|
Главная тема журнала «Родина» №5 за 2025 год – восьмидесятилетие Победы. Под одной обложкой собран уникальный материал, позволяющий услышать и поговорить с участниками тех событий, которых остаётся всё меньше. На страницах 10-19 большая публикация «Ох, как тяжело подняться в бросок – грудью на шквальный огонь!..» посвящена взятию Берлина, где каждый дом, каждый двор был неприступным. Участники десятисуточного штурма Берлина оставили свидетельства, написанные кровью. Двенадцатилетний суворовец прошёл на параде Победы по Красной площади и вспоминает на страницах 28-38, что прямо перед ними бросали на брусчатку фашистские знамена. Татьяна Сухановская в статье «Поезд, прорвавший блокаду» на страницах 53-56 рассказывает о Дороге Победы, построенной в 1943 году под носом у немцев. Поезд, появившийся 2 февраля в Ленинграде, встречали криками «Ура!». За этим громкоголосым «ура» стояли тысячи измождённых людей, тянувших дорогу по болотам, через Неву, под прицелом врага. В публикации «Забывшие слово “смерть“» на страницах 44-47 Яков Миркин рассказывает о судьбе двух солдат, дошедших до Победы – на фронте и в блокадном Ленинграде – хотя должны были погибнуть. Сроки жизни в окопах исчислялись часами, днями и неделями, но были и те, кто прошёл всю войну и остался жив. Николая Никулина, хранителя Эрмитажа, от смерти спасали много раз, а половина его одногодков убита. Сам он считал, что остался жив случайно. «Человек с медленной реакцией редко выживал в войне… Вспоминаю, как в разведке словно зверь, чувствовал запах немецкого табака за 50-70 метров». Профессор-гигиенист Захарий Френкель, учёный от Бога. В блокаду ему было 72 года. Как же он выжил? В 1942 составил себе программу на год: 4 научных работы, очерк о Льве Толстом для книги об «активной старости», разгребал снег в городе, выполнял обычные работы по двору. Его Богом была физическая активность, его идея – активная старость, долголетие для всех – его цель. Каждый день он несколько часов физически работал, в саду, на огороде, заготовке дров. Он жил семьей и наукой. И всё выдержал. Преодолел все несчастья и был счастливым, со всей силой, когда это возможно. Владимир Снегирёв в рубрике «Летопись» поместил публикацию «Слова-пули Ильи Эренбурга». Почему в окопах так любили странного военного корреспондента в мешковатом пальто? На идеологический фронт были призваны лучшие перья страны. Но самым ярким стал Эренбург. За 4 года он написал и опубликовал около 2000 своих статей. Ему категорически был чужд суконный язык газетных передовиц: «Может быть фронтовикам нравились мои короткие статьи, потому что мне удавалось выразить частицу того, что люди тогда чувствовали». Эренбург вошёл в историю, как автор призыва: «Убей немца!» «По своему характеру, да и по воспитанию я человек XIX века. Я был склонен скорее к спорам, чем к оружию. Ненависть мне далась нелегко», – вспоминал он. Что же произошло с гражданским человеком, который призывал убивать? Читайте на страницах 57-61. Тема апрельского номера журнала «Историк» за 2025 год – поход князя Игоря на половцев в 1185 году. Почему он стал событием для современников и потомков, разбирается Антон Горский в публикации «Полк Игорев». Этот неудачный поход завершился гибелью всего войска и пленением самого князя, но стал сюжетом памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Автор рассказывает о жизни Игоря Святославича, личность которого оценивают по-разному. Одни считают его незначительным князем, чей поход привёл к ослаблению Руси. Другие называют талантливым полководцем и политиком. Кто же прав в этом споре читайте на страницах 7-13. Историки и литературоведы уже два века спорят о подлинности памятника и о времени его создания. А. Горский в статье «Спор о “Слове“ пробует в этом разобраться на страницах 16-19. О том, как складывались отношения русских и половцев, рассказывает в публикации на страницах 20-27 «От ненависти до любви» Ф. Успенский, директор Института русского языка РАН, в беседе с В. Рудаковым. Половцы появились в последние годы жизни Ярослава Мудрого. В летописях сообщается не только об их страшных разрушительных набегах, но и о совместных походах русских и половецких князей, о браках между Рюриковичами и родовитыми половецкими невестами. Их охотно брали замуж при условии, что девушки принимали христианство. Это были полноценные церковные браки. Но ни одна княжна, вышедшая замуж за русского князя, не названа в летописях по имени. И не известны случаи, чтобы русские княжны выходили замуж за половецких князей. Однако, половцы остались стихией, которой Рюриковичи так не научились управлять. Хранение: ЦГБ В журнале «Караван историй» №5 за 2025 год представлен интересный материал о самом неоднозначном человеке Гарике Сукачеве «Я одновременно и оптимист, и пессимист». Прочитав интервью, удивляешься, что этот хулиган, забияка, такой глубокий и интересный человек. Он не только всю жизнь занимается рок-н-роллом, но по его проекту построена железнодорожная станция в Тушино, в театрах Москвы поставлены спектакли. «Я всегда был очень увлекающийся человек, у меня было огромное количество разных привязанностей. Разносторонне одарен, умею быстро чувствовать какие – то вещи, связанные с искусством, я легко обучался, играю на многих инструментах». Он любит заниматься новаторской работой, ничего никому не доказывая, ничего не прося. Снимая своё кино, приглашает в команду друзей: «Дружеская команда очень нужна в работе, атмосфера эта важна всегда». Артист откровенно признается, что не все проекты успешны, хотя на них ушли годы. «Часто я останавливаюсь, чтобы понять, куда двигаться, у меня всегда много планов». Узнайте поближе этого человека на страницах 126-145. На страницах 160-173 опубликована статья «А была ли Клеопатра?», в которой развенчиваются мифы о последней царице Древнего Египта из династии Птолемеев. Она во все эпохи привлекала внимание и стала легендой при жизни. Образ роковой красавицы, в которую влюблялись Юлий Цезарь и Марк Антоний, на протяжении тысячелетий вдохновлял художников и писателей. Современные историки опровергают многие мифы об этой удивительной женщине. Работая с документами, создавая 3Д-изображения, они пришли к выводу, что она была невысокая, темнокожая, с крючковатым носом. Сладкоречивая и очень обходительная женщина знала множество языков и занималась наукой. Клеопатра, будучи иконой стиля, умела и любила производить впечатление. «С трехчастным париком, с глазами, обведёнными чёрным кохлем и малахитом, она была точной копией богини». Какие же привычные утверждения оказались не совсем верны? Авторы журнала «Вокруг света» №4 за 2025 год рассказывают о символическом языке достопримечательностей. На страницах 19-27 Нина Архипова в статье «Десять цветов» делится традиционными ремёслами Мьянмы (до 1989 года – Бирма). Десять самых почитаемых традиционных ремёсел являются частью культурного кода страны. Мьянманцы их называют пан-се-мьё – «десять цветов искусств». Сюда входит пан-юн, изготовление лаковых шкатулок: чёрные, красные, золотые, сделанные на бамбуковой основе, легкие и прочные. Ещё есть пан-ян – кирпичная архитектура, пан-чи – живопись, пан-тамо – каменная скульптура, пан-то – стуковый декор, пан-бу – скульптура из дерева и слоновой кости, пан-тин – художественное литьё из металла, пан-бе – кузнечное дело, пан-пут – художественная обработка дерева на токарном станке, пан-тейн – торевтика и ювелирное искусство. Автор публикации рассказывает, что собой представляет каждый вид искусства. В Мьянме 135 официально признанных народностей. Одна из них – интхе – живёт на озере Инле. Прямо на воде стоят 17 деревень из двух- и трёхэтажных домов. Здесь производят шёлк из лотоса: из свежего стебля вытягивают тончайшие волокна, из которых прядутся нити. На один небольшой шарф уходит около 4000 стеблей. В. Веретенников в публикации «Плетущие судьбы» на страницах 51-55 повествует о деревянном декоре зданий. В российской глубинке ещё много домов, украшенных деревянным кружевом. Мастера, создающие резные наличники, обращались к символам языческих племён. Эти узоры и орнаменты хранят зашифрованные послания. Как читать эти сообщения? Если приглядеться, на наличниках можно увидеть фигурку с раскинутыми руками. Это Берегиня. Солнечное колесо с шестью лучами призвано отводить молнии. Водные знаки – волнообразные линии и спиральные завитки – ограждали дом от злых духов. Могучим оберегом считалась восьмилучевая звезда – знак мироздания, гармонии и вечности. Символизмом наделяли образы привычных животных и невиданных зверей, которые ярко представлены на керамических изразцах. Например, единорог символизирует чистоту и невинность. Лев – могучий христианский символ, олицетворяющий силу Иисуса Христа. Листала журналы Лариса Григорьевна Тимченко,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки | |
| Просмотров: 51 |



