литературу, применив к ней гендерный признак? Отличаются ли книги, написанные писателями-женщинами, от книг, написанных мужчинами? На мой взгляд, ответ на этот вопрос также очевиден, как различие мужской и женской психологии, восприятия мира, способа мышления. «Женская проза» – это отражение женских мыслей и женского мироощущения на страницах написанных книг. Но странно и неправильно было бы утверждать, что эти произведения адресованы исключительно женщинам. Скорее, они – для любителей хорошо выстроенного сюжета и психологически тонко выписанных персонажей, которые не преодолевают в нелёгкой борьбе определённые ситуации, а стремятся прежде всего извлечь из них жизненные уроки.
Серия «ОДОБРЕНО РУНЕТОМ» широко известна читателям по таким «хитам», как «Дневник Домового» Евгения ЧеширКо и сборникам рассказов «Таксичная книга» и «БеспринцЫпные чтения». Теперь в этой серии вышел сборник успешного сценариста телевизионных каналов, популярного блогера и степдап-комика Жуки Жуковой. Книга «Аристократка на мели» в 2019 году была отмечена премией «Рукопись года». По признанию самого автора, «это мои собственные мысли, те, которыми мне хочется делиться с читателями». И Жука Жукова делится наблюдениями о том, что она видит и слышит за столиком в кафе, в очереди в «Дикси», в театре, на работе, в разговорах с подругами, родителями, коллегами, бабушкой… «Необыкновенно женственные и женские сценки, написанные буквально с натуры», – из отзывов читателей в одном из блогов. И если считать по-настоящему глубоким человеком того, кто способен иронизировать прежде всего в отношении себя, – это как раз Жука (Жаклин). Подруга попросила прийти в кафе, где она встречается со своим новым кавалером, чтобы оценить ухажёра? Наша героиня придёт и не упустит ни одной мелочи, но вот устроит ли её вывод подругу? О мужской и женской солидарности, семейном счастье и желанных туфлях, «Санта-Барбаре» и походе в лес за грибами, детях и бабушке, вине и PR пороках – читайте в этих небольших незатейливых афористичных рассказах. «Ведь главное в жизни не то, что рядом любимый человек, а то, что нет нелюбимого». «Скучным быть не стыдно, а одиноким – очень». «Мужья приходят и уходят, а подруги на всю жизнь».
Наша жизнь такова, что телесное всегда заботит человека больше, чем духовное, и о душе почти все мы задумываемся лишь в определённые, как правило, кризисные моменты. Когда теряем близкого человека. Когда приходит старость или настигает болезнь. Когда приходится делать сложный выбор. В минуты сильного потрясения. Рассказы этого сборника – разные, порой шокирующие, такие как «Дракон и Феникс», «Туши, туши, где их души» или «Аутопсия», порой мистические, как почти все во второй части книги. Один из самых светлых, как ни странным это покажется по его названию, – рассказ «Алиса покупает смерть». Он – о поздней любви и надежде на будущее. А ещё о том, что жизнь подчиняется отнюдь не нашим планам, а совсем другим законам… Рассказ «Серпантин» посвящён памяти Екатерины Гениевой, филологу и библиотекарю, одному из авторов «Большой Российской энциклопедии», генеральному директору Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (с 1993 по 2015 год). «Библиотечные работники, окружённые ветхими книгами и устаревшими новостями, – народ консервативный по своей охранительной природе, противящийся любым, даже самым незначительным новациям вроде переноски каталожного ящика из одного угла подсобного помещения в другой. Тогда, в начале компьютерной эпохи, возник глубокий водораздел, который одни люди перешагивали – кто легко, кто с великим трудом, – а другие признавали, что навсегда останутся в том мире, где библиографические карточки, исписанные аккуратным почерком, надёжно нанизаны на металлический прут. Там ведь было всё что надо: название книги, фамилия автора, выходные данные…»
В этот сборник Дины Рубиной вошли рассказы, объединённые общей темой Рода. «А потом ты просто осознаёшь со слепящей ясностью, что ты и есть – просто звено в этой цепочке рода, просто ячейка генов, просто ступень в бесконечность бесконечных переплетений родственных жизней от Евы до… может быть, другой Евы? И тогда ты мысленно раскидываешь руки, пальцами правой касаясь давно истлевшей руки собственной бабки, а пальцами левой – маленькой юркой ручки собственной внучки, и удовлетворённо понимаешь: ты на месте. Ты там, где, даже и умерев, положено тебе стоять во веки веков». Рассказ «Дорога домой» – детские воспоминания о побеге из пионерлагеря: восьмилетняя девочка идёт всю ночь «под лохматым от звёзд горным небом», чувствуя себя, с одной стороны, осью Вселенной, а с другой – бесконечно одинокой на этом пути. О еврейской бабке Рахиль, её ташкентском домике на Кашгарке и бесконечных историях из «живой жизни», расцвеченных словами на идиш и открывающих внучке целый огромный мир, – рассказ «Бабка». О прабабке-цыганке и тёте Берте, плеснувшей серной кислотой в совратившего её двоюродного брата, – рассказы «Цыганка» и «Душегубица». Неожиданная встреча лицом к лицу с одним из героев семейных историй – в рассказе «Яблоки из сада Шлицбутера». В сборник вошли также другие известные рассказы Дины Рубиной: «Ружьё для Евы», «Воскресная месса в Толедо», «Я и ты под персиковыми облаками». «Вкусный», богатый язык писательницы, тонкий психологизм и наблюдательность – всё это способствует погружению в чтение, от которого не хочется отрываться.
Если вы привыкли к лёгкой и оптимистичной прозе Маши Трауб, то эта книга может показаться непривычно депрессивной. Хотя в ней, как и в других произведениях Маши, чередуются грусть и радость, безысходность и надежда. Главная героиня романа Людмила Никандровна – врач-психиатр. Она уже в возрасте, и на её плечи легла забота о внучке Марьяше. Со взрослой дочерью отношения не сложились, да и других забот тоже хватает – с младшим братом, с мамой, у которой началась деменция. Людмила Никандровна очень боится, что с Марьяшей она совершит ту же ошибку, что в своё время с дочерью – упустит, воспитает не так, как нужно. «Врачу, исцелися сам!» – гласит известное выражение. Так и здесь. Собственные проблемы настолько давят на героиню, что она не в силах абстрагироваться, а вдруг делится ими с пришедшей на приём пациенткой по имени Анна. Неожиданно для себя Людмила начинает не выслушивать Анну, а сама рассказывать о своей жизни. Что самое интересное – Анна и дальше продолжает приходить к доктору на сеансы и слушать её рассказы. Вместе с ней погружается в разные жизненные ситуации читатель… Где-то и в чём-то узнаёт себя. Сопереживает, пытается найти выход, обрести душевное равновесие. Зачем эти странные сеансы с психиатром нужны самой Анне и сможет ли разобраться в себе и в своей жизни Людмила Никандровна?.. В книге много запоминающихся цитат, которые остаются с вами и после того, как прочитана последняя страница. «Никогда не знаешь, что тебя спасёт, – любил повторять дядя Коля, – иногда и пирожка хватает». И этот рецепт я тоже выучила на всю жизнь. Никогда не знаешь, что тебя может вытащить и заставить жить». «Как оказалось, радоваться успехам ребёнка, в миллионный раз слушать выученный стишок, плакать от умиления над его нелепыми поделками или первыми каракулями очень просто, проще, чем кажется. Надо только разрешить себе не сдерживаться».
Как всегда при чтении произведений Марии Метлицкой, с первых же страниц читатель погружается в мир её героев. Автор – талантливый рассказчик и внимательный, тонкий наблюдатель. Часто в книгах Метлицкой на первый план выходит даже не сюжет, а психологические портреты персонажей и размышления о судьбах, взаимоотношениях в семье, совершённых ошибках и заслуженном счастье. И о том, что пути к столь желанному счастью редко бывают простыми и ясными. Сегодня Вера Стрельцова успешна, обеспечена и любима. А значит, счастлива? По крайней мере, внешне она абсолютно благополучна. У неё взрослый сын от первого брака, тоже успешный и вполне состоявшийся. Второй брак по всем статьям намного удачнее первого, а муж Геннадий влюблён в Веру, как мальчишка, все тридцать лет их совместной жизни. Дом за городом, машина с водителем, украшения, наряды и путешествия – весь мир брошен к её ногам. Но вот на свадьбе собственного сына Вере Андреевне совсем нерадостно. Предательски дрожат и подкашиваются ноги, и близко слёзы. Это не просто волнение новоиспечённой свекрови – на свадьбу сын пригласил отца, первого мужа Веры. И как ни уговаривай себя, что всё давно прошло и забыто, воспоминания о первой любви не отпускают… Невольно вспомнились строки Юлии Друниной: Не встречайтесь с первою любовью, Пусть она останется такой – Острым счастьем или острой болью, Или песней, смолкшей за рекой… «Прочитать книгу Марии Метлицкой – всё равно что поговорить с лучшей подругой, которая может утешить, дать совет и поддержать, когда это необходимо». С удовольствием погружалась в тонкий, | |
Просмотров: 251 |