Знакомим с новыми романами мастеров современной прозы, в которых создана цельная картина жизни, где каждый пытается найти свой смысл. Рубина, Д. И. Маньяк Гуревич : роман : [запрещено для детей : 18+] / Дина Рубина. – Москва : Эксмо, 2022. − 510, [2] с. ; 21 см . − (Большая проза Дины Рубиной). В новом романе Дина Рубина рассказывает историю жизни ленинградского мальчика из интеллигентной еврейской семьи. Его взросление, становление сопровождается грустными и светлыми моментами, рассказами о других членах семьи, знакомых и друзьях. Родители – враги, проводившие большую часть жизни на работе, брали туда и ребенка: «Словом, детство Сеня провёл между женской консультацией и психбольницей, строгая щепки для вагинальных палочек или разглядывая психов». Он рос любознательным, впечатлительным и не чувствовал грани между игрой и реальностью, постоянно пребывая «в своих фантазиях, не желая возвращаться назад, в просто жизнь». Папа, бывший в душе поэтом и наизусть знавший Пушкина, беспокоился, что Сене будет трудно в социуме. Мама – суровая и решительная, говорила: «Почему у всех дома люди как люди. А у меня два идиота?». Сеня в юности «оставался задрыгой с длинными языком, который по-прежнему опережал здравую осторожность. Влипал постоянно в самые дикие истории, за что и получил прозвище „Маньяк”». Сеня, как папа, стал врачом. Главное, что понял Гуревич-психиатр, что «нормы в человеческом поведении нет, каждый индивидуум в той или иной степени безумен, дело лишь за малым – суметь это распознать». Он – современный Дон Кихот, бросающийся на защиту людям, сопереживал страждущим. Почему же он не эмигрировал в Израиль? «Сломалась жизнь. Она сломалась на родителях, ушедших друг за другом так, будто их смерч унёс… И он сдался, но потом там уже лет через 20 не мог описать своим взрослым сыновьям истинную причину своего поведения». Мытарства семьи читать больно. Сеня хватался за любую работу, чтобы прокормить семью, даже практиковал в «отделе собачьих укусов министерства здравоохранения». И превратился в «колобка, всяко обкатанного, битого, но не убитого и не проглоченного хитрыми лисами». Держит Сеню на плаву семья, в которой не было идеальных, но была идиллия. «Выйду утром в сад босиком, – сказал жене с мечтательной слезой в голосе, – сорву лимон с дерева…». Катя-Катенька-Катюша, карамелеглазая героиня, его жена и корень дерева семьи Гуревичей. Он прожил, держась за её сильную руку и не боясь упасть в пропасть. «Все пройдёт и устаканится, и человек: я жил как мог, я совершал ошибки, но никогда не изменял себе, не подличал, не предавал, жалел, помогал. Мне не в чем себя упрекнуть». Гуревич может так сказать о себе. Нравственное, человеческое, что было заложено с детства, не рассыпалось под натиском обстоятельств. «Никогда не пытайтесь менять себя в угоду окружающим. Обязательно найдется тот, который по достоинству оценит ваши странности и чудачества. А люди… люди разные бывают», – так считает доктор. Автор заставила смеяться и плакать. И к герою читатель прикипает, словно к близкому. Роман про поиск себя, про выбор, про любовь и про родину. Искромётный юмор, яркие герои и жизненность создают целый мир, в который веришь. Дина Рубина для меня тот автор, который открывает все душевные глубины, с которым у меня совпадает система координат. «Маньяк Гуревич» – роскошный, душевный и хлесткий роман, проповедующий философию счастливого существования на грешной земле. Прекрасный подарок для любителей прозы Рубиной. Хранение: ЦГБ
Рубина, Д. И. Отлично поёт товарищ прозаик! : рассказы и повести : [16+] / Дина Рубина. – Москва : Эксмо, 2020. – 313, [7] с. ; 18 см. − (Малая проза Дины Рубиной). Книга «Отлично поёт товарищ прозаик!» содержит рассказы и повести 70-80-х годов прошлого века, раннюю прозу писательницы. Здесь помещены самые первые вещи, которые принесли таинственной школьнице известность: «… тайное писательство вдруг превратилось в явное – мне даже купили маленький столик…». Дина считает, что «первые опусы – это „щенячий визг” на страницах ее подростковой самоуверенности и упоённости победой». Среди произведений, собранных в сборнике, есть очень взрослые, самостоятельные и глубокие. В них – понимание и принятие некоторых поступков, страданий, осознание своего «Я» и трагедия отсутствия гениальности. В рассказе «Терновник» мальчик живёт с мамой, которую у него забирает «левая работа». Его непонимание, почему папа и мама не могут жить вместе, заставляет по-другому взглянуть на наших детей. Он любит маму, жалеет её, видит слёзы усталости и отчаяния. А отец – праздник, который проводит с ним весёлые выходные. Они ревнуют сына друг к другу. И чувствуя это, ребёнок пытается оградить каждого от разочарования. «Он шёл от отца к матери, словно плыл от одного берега к другому. Мальчик чувствовал, что отец смотрит в спину, а мать в вихор, выбившийся из-под шапочки. О чём думали эти двое?». Рассказ «Концерт по путёвке „Общества книголюбов”» о молодых прозаиках, которые должны организовывать встречи с читателями. Молодая писательница согласилась на одну из поездок. «В активе я имела: новые джинсы, ослепительной силы глупость и твёрдое убеждение, что я – писатель». Когда её сажали в машину с зарешеченными окнами, она решает, что это великая честь. Везут долго, по необжитым местам. Только приехав, она понимает, что это колония для несовершеннолетних. Гамма чувств, захлестнувших её, необыкновенно богата, но что делать. Войдя в зал, она видит только ватники и стриженые затылки. Заготовка-рассказ никак не удовлетворила такую публику. Среди беседы прозвучал призыв: «Ну, хватит! Пусть поёт!». Понимая бессмысленность дальнейшего рассказа, она садится за расстроенное пианино, стоявшее на сцене, и начинает играть. Поёт Галича, Высоцкого, всё что умеет, что близко ей самой. Она играла одно произведение за другим, без объявлений и остановок. А бросив взгляд на ватники в зале, « вдруг увидела лица. И увидела глаза. Множество человеческих глаз. Напряжённых, угрюмых. Страдающих. Страстных… И новый, неожиданный, электрический стыд пронзил меня: это были люди с судьбой. Пусть покалеченной, распроклятой и преступной, но судьбой». Они аплодировали ей долго, стоя. Потом шли по двору колонии и всё хлопали вслед. И ещё один рассказ «Всё тот же сон!» о первой любви. Они играли в школьном театре в пьесе «Борис Годунов». Она – Самозванца, а он – Пимена. Сенька Плоткин, шпана большого полёта, решением комсомольского собрания должен был играть монаха Пимена. Текст он учил тяжело, медленно. На ночной репетиции Сенька метался под деревом, мокрыми ладонями стирая капли с лица, и говорил без умолку: «…талант его пробудился и требовал правды». Перед спектаклем, уже одетые в оперные рясы, ребята томились в ожидании выхода. И действие … началось. Это был бенефис Пимена. Сенька никогда не играл его так на репетициях. Он вился, как хромой шаман, закручивал неслыханную пружину, взвизгивал, глаза наливались кровью. «Нас вызывали дважды. Мы кланялись, не глядя друг на друга». Две судьбы, сведённые промозглой ночью, разлетелись врозь, каждая в своём направлении. И встретившись в родном городе через 15 лет, обсудив все новости, Сенька признался, что был влюблён в эту девочку и только ради неё согласился играть Пимена.
Маринина, А. Б. Отдалённые последствия. Том 1 : [роман : 16+] / Александра Маринина. – Москва : Эксмо, 2021. − 381, [4] с.;21 см. − (А. Маринина. Больше чем детектив. Новое оформление). Маринина, А. Б. Отдалённые последствия. Том 2 : [роман : 16+] / Александра Маринина. – Москва : Эксмо, 2021. − 380, [4] с. ; 21 см. − (А. Маринина. Больше чем детектив. Новое оформление). Два убийства, совершенные одним и тем же способом, в достаточно небольшом временном диапазоне, может и не дали бы повода говорить о серии, если бы в обоих случаях на месте преступления не находили записку: «Моему учителю». Жертв, мажора и бизнес леди, не связывало ничего, кроме того, что оба в прошлом совершили ДТП с человеческими жертвами. Молодой человек вовсе избежал наказания, дама получила незначительный срок, выйдя по условно-досрочному. Сформирована следственная бригада, в состав которой входят старые друзья и ученики Настасьи Палны. Каменская окажется в эпицентре событий в силу неосознанной закономерности. Начало события – свадьба, с которой срывают её друзей срочным звонком, позволяет Насте ухватить краешек тайны за ускользающий рыжий хвост. А дальше следственные действия, подковёрные игры и размышления о том, что неплохо было бы научиться готовить вкусную еду, – то есть Настя опять рефлексирует от неуверенности в себе. А ведь когда-то схемки и стрелочки, логические цепочки этого опера вызывали едва ли не физическое удовольствие: её способ анализировать данные, выдавать невероятные версии считался уникальным! Да, система изменилась. Люди, которые должны искать преступников, вынуждены время тратить на написание красивых бумажек. А за пойманных преступников много не заплатят. «Главной задачей стало уцелеть, не дать себя сожрать, угодить начальству, сыграть по правилам. А раскрыть преступление – по остаточному принципу». Пока друзья тонут в бюрократии, пытаясь выжить в «аппаратных играх», Каменская ищет недостающие звенья таинственной цепи. Автор выпукло показывает в книге срез эпохи. Старая гвардия следователей перестала удивляться происходящим в стране чудесам. Им на смену идёт молодёжь, среди которой одни хотят строить карьеру, зарабатывать, карабкаясь вверх по головам, другие – их немного – готовы работать честно, сознавая, что в карьерных гонках у них нет шансов. «Ведь если ты не пляшешь в шоу-бизнесе, ты пропадёшь в массовке. Такова ошеломляющая правда нынешней жизни». Единственный человек, который действительно проходит через глубокий внутренний излом и меняется – Игорь Выходцев, которого мы видим лишь в воспоминаниях и в написанном послании. И ещё новый персонаж – Виктор Вешняков: «В прошлые времена такому цены не было бы, а в нынешних условиях он не нужен. Кто захочет держать сотрудника, который будет докапываться до самого дна, не смотря на чёткую команду спустить всё на тормозах? Кончились дяди Стёпы, некому бороться с преступниками». Все остальные просто ждут, выстоят ли в настоящей буре. Любопытны размышления автора о том, как люди связаны и как влияют на жизни друг друга. Один лихач или пьяный, думающий, что проскочит, губит жизни других. Запускается страшная реакция, которая затронет тех, кто не был и не будет связан с жертвами ДТП. У таких «учителей» появляются «ученики» – преступники, и их надо обязательно найти и обезвредить. Ведь каждый поступок имеет «отдалённые последствия». В книге создана цельная картина жизни, в которой каждый, так или иначе, пытается найти свой смысл.
Разбиралась в поступках героев Марчук Анна, | |
Просмотров: 284 |