MENU

Произведения для подростков – лауреаты и финалисты литературных премий (продолжение)

Существует множество премий и конкурсов для произведений детской и подростковой литературы. Книги, ставшие лауреатами или финалистами таких премий, могут служить ориентиром для требовательных читателей. Эти произведения отличаются высоким качеством, интересным сюжетом и непростыми, но важными темами.

Первую часть обзора можно прочитать здесь.

 

Потапова, С. А. Девочка в клетчатом платке : повесть : для среднего и старшего школьного возраста : [12+] / Светлана Потапова ; иллюстрации Н. Курбановой. – Москва : Детская литература, 2023. – 158, [10] с. : ил. ; 22 см. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

Современная российская писательница Светлана Потапова в своём творчестве затрагивает темы воспитания и сохранения нравственных ценностей у подрастающего поколения. Жанр своих произведений, в которых главные герои – обычные подростки, автор определяет как остросоциальную драму. Загадочное полотно Алексея Венецианова «Девушка в платке» воодушевило автора на сочинение истории, принёсшей ей признание.

Повесть «Девочка в клетчатом платке» получила звание лучшей в номинации «Выбор молодёжного жюри» на VII Международном конкурсе имени Сергея Михалкова и стала лауреатом литературной премии имени С. Т. Аксакова в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества».

Главный герой повести, шестиклассник Дима, учится в художественной школе и каждую неделю приходит в Русский музей на свидание.

«В очень маленьком зале, проходном и даже полутёмном, похожем на комнатку в деревенском доме, живут деревенские картины Венецианова.

Я прохожу по маленькому жилищу картин… «Девушка в клетчатом платке»…

Мир вокруг меня становится неподвижным фоном её живого лица. Это к ней я прихожу каждую неделю в Русский музей. Это – моё свидание. Моя тайна».

Димке повезло с преподавателями. Учитель литературы – Нина Сергеевна – и преподаватель в художественной школе – Андрей Владимирович – не только прекрасно знают своё дело и вкладывают душу в своих учеников. Этих двух педагогов связывают похожие взгляды и таинственное прошлое.

Сюжет закручивается неспешно: визит важной комиссии в «художку», разговоры о картинах и их авторах, летняя поездка в «глухомань» на пленэр, встреча учителя с давним другом и соперником (не только в искусстве), а ещё деревенская «Девочка в клетчатом платке». «Бывают ли, что уникальная красота в мир является дважды? Оказалось, чудеса случаются…»

Повесть, конечно, прежде всего о любви и настоящей дружбе. Но и о способности увидеть подлинную красоту, о меркантильности и успешности в современном обществе – и о реальных ценностях, о которых многие забывают в погоне за удачей.

«Какое светлое пятно на реке! Вы видите?! Так счастье мелькает в жизни – всегда светлым пятном, да… А потом не верится, что в мире бывает такой мощи цвет и такой силы цвет!.. Не всем дано это чудо увидеть…»

Хранение: ЦДБ.

 

Жвалевский, А. В. Смерть Мертвым душам! : повесть : [12+] / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; иллюстрации Александры Николаенко. – Москва : Время, 2022. – 381, [3] с. : ил. ; 21 см. – (Время - детство!).

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак – писательский тандем современных белорусских авторов, начинавших как «взрослые» писатели и доросших, по их собственным словам, до подростковых. Рассуждая о том, как прочитанные книги влияют на нас, авторы предлагают остросюжетный триллер, действие которого разворачивается… в библиотеке.

За книгу «Смерть Мёртвым душам!» дуэт получил награду первой степени Международной детской литературной премии имени Владислава Петровича Крапивина.

В небольшой библиотеке маленького провинциального городка, где царит тишина, а книги живут отдельной от людей жизнью, работает библиотекарь Елена Степановна. Ей уже «шестьдесят с хвостиком», она ходит в большой серой кофте и с правильным бабушкинским пучком ослепительно седых волос. Она самая-самая настоящая бабушка Вали, ведь она умеет печь наивкуснейшие пирожки с капустой и яблоками. Девчонка очень любит приходить в библиотеку и читать, вернее, разговаривать с книгами.

«Валя подтащила лесенку, влезла на неё, схватила с полки книжку и жадно распахнула на первой попавшейся странице.

«…Остап несколько раз вскакивал и восторженно вскрикивал:

– Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся».

Валя посмотрела в окно… отсюда виднелся краешек городской речушки, затянутой тёмным льдом. И – вот совпало! – именно тогда, когда Валя бросила взгляд на реку, лёд на ней треснул и вздыбился».

Посетителями библиотеки были в основном взрослые, даже «литературный салон» по средам больше напоминал встречу подружек-пенсионерок, старающихся поразить друг друга выпечкой. А ещё в библиотеке, где книги соседствовали с салфеточками и букетиками из прошлого века, работала активная рыжеволосая практикантка Кира, которая, организуя Библионочь для восьмиклассников, решила провести спиритический сеанс и вызвать второй том «Мёртвых душ».

И книга пришла, но она оказалась злой, мстительной и не собиралась отсиживаться в сторонке. Начались споры на книжных полках, борьба классиков и современных авторов, противостояние бумажной и электронной книг, затягивание всемирной паутиной неискушенного пользователя, сражение с интернет-троллями и многое другое.

«Чёрная тень металась по книжным полкам, и самые толстые тома скукоживались и забивались как можно глубже. Они дрожали от страха… А Мёртвые души – распухшие от чужих слов, но всё ещё злые и потому голодные – шарили тёмными щупальцами в поисках новых жертв.

Эта повесть, как повод подумать о многом. О том, что «мы то, что мы читаем». Что за яркой обложкой может скрываться бессмысленный текст. Что некоторые современные книги, обещая на своих страницах красивую жизнь и невероятный финансовый успех, даже рассудительного человека могут «взять в плен».

«Раньше Кира никогда не боялась книг, а теперь стала замечать, что с опаской смотрит на обложку, прежде чем взять в руки. И несколько секунд колеблется, прежде чем открыть».

Хранение: ЦДБ, Ф3.

 

Линдо, Эльвира. Манолито Очкарик : для младшего и среднего школьного возраста : [6+] / Эльвира Линдо ; перевод с испанского Натальи Морозовой ; иллюстрации Эмилио Урберуага. – Москва : Самокат, 2022. – 199, [9] с. : ил. ; 21 см. – (Классика Самоката).

За серию книг о Манолито Эльвира Линдо была награждена Государственной премией Испании в области детской и юношеской литературы. Наблюдательный, непосредственный, полный энергии и неуёмного юмора мальчик олицетворяет ребёнка нашего времени. По повести сняты два фильма и выпущено несколько театральных постановок, в том числе на сценах российских театров.

Главный герой повести – восьмилетний паренёк по имени Манолито Гарсия Морено, но все зовут его Манолито Очкарик. Он живёт в рабочем квартале Мадрида и с пяти лет носит толстые очки. Не обладает никакими суперспособностями, но наделён живой фантазией и замечательным чувством юмора.

«Манолито меня назвали в честь папиного грузовика, а грузовик назвали в честь папы, потому что моего папу зовут Маноло. А папу назвали Маноло в честь его папы, ну и так далее, до самых доисторических времён. Короче, первого динозавра-велоцираптора звали Маноло. Это я на случай, если Стивен Спилберг не в курсе».

Посмеиваясь над самим собой, Маноло знакомит нас со своим лучшим другом Ушаном Лопесом и учителями, «какие достались». С любимым суперским дедушкой. С мамой, которая могла бы стать агентом ЦРУ, и её «фирменными подзатыльниками». С папой, обучающим сына боевым приёмам, и младшим братом, который громко смеётся, стоит Маноло сказать какую-нибудь гадость.

Жизнь Очкарика состоит из «выдающихся дней», наполненных драками и контрольными, поездками в город и экскурсиями в музеи, походами к психологу и окулисту. И одним школьным Карнавалом за мир во всём мире, где тридцать три ребёнка («тридцать три обормота») были в тридцати трёх разных костюмах птиц. Курицы, пингвины, пеликаны, страусы, индюки… – и ни одной птицы мира.

«Дедушка, который пришел следом, сказал:

— Видел бы это Альфред Хичкок, точно бы снял ужастик «Птицы-2».

Обычная жизнь глазами обычного ребёнка. Мальчика, способного видеть мир таким, как он есть, ну и, конечно, способного заговорить любого до смерти.

«Маме она (психолог) сказала, что мне просто надо выговориться, очень-очень надо, прямо-таки до ужаса, но это вовсе никакая не болезнь, а просто тяжесть, вроде тяжести в желудке».

Хранение: ЦДБ.

 

В фондах наших библиотек много книг, в которых современный подросток может узнать себя и найти ответы на важные вопросы.

Беседовала с книгами
Екатерина Мельник,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 51
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх