Многим свойственно записывать свои открытия, события, переживания. Раньше это были тетрадки и блокноты – бумажные дневники. Но время быстротечно – у каждого поколения свои развлечения. Теперь личный опыт и размышления можно оставить в интернете. Закрытые или открытые блоги. Блог, как площадка для отстаивания своего мнения или возможность сбежать в параллельную реальность. Найти друзей или поделиться интересными новостями. Блоги – это неотъемлемая часть жизни современного подростка. Но главное, как и прежде, это возможность высказаться. Выслушаем некоторых юных блогеров. Минаева, Е. С. Записки кактуса со школьного подоконника : повесть : [для среднего школьного возраста : 6+] / Екатерина Минаева ; художник Владимир Долгов. – Москва : Детская литература, 2021. – 124, [4] с. : цв. ил. ; 22 см. – (Наша марка). Главный герой повести – кактус. Раньше он жил на подоконнике у Ромки. Был его секретным оружием в случае зомби-апокалипсиса, защищал от попыток тайного проникновения недоброжелателей через окно, а также «ковырял дырочки в тюле и плёл косички из бахромы». Теперь он переехал в 407 кабинет 5 «Г» класса. «Занял собой большую часть подоконника и сразу понял, что в школе заниматься ерундой у него не получится: рядом нет ни тюля, ни бахромы. Бабочек тоже нет. Только дидактические материалы, толстенный орфографический словарь и одна божья коровка…» Обстоятельства сложились таким образом, что пятиклашки, для участия в районном конкурсе проектов, привлекли кактус в качестве блогера. Репутация 5 «Г» стояла на кону – нужно не просто выиграть конкурс, а обойти 5 «А». И вот кактус стоит на подоконнике 407 кабинета, а ученики 5 «Г», согласно графику по уходу за растением, дежурят – вносят свой вклад в заботу о кактусе и «изливают душу» – рассказывают новые сюжеты для блога. Это и взлом электронного дневника, и особенности зимовки божьей коровки, история фиалок, исчезновение соседки по парте и пропажа тетради по математике, и секрет пирожков с капустой, устойчивых к отрицательным температурам. Кактус наблюдает за жизнью подростков – видит и слышит, какие разные голоса у пятиклассников. Дерзкая и независимая Вика, молчаливый и загадочный Сергей, обаятельный и мечтающий Артём, мягкая и ранимая Нина. Ромка, мечтающий о колючей небритости и камере, как у настоящего режиссёра. Откройте книгу и вы: узнайте, кто поехал на конкурс проектов и прочитайте блог – весёлые истории от кактуса со школьного подоконника.
Ксенофонтова, Лада. Школьная блогерша : повесть : [для среднего и старшего школьного возраста : 12+] / Лада Ксенофонтова. – Минск : Книжный Дом : Литера Гранд, 2019. – 254, [2] с. ; 21 см. – (Большая переменка). Восьмиклассница Ксанка Никитина, главная героиня повести, перешла в новую школу. Она уже чуть-чуть пообвыкла, хотя имена одноклассников всё ещё путала. Соседка по парте была единственным человеком, который разговаривал с ней, «остальные пока приглядывались или вовсе не замечали присутствия новенькой». Чтобы подружиться с одноклассниками, Ксанка решила завести свой блог и стать популярной в сети. Раньше Ксанка пыталась вести дневник. Радости она переживала здесь и сейчас, а в дневнике писала исключительно о стыдном и грустном. Посчитав, что «её записи скучны, а изливаемые на бумагу мысли глупы и зациклены», она с братом избавилась от тетрадки навсегда – сожгли её в трёхлитровой банке. Изучив популярные блоги, темой своего Ксанка выбирает домашнего рыжего кота Тимку. «Залив» подборку фотографий с подписью: «Хохмическая схема кота:…», Никитина начинает получать лайки от верных подписчиков и от случайных людей. После того как хохмическое строение кота исчерпало себя (у Тимки не осталось неподписанных частей тела), Ксанка принялась размещать бессмертное котовидео. Но вскоре кот всем надоел. И опять нужно придумывать идеи для новых постов – мучительно выдавливать из себя новые смешные подписи. Надо, чтобы подписчики не скучали – не уставали от однообразных снимков. Усердно работать «денно и нощно». Ксанка и не заметила, как стала заложницей своей идеи. «Фотки, фотки, фотки… Лайки, лайки, лайки…» Принесёт ли удовлетворение такая виртуальная жизнь? Всем, у кого есть страничка в социальных сетях, кто является верным подписчиком хоть одного блога, обязательна к прочтению эта история о школьной блогерше.
Янге, Елена. Камни для царевны : [повесть : для среднего и старшего школьного возраста : 12+] / Елена Янге. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 250, [6] с. ; 21 см. – (Линия души). Главная героиня повести, девятиклассница Ариша, попала в больницу. Она просто спешила в кино, хотя не опаздывала, – её никто не ждал. Срезав путь, Арина попала под машину. Визг тормозов, заполошный крик… Звук сирены, белые халаты, боль… Ушиб грудной клетки, треснутые рёбра, гипс… Второй день рождения и два месяца в больнице. Самое время вспомнить прошедшую жизнь. Отделить ягоды (светлые, радостные воспоминания) от камней (все обиды и грустные воспоминания) и войти в новую жизнь налегке – с лукошком ягод. Книга состоит из 43 воспоминаний – небольшого отрезка жизненного пути Ариши, на котором ей встречались и враги, и ангелы-хранители. Первые испытывали, вторые помогали, но «и то, и другое – на пользу». Глупостей в жизни Арины было немало. Только отделив камни от ягод, она поняла, что ягод в её жизни гораздо больше. «А поняв это, повзрослела». До девятого класса жизнь Арины была «относительно счастливой». Если в неё и летели камни, то небольшие и немного. Однако потом, оставляя вполне ощутимые следы, начался настоящий камнепад. Например, Инстаграм. В эту социальную сеть её затащила подруга. Арина Андреевна Асина, сокращенно АААS, зарегистрировалась там, создала профиль и в качестве аватарки выбрала фото кулака с вытянутым большим пальцем – мистером Па. Рожицы на пальце изображали эмоции – удивление, обиду, любовь… «Я купалась в лучах заслуженной славы, и мне было хорошо. Мистер Па радовал и меня, и других. Оно понятно. Прикольный, живой, весёлый. Типа «точка, точка, два крючочка…» Но вместе с популярностью пришли тролли. «Они бегали по блогу и гадили, где могли… трепали нервы, портили настроение». Ей бы уйти из сети, но она не могла… Почему? Прочитайте книгу и поймёте. А также найдёте ответ на вопрос: «А всё ли то, что мы так усердно храним в душе, нам так нужно?».
Навроцкая, Наталья. Блог уходящего детства : [роман : 16+] / Наталья Навроцкая. – Москва : Аквилегия-М, 2022. – 409, [7] с. ; 21 см. – (Современная проза). Денис Мартыновский, главный герой романа, – популярный, симпатичный, немного легкомысленный мальчишка из выпускного класса с отличным чувством юмора – ведёт онлайн-дневник. «Все ведут блоги, и я приобщился. Только у меня блог закрытый, типа дневника. Иногда хочется освежить в памяти тот или иной момент, да и следить интересно, как эволюционирует в моём лице отдельно взятый индивидуум». Дэн записывает повседневные мелочи и значимые события, сегодняшние мысли и эпизоды из детства, благородные и не очень решения. Честно и правдиво рассказывает о себе («интересный мальчик, цельный, честный, хоть и лентяй») и своей семье, об одноклассниках и учителях. Без фальши и притворства о подлости и интригах, о первой настоящей любви и размолвках, о скелетах в шкафу и душевных травмах. «Мои, так сказать, признательные показания». Обычная школа и полный учебный год 11-го класса. Подростки с разными увлечениями, характерами и из непохожих семей. Закрытый блог, как исповедь одного из одиннадцатиклассников. Закрытый, но не совсем – по безалаберности Дэна остается парочка доступных для всех записей. Сразу прилетает вполне безобидный комментарий. Доступ снова закрыт, но теперь «ради прикола» опять хочется оставить последний пост в открытом доступе. Нужно ли? Прочитайте книгу – проживите весь выпускной год с Дэном и его котом Клаксоном. Чтобы вместе со студентом Денисом сказать: «Мне радостно. Я волнуюсь, я прошёл большой путь. Я больше не воюю с призраками из прошлого, с неуправляемыми дверьми и собственным эго». А перечитав дневник, добавить: «Создавайте свой блог и живите, блин, счастливо».
«Я знаю, что если зло захочет разрушить мир, оно начнёт с детей, нашими руками, руками взрослых. Я не хочу быть на стороне зла». (Наталья Навроцкая, «Блог уходящего детства») Независимо от того, школьник вы или родитель подростка, ведёте ли свой блог или подписаны на чей-то, – читайте книги сами. Читайте книги с детьми. Делайте свою жизнь ярче! Книголюб и постоянный подписчик (читатель) библиотечного фонда | |
Просмотров: 192 |