MENU

Выпуск 5

Главная тема журнала «Родина» №4 за 2025 год – «Вьетнамский призыв». На страницах 18-59 размещён материал о той далёкой войне, повествующий о том, чем она стала для Советского Союза. Кино- и фотодокументы из собрания РГАКФФД запечатлели участие советских военнослужащих в операции. Вьетнамская война началась в 1960 году в Южном Вьетнаме, который США рассматривали как форпост против влияния СССР.

Чужого горя не бывает,
Кто это подтвердить боится, ─
Наверно, или убивает,
Или готовится в убийцы...

Так Константин Симонов объяснил необходимость поддержки вьетнамцев. В стране находились в командировке около 6359 генералов и офицеров, более 4,5 тысяч солдат и сержантов срочной службы. Безвозвратные потери составили всего 16 человек. В публикациях и письма участников, и дневник генерал-майора Евгения Анциферова; восстановленная дочерью боевая история Виталия Смирнова, погибшего на этой войне. Василий Авченко публикует «Балладу о спасательном буксире “Аргус”», который дежурил во вьетнамских водах год и три месяца без перерыва. Антон Валагин рассказывает, что старенькие рыболовные суда переоборудовали в разведывательные корабли, которые отслеживали перемещения американского флота, пеленговали В-52 из трюмов. Николай Роганов повествует о поиске в джунглях места гибели летчика Юрия Пояркова – через 47 лет его нашёл Нгуен Ле Ань, ребёнок войны в благодарность советским солдатам.

На страницах 70-75 опубликовано эссе Якова Миркина «Великая тайна Шаляпина», из которого можно узнать, что же удерживало в жизни русского гения, обречённого на уничтожение. «Целыми днями, полуголодный, я шлялся по городу, отыскивая работу, а её не было».

Голодное детство в полупьяной семье, где его называли стерва, рожа или лоботряс: «Я приходил в отчаяние, в исступление, готов был просить милостыню, но не решался и, наконец, задумал покончить с собой». Что же держало его на плаву и помогало в самые страшные времена? Его Голос, десятикратно усиленный Богом. Театр – самое захватывающее место в мире. Память, слух, сильное тело. «Был вынослив, как верблюд, мог петь круглые сутки». Чудом выучился читать. В 11 лет выучился играть на скрипке. Сам. В 12 декламировал на улицах «Медею». Пел на итальянском и французском, за ночь учил оперные партии, не имея никакого музыкального знания. Наконец, учёба у профессионала, который видел талант, учил бесплатно и кормил обедом. Это фортуна, в которую Шаляпин всегда верил, наконец-то, улыбнулась. В 21 год началось завоевание Москвы и Петербурга: его сильный голос был неотразим. Фёдор не только пел, он ещё и играл, как актёр, свежо и сильно. Но ещё не раз он падал и поднимался. В революцию всё потерял, в эмиграции всё вернул. В мировой кризис 1929 года снова всё разрушено. И снова вернул. «Я устал выпрашивать у жизни деньги. Но с ними я буду свободен и не унижен».

На страницах 76-83 в статье «Алиса, Лу и Натали» Вячеслав Недошивин знакомит с петербурженками, ставшими на Западе классиками мировой литературы. Молоденькие девушки, жившие когда-то в Петербурге, стали выдающими писательницами, основавшими направления и школы и снискали славу. А кто знает их на родине? Натали Саррот критики назовут «константой века» за верность её стилю, который не поддавался влиянию ни школ, ни направлений. Известность пришла к ней в 1939 году выходом романа «Тропизмы». Президент Жак Ширак назовёт её великой писательницей, ставшей родоначальницей жанра «антироман» и выдвигаемой на Нобелевскую премию

 Лу Саломе, потомственная русская дворянка, фантастическая женщина, сводившая с ума множество мужчин. Влюбленный Ницше после долгих бесед с Лелей сходит с ума от любви, она для него олицетворяет саму жизнь. Помимо стихов и прозы, она занималась и психоанализом, спасая тысячи жизней напуганных, разочарованных немецким фашизмом людей.

Айн Рэнд, которую называли «колючий пушистик, прославила своим творчеством Америку. Вряд ли один из её почитателей, Дональд Трамп, знал, что звали её Алиса, и была она дочерью аптекаря в далеком Петербурге. Но уже более полувека она известна как прозаик и драматург. Её трёхтомный роман «Атлант расправляет плечи», называемый «второй Библией», и нынче в тренде. Он про то, как стать богатым и влиятельным, и что деньги – это главное. Сильную и жёсткую женщину, исповедовавшую «разумный эгоизм», сравнивают с Достоевским, а её творчеством занимается целый институт в Калифорнии.

Хранение: ЦГБ, БФ №1

В журнале «Караван историй» №4 за 2025 год на страницах 6-29 опубликован интервью с современным художником Никасом Сафроновым «Мой гениальный пиарщик – это время». Никас уверяет, что успешная карьера включает много составляющих: работоспособность и интерес к путешествиям, встречи со звездами и их портреты, многочисленные выставки и огромное количество интервью, преподавание и мастер-классы. Он никогда не пытался попасть в «звёздный» круг избранных. Дружит художник только с теми людьми, с которыми ему комфортно проводить свое время. Никас из многодетной семьи, 8 человек ютились в двух комнатах барака. Но он всегда мечтал. Хотел стать моряком, но понял, что это скучная жизнь. Он любил рисовать, и начинал срисовывать сюжеты из книг, но всегда привносил свои фантазии. В художественном училище начинал «неистово» овладевать мастерством, искать формы и стили. «Не пыжился, не вырывался. Но всегда был уверен, что, когда-то вырасту, буду путешествовать по всему миру». У него не существовало внутренних границ и запретов. Всегда отличался легкостью, влюбчивостью. «Я люблю людей, люблю мир. Люблю близких, родственников. Надо находить в своем сердце благодарность и говорить всем спасибо, не завидовать и постоянно учиться, тренироваться, заниматься и в конце концов, ты взлетишь». Очень долго искал свое место: изучал иконопись в Загорске, оттачивал мастерство в Суриковском институте. И однажды во сне понял, что «я – Художник». Более половины своих гонораров отдает на помощь нуждающимся, «потому что мы живем, чтобы помогать другим. Мне нравится помогать, для меня это естественный ход жизни». У него шестеро сыновей, он всех признал и им помогает. Когда-то отец хотел видеть его священником, у него в роду много служителей церкви. «Дорожу всеми, кого знаю: родными, друзьями. Не хочу их терять, мне важно знать, что они рядом, ─ меня это греет». «Наверное, я сентиментальный, в меру практичный, любящий своих близких. Мне жалко людей, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Мне жалко разрушать храмы. Я вообще человек душевный». А вы знали такого Никаса Сафронова?

Хранение: ЦГБ, БФ №1

Тема мартовского номера журнала «Историк» за 2025 год – юбилей Александра Грибоедова. В его биографии до сих пор много непрояснённых моментов. Кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Вече» Сергей Дмитриев занимается исследованием жизни и творчества писателя. В беседе с Вадимом Эрлихом он развенчивает мифы современного литературоведения. Главный из них в том, что Грибоедов ─ автор одного произведения «Горе от ума». Но им написаны ещё 5 пьес, интересных и в наши дни, поэмы, стихи, проза. Каким же было отношение к Грибоедову властей и императора, разделял ли он революционные идеи, о его трагической гибели, узнаете в статье «Неизвестный классик» на страницах 7-15. Арсений Замостьянов в публикации «Комедия о трагедии» на страницах 18-21 разбирается в многочисленных трактовках пьесы «Горе от ума». Автор не спеша собирал сюжетные повороты, эффектные реплики, коллекционировал героев и диалоги. Первую постановку в 1825 году закрыли. Премьера, где присутствовал сам автор, состоялась в декабре 1827 года в любительском театре в Эривани. Ещё в рукописном варианте пьеса разошлась по стране. К моменту выхода её в печати в 1833 году «Горе от ума» знала вся образованная Россия. Для славы не нужны публикации! Автор публикации рассказывает о всех героях пьесы, останавливается на трактовке образа Чацкого. До сих пор пьеса актуальна, её ставят в 30 театрах. И до сих пор зрители чувствуют, что среди нас встречаются такие персонажи.

На страницах 22-23 в публикации «Счастливые выражения» Евгений Тростин вспоминает крылатые фразы комедии. «Счастливыми выражениями» тогда называли те, которые становились поговорками. И Грибоедов на эти фразы нанизал всё содержание пьесы. Мы вспоминаем грибоедовские поговорки, даже не задумываясь об их происхождении. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А. С. Пушкин говорил о строках «Горе от ума»: «Половина из них должны войти в пословицу». Так и случилось.

Владимир Путин руководит страной 25 лет. Почему люди поддерживают его до сих пор? Об этом читайте на страницах 62-67 в публикации «Время Путина». Валерий Фёдоров, генеральный директор ВЦОМ беседует с журналистом В. Рудаковым и делится своими размышлениями, почему Putin – стал главным «брендом» России. Здесь же естьQR-код со ссылкой на рассуждения британского историка Доминика Ливена о исторической роли Путина.

Хранение: ЦГБ

В журнале «Дилетант» №3 за 2025 год много места уделено жене гениального поэта А. С. Пушкина – Натали. Каково это быть женой и вдовой Пушкина? Была ли она в чём-то виновата перед мужем? На эти и другие вопросы отвечают авторы публикаций на страницах 10-39. Евгений Бутман в статье «Чистейший образец» пробует разобраться, какой была Наталья Николаевна. Составить её цельный образ – непростая задача. Когда отделяешь лишнее – сплетни, напускной цинизм Пушкина, семейные рассказы её дочерей, то выясняется, что все эти откинутые элементы и составляли жизнь Натальи Гончаровой. Автор рассказывает о её детстве родителях, о сватовстве поэта, о появлении в её жизни Дантеса.

Ольга Журавлёва размышляет о браке Первого Поэта и Первой Красавицы, который активно обсуждали в свете, в статье «Саша плюс Таша». Мы узнаём об этом событии из многочисленных писем, рассказов и воспоминаний. Но от самой Натальи Николаевны, которую в семье звали Таша, почти не осталось ни дневников, ни писем. Зимой 1828-29 гг шестнадцатилетнюю Наташу начали вывозить на балы. Тогда-то её и встретил Пушкин, которому уже было почти 30, и отметил, что красоту девушки «только начали замечать в свете». Религиозная, тихая и закрытая Таша любит танцевать и играть в «горелки», она хорошо образована, знает языки и знакома с поэзией. Влюбилась ли Наташа в Александра Сергеевича? Как проходит помолвка и свадьба? Что говорят окружающие? Кто-то жалеет жениха, кто-то – невесту, а кто-то предвидит катастрофу. Сам же поэт очарован, «огончарован» и счастлив.

Хранение: ЦГБ

Листала журналы Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки
Просмотров: 53
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх