MENU

Выпуск 10

 

В журнале «Родина №9 за 2025 год статье «Распятая песня» Вячеслав Недошивин знакомит с Анной Барковой, поэтом от Бога. Три ареста и двадцать пять лет тюрем и лагерей не убили поэзии в её сердце.

За «философию завтрашнего дня», за критику власти, за неопубликованные книги фактически убили «преждевременного человека», Анну Баркову. Она во многом предсказала события, которые случились после её смерти и даже происходят сейчас. «Вечно не та» – так говорит она о себе в стихах. В её жизни не было литературного Петербурга, классической гимназии, домашней близости к культуре. Нежеланный пятый ребёнок в рабочей семье, видевший фабричный дым за избяным окном, обвалившийся потолок над кроватью лила слёзы над прочитанными с пяти лет книгами про «сиянье жизни». В дневниках девушка язвила всех и вся. А сама мечтала о величии, славе через духовное творчество. Стихи Анны восхитили Луначарского, сравнившего её с Ахматовой, и он перетащил нескладную дикарку в свою квартиру в Москву, дал работу. За кремлёвской стеной она поняла, что «революционная справедливость на глазах оборачивается избранностью». И тогда появилось письмо о том, как ей опротивела ложь и сам Луначарский с его покровительством. Получив 6 лет лагерей, Баркова просит Ягоду её расстрелять, ибо с обвинениями в контрреволюции и измене она не сможет вернуться к писательской профессии. В лагере в Казахстане она заработала туберкулез и написала сотни стихов, которые она перестала записывать, чтобы их не уничтожили, а запоминает наизусть. И чем острее против нее ощеривался мир, тем злее становилась и она, сухая, колючая и одинокая. «Во что верю я сама? Ни во что. Как можно так жить? Не знаю». Новый арест по доносу в 1947 году, этап в приполярный Абезь, где нельзя было ни шить, ни вязать, и даже плакать. Но рождающиеся стихи и поэму «Вера Фигнер» она вновь учила наизусть. Реабилитирована была Анна всего на один счастливый год! И опять десятка за неопубликованные книги, за мысли, за стойкость, за неумение врать. На урне с прахом Анны Барковой написано «Русский ветер меня оплачет». О судьбе Анны читайте на страницах 60 – 67.

В рубрике «Семьи Родины» на страницах 68 – 73 Яков Миркин в публикации «Двое, сын и обезьянка Иони» рассказывает об удивительном научном эксперименте и великой любви. В 1911 году 22-летняя курсистка Надежда Ладыгина, отличница, вышла замуж за своего профессора, г-на Александра Котса, читавшего курс по дарвинизму на Московских высших женских курсах, которому был 31 год. Красавица, косы ниже пояса, влюбилась в него раз и навсегда. А он называл её эльфом. И стал главным фотографом в её жизни. Главные снимки – она и детёныши. Их два – Руди, сын, дитя человеческое, и Иони, обезьянчик, дитя-шимпанзе. Надежда холила, любила, воспитывала, как «мать» и записывала все в подробных протоколах – о жизни, мимике, о каждом шаге обезъянчика, об опытах с ним, чтобы понять, насколько он близок к человеку. Тысячи страниц, сотни фото. То же самое она сделала со своим сыном, собрав более 3000 страниц протоколов, которые велись каждый день. А потом сравнила. Столкнула ежедневные наблюдения за ними, снимки, зарисовки страха, радости, ласки, плача, защиты. И всё это в развитии – годы детской жизни, день за днём. Но как же всё-таки похожи дети шимпанзе и человека! Никто до этого никогда так не делал, ни нам Западе, ни на Востоке. Никто и после. Да кто они такие? Россия XX века в огне, голоде, войнах, а они будто в купели, делали то, что они любят, и еще любили друг друга. Они сходили с ума по науке, по неизвестности, по объяснению тайн жизни. Упёртые, влюблённые друг в друга и в науку, счастливые и радостные, Александр и Надежда оставили нам свои творения. Она – разгадки тайн человека, он – огромный музей.

Хранение: ЦГБ, БФ №1

В сентябрьском номере журнала «Вокруг света» за 2025 год размышляют о теории поколений. В СМИ мелькают бумеры, зумеры, миллениалы, люди X, Y, Z и «альфа» каждые 15 – 20 лет на смену одному поколению приходит другое. В 2025 году начали рождаться люди поколения бета. Уильям Штраус и Нил Хоу определили границы между поколениями и выявили их характерные особенности. В развитии общества они выделили повторяющиеся циклы из четырёх стадий: Подъём, Пробуждение, Спад и Кризис. Также друг друга сменяют четыре архитипа поколения: Пророк, Странник, Герой, Художник. Хотите узнать, к кому относитесь вы? Читайте «Теорию поколений» на страницах 40 – 41.

Дарья Вонюкова на страницах 21 – 29 в статье «Земля тысячи королей» рассказывает о путешествии по Камеруну. «Африка в миниатюре» – так называют эту страну, в которой живут сотни этносов и где реалии современного мира переплетаются с наследием древности. Осмотр культурно-исторических центров страны начался с крупного портового города Дуале в компании двух сопровождающих и водителя, принадлежащим к разным этносам. В высокогорных саваннах Камеруна среди горных хребтов прячутся крупные и мелкие королевства. В них сохраняются власть традиционных правителей, королевские ритуалы и развитая художественная традиция. Автор публикации побывала на настоящем дворцовом приёме. Его величество Наянг Тукам принимал по-домашнему в гостиной, где рядом с традиционными предметами дворцового декора находится огромный телевизор и множество фотографий. Огромная часть скульптур и декора, созданных до 1950 года, вывезена в европейские страны. на севере возле озера Чад, в предгорьях Мандара живут скотоводы – фульбе, исповедующие ислам. Дворцы местных правителей – ламидо – устроены по мусульманской традиции, но с необычными травяными крышами. Жители Центрального и Южного Камеруна бережно хранят историю рода. Они помнят имена пятнадцати поколений предков и хоронят членов семьи перед входом в жилище.

Хранение: ЦГБ, БФ №1

В журнале «Думай» №8 за 2025 год читатели узнают об идеальной геометрической фигуре, что вызывает полярное сияние и как приручили пшеничные зёрна. Иоланта Лялите в публикации «Гомеопатия: наука или шарлатанство» повествует об истории появления гомеопатии. Новое направление стал развивать немецкий врач Христиан Фридрих Самюэль Ганеман в конце XVIII века, разочаровавшись в медицине своего времени. Гомеопатическое учение основывалось на внимательном общении с больным, на тщательном изучении истории болезни, на рекомендациях отказа от вредных привычек. Но с точки зрения доказательной медицины гомеопатические препараты считаются неэффективными, так как это учение основывается на принципе «подобное лечится подобным». Какие доводы приводят сторонники и противники гомеопатии, читайте на страницах 30 – 35.

На страницах 50 – 54 Никита Копа рассказывает об истории появления часовых поясов. Мы привыкли во время дальних путешествий переводить стрелки часов в ту или другую сторону. Современной системе часовых поясов чуть больше ста лет. Разное местное время не было проблемой до появления железных дорог в первую очередь в Великобритании. Было предложено установить единое время на всех железных дорогах этой страны. За него было принято солнечное время Гринвичской королевской обсерватории. В других странах за единое время принимали время столицы. А в 1869 году американский профессор Чарльз Дауд предложил поделить страну на четыре часовых пояса. Окончательно поясное время было принято в 1918 году. В Советском Союзе поясное время было установлено в 1924 году. Почему люди стали переходить на летнее время, где проходит линия перемены даты и какое время в Антарктиде, узнаете из публикации «Как договориться со временем».

Хранение: ЦГБ, БФ №1

На страницах 156 – 173 журнала «Караван историй» №9 за 2025 год в рубрике «История» А. Пахомова подготовила материал «Иван Бунин. Почему поссорился с Чеховым и на что истратил всю Нобелевскую премию?» В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Бунина. Казалось бы, в его биографии всё давно изучено, но до сих пор исследователи находят новые факты. Особенно о натуре, характере писателя, который всегда удивлял современников. Одним он казался высокомерным и отстранённым. Другие утверждали, что он горяч, как вулкан и способен на всё. Может и правда, ведь он всю жизнь мечтал путешествовать по свету, не имея ни дома, ни имущества.

Истоки его творчества – Орловщина, куда его привезли в 4 года, и здесь он напитался любовью к России. В гимназии Иван не вписывался ни в какую систему, а дома легко изучал латынь и английский. Занимался его образованием старший брат. В 1889 году начал печататься в «Орловском вестнике», стихи, рассказы. К прозе стал тяготеть под воздействием Льва Толстого, от которого получил и наставления: «Не ждите много от жизни, лучшего времени, чем теперь, у вас не будет. Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими». Самой большой мечтой Ивана было издать свои стихи. В 1898 году выходит его первый сборник «Под открытым небом».

В публикации развенчиваются многие мифы о биографии Бунина. Один из них о ссоре Бунина и Чехова. В семье Чехова Бунин был своим человеком, всегда желанным и принятым. Чехов вспоминает о нём, как о младшем брате. Да и Бунин говорит, что «у меня ни с кем из писателей не было таких отношений, как с Чеховым». Была ли эта ссора? Ещё один миф – это сознательный отъезд Бунина из страны. Хотел ли он вернуться? Перед эмиграцией он жил, как нам пороховой бочке, но понимал, что за границей он никому не нужен. И если потом мечтал вернуться домой, то в былую страну, потому что сегодняшнюю реальность не принимал и принять не мог. В 1926 году в Грассе он встретил Галину Кузнецову, которая перевернула всю его жизнь. Она стала ученицей, музой, возлюбленной. Вера Николаевна сильно любила мужа и смирилась, приняла её в доме как приёмную дочь. Награждение Нобелевской премией в 1933 году льстило Ивану Бунину, доказывало признание его творчества и успех. Но не менее важен был и денежный чек на 715 тысяч французских франков. Но писатель никогда не был практичным человеком, и считал, что должен помочь нуждающимся. Через два года он оказался в том же финансовом положении, что и до премии – раздал всё нуждающимся и чужим людям, заходившим в дом. Так каким же был Бунин? Нежный, деликатный, не любившим обнажать свою душу нам людях. Или – со взрывным характером, «капризен и привередлив, как истеричная красавица». И сам автор: «Я легко плачу – от горя, от обиды, от радости». Михаил Дунаев: «Одиночество Бунина определено, прежде всего, его чувством своей выделенности из общего ряда. Однако эта выделенность приносила ему не удовлетворение, а страдание и тоску».

Хранение: ЦГБ, БФ №1

Листала журналы Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 54
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх