MENU

Выпуск 11

 

Главная тема журнала «Родина» № 10 за 2025 год – 130 лет Сергею Есенину. На страницах 10-51 размещены публикации, посвящённые поэту «Знакомый ваш Сергей Есенин».  Сам Сергей Александрович дневников не вёл. Ведущий рубрики «Дневники Родины» Петр Базанов предлагает заглянуть в дневниковые записи его современников, которые дают совершенно противоположные оценки жизни и деятельности поэта. На страницах 12 – 18 в статье «Я его очень люблю, но ужасно неприятно иметь с ним дело…» читатель увидит воспоминания Галины Бениславской, поэта Рюрика Ивнева, писателей Ильи Эренбурга,  Дмитрия Фурманова, Михаила Пришвина, Юрия Олеши. «Есенина понимали и любили при жизни. Была в его стихах та сердечность, то необыкновенное звучание, которые покоряли даже людей, против него настроенных…» и «Он – хищник, интриган, коварный, вот уж на кого нельзя положиться». «Есенин пьян своей поэзией, он тонет в ней, он махнул рукой на мир, он мучительно отрывает куски своей души и воплощает их в звучные строки», – делится Давид Самойлов.

Постоянный автор «Родины» Петр Базанов вырос в атмосфере любви к есенинским стихам – его дед Василий Григорьевич, доктор филологических наук изучал творчество Есенина, любил его и старался всегда на него походить, даже подбирал похожие пальто и кепку. Есенин для того поколения был кумиром: «не надо рая, дайте родину мою». Он дружил с сёстрами поэта, вместе с ними готовил к изданию шеститомник произведений Есенина. Василия Базанова интересовали взаимоотношениями Есенина и других поэтов того времени: Владимира Маяковского, Алексея Кручёных. Читайте об этом в статье «Есенинские берёзки моего деда» на страницах 19 – 21.

На страницах 38 – 43 Вячеслав Недошивин, ведущий рубрики «Литературный салон Родины», в публикации «Есенин. Москва. Дом за домом» предлагает пройти по полузабытым адресам и повспоминать. «Я люблю этот город вязевый», − писал поэт. За 13 лет он сменил 24 адреса в столице. Квартировал в чужих гнездах, у земляков и любимых женщин.

Шестнадцатилетний поэт-подсолнух с сундучком под мышкой приехал весной 1912 года в восстановленный потомками дом к родному отцу. Должен был стать мясником, но заартачился… И хоть говорил родитель ему, чтоб не отбивался от своих, но привыкший драться с детства, и сюда приехал тоже драться, не знал только, против кого и зачем. И уже в другом доме, спустя несколько лет, напишет: «Жизнь – глупая штука. Ничего в ней нет святого, один сплошной хаос разврата». И порвал последнюю сердечную связь с деревней, «тургеневской девушкой» Маней Бальзамовой, и чуть не погиб. «Все и каждый любит себя и желает, чтобы всё доставляло ему… наслаждение. К чему же жить мне среди таких мерзавцев?». Став в 1914 году отцом, просил жену Аню петь сыну больше песен, а уезжая в Питер, лишь шепнул ей: «Я скоро». В Питере Есенин женится на Зинаиде Райх, потом будут ещё две жены и целая непутёвая сложная жизнь: новые друзья, коммуны, ватаги.  Но за пять дней до смерти заедет вновь к ней и скажет: «Наверное, умру». Но Аня, храня верность ему, всё равно будет ждать.

Ему хотелось славы Пушкина, он ждал признания ценителей, а его считали крестьянским поэтом. Не отсюда ли алкоголь, который стал действовать на него как порох? Драки, пьянки, разбитые окна, полиция, какие-то врачи. Он уже не мог остановиться в разрешенной себе страшной своей жизни.
Не жалею, не зову, не плачу, 
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный, 
Я не буду больше молодым…

Хранение: ЦГББФ №1

Журнал «Караван историй» № 10 за 2025 год рассказывает о главном архитекторе храма Христа Спасителя в статье «Дорога к храму» на страницах 156 – 175. Для Михаила Посохина назначение на должность главного архитектора проекта воссоздания храма Христа Спасителя стало поворотным событием всей жизни. У храма действительно трагическая история: в 19 веке он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона, а в 1931 году снесён советской властью. Восстанавливать его начали в 1995, а 25 лет назад храм был освящён и стал самой главной православной святыней России.

Михаил Посохин – потомок просветителей Сибири, его отец строил важные объекты города. И у самого Михаила много знаковых строений. Но именно восстановление храма было отправной точкой не только профессии, но и жизни. Архитектор рассказывает о том, как проект восстановления храма воплощался в жизнь, с какими трудностями пришлось столкнуться. Этот храм подарил Михаилу дружбу с великими людьми: Патриархом всея Руси Алексием и Мстиславом Ростроповичем. Его Святейшество осматривал всё и участвовал во всех этапах, даже выбирался на кровлю храма. Это был мощный человек с сильной и теплой рукой, выдержанный и мудрый. На строительство храма приезжал часто и Ростропович, он просто болел душой, ему было важно ощущать, что есть люди, которые делают что-то важное для возрождения страны.

Отец привил Михаилу любовь к живописи, он пишет маслом пейзажи, натюрморты и свою жену, которая вдохновляет его на творчество. Именно она стала организатором выставок его картин, последняя из которые пр вошла в Академии художеств.

Михаила радует то, «что в Москве есть целая площадь, где главный объект, высотка, сделан отцом, а пространство вокруг сформировано сыном, − это моя благодарность отцу».
В журнале о своей жизни и творчестве рассказывают известные актёры Екатерина Климова, Евгений Стебунов, Алёна Коломина.

Олег Перанов вспоминает одну из самых красивых актрис советского кино Элину Быстрицкую в публикации на страницах 123 – 138 «Незаметный герой. Элина Быстрицкая». 

Хранение: ЦГББФ №1

В журнале «Вокруг света» №8 за 2025 год в публикации «По одежке встречают» Ксения Герасимова рассказывает о своём путешествии по Тибету,  о жизни местных народов и традиционном тибетском костюме. Климат Цинхай-Тибетского нагорья, которое находится на высоте 4-5 тысяч метров над уровнем моря, суров. Организму приходиться адаптироваться к холоду, недостатку кислорода и прямым солнечным лучам. Тибетцы за сотни лет создали свою уникальную культуру. В деревнях скотоводы круглый год носят чупу, в которой можно спать на снегу, как в спальном мешке. Многие уезжают в город на заработки, где традиционную тибетскую одежду носят только по праздникам. В столице провинции Сычуань, Чэнду, слились разные эпохи и культуры. Здесь вперемежку стоят храмы, ресторанчики, клиники традиционной медицины.

Когда-то Тибет был важным отрезком Великого шёлкового пути. Одежда и быт меняются, но люди помнят и ценят свою культуру.   Чупа, бангдиан, гампа-ши, таши жа – что носят тибетцы, нужна ли им европейская одежда?  Читайте на страницах 16 – 23.

Елизавета Муравьёва в статье «У вас такие перья!» на страницах 46 – 51 рассказывает о райских птицах, которые в викторианскую эпоху были практически уничтожены. В Европу они попали в 1552 году в виде тушек без ног – так их разделывали охотники-туземцы. Поэтому и родилась легенда, что райские птицы безногие. И только в 1862 году британский натуралист Альфред Рассел Уоллес доставил в Англию пару живых птиц и продемонстрировал наличие ног у них. Привезённые птицы интересовали не только научный мир, но и аристократию, и торговцев: яркими экзотическими перьями украшали дорогие наряды. Гватемальский квезал, южноамериканский котинг, цейлонская джунглевая курица и другие виды тропических птиц завозили в Великобританию, чтобы пустить на украшение шляп или приманку для рыб. Лососевые мушки, имитирующие насекомых, делались из овечьей шерсти, кроличьего меха и куриных перьев. Но с течением времени для приманки стали использовать экзотичные материалы, перья райских птиц, например. Одна приманка для лосося могла состоять из 19 элементов. Многие виды птиц оказались на грани вымирания, а некоторые исчезли совсем. Это было самое грандиозное уничтожение дикой природы за всё время существования планеты. 

Хранение: ЦГББФ №1

Листала журналы Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 7
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх