MENU

Книги для совместного чтения с подростками -2

Иногда очень сложно начать говорить о, казалось бы, самых простых вещах. Отвечать на неудобный вопрос или объяснять «трудную» тему. Очень помогают недетские книги. Особенно если их прочитать вместе с родителями.

Вельш, Рената. Супчик от всех бед : роман : для среднего и старшего школьного возраста : 12+ / Рената Вельш ; перевод с немецкого Александры Горовой ; художник Дарья Мартынова. – Москва : КомпасГид, 2019. – 238, [2] с. ; 22 см.

Десятилетняя Юля живёт в небольшой квартирке вместе с мамой, которая много работает, но, не получив хорошего образования (по своей вине), имеет низкую зарплату. Отца нет, иногда приходит бабушка поворчать на маму и обязательно приносит что-нибудь покушать.

«Только когда режешь лук, можно почувствовать всю печаль этого мира». А у Юли много проблем. Дружба с одноклассниками не складывается: над её одеждой посмеиваются, на дни рождения не приглашают. Дома нет компьютера и денег на поездку с классом на праздник тоже нет. Телефон зачастую оплачивает бабушка, а соседка ждёт к обеду, чтобы покормить. Ведь «когда желудок полон, места для печали остаётся меньше, какой бы большой она ни была».

Юлю считают замкнутой, а она просто очень стесняется своей бедности.

«Говорят, бедность не порок. Это придумали те, кто не знает, что такое быть бедным. Они думают, что бедняки живут где-то далеко, В Африке или на пострадавшем от землетрясения Гаити… А здесь бедности нет, раньше была, теперь – нет… Не здесь. Не здесь, сейчас и сегодня».

Но вот у Юли появляется подруга: недавно приехавшая в страду спокойная, дружелюбная, не знающая языка Лейла. Объясняя какие-то понятия, Юля всё больше узнаёт о собственном языке, начинает «внимательно относится к словам, чего обычно люди не делают». Но главное – отвлекается от собственных проблем и начинает ценить уютные вечера за разговорами и «куриный суп от болезни, от печали, от отчаяния, от всех бед в мире».

История о сложных темах наполнена светом, надеждой и милыми зарисовками.

 

Стрельникова, Кристина. День глухого кита : повесть : [для среднего и старшего школьного возраста : 12+] / Кристина Стрельникова ; художник Катя Толстая. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. – 92, [4] с. : ил. ; 24 см. – (Добавь в друзья).

Жизнь главного героя, подростка по прозвищу Кит, все мысли которого заняты планом спасения китообразных, круто изменилась. А причиной послужил тётин «кокнутый» антикварный заварник с синей птичкой.

«Дурацкий заварник торчал в центре стола и указывал на меня треснувшим хоботом. Я пытался разглядеть, что в нём особенного. Может, от него что-то зависит в этом мире. В мире, где уже создали роботов с искусственным интеллектом».

Семья ждёт от мальчика «чего-нибудь человеческого»: извинения, предложения купить новый чайник или подклеить разбитый – хорошего поступка. А он размышляет о своём приборе по спасению китов и о том, в какое общество – Русское географическое или сразу международное – его отправить. Упрёки, придирки родных и «осколки слов» сыплются на подростка. Напряжение растёт, и Киту всё сильнее хочется очутиться под водой, на глубине, где китовое стадо поёт свои песни.

Тишина приходит в виде глухоты главного героя. Но уходят не только нотации родителей, но и болтовня с приятелями, и возможность играть в любимый футбол. Теперь Кит на другой глубине, где ему предстоит много переосмыслить, но главное – УСЛЫШАТЬ. И конечно, совершить то, после чего «большой мир мощной волной, торопясь и кувыркаясь» вернётся.

Понять, как сильно могут ранить слова и неумение слушать, помогают атмосферные, выполненные в соответствующих тонах, иллюстрации.

 

Ремез, Софья. О. Тихие игры : [повесть : для среднего и старшего школьного возраста : 12+ ]/ Софья Ремез ; иллюстрации Татьяны Перовой. – Москва : Пять четвертей, 2020. – 122, [6] с. ; 21 см. – (Искажения).

Совсем недавно сняли все ограничения по карантину, а эта подростковая антиутопия вновь погружает нас в мир ограничений и одиночества.

В мире, где от тебя ничего не зависит, дети вместе со своими родными оказываются под домашним арестом – заперты в собственной квартире, как и многие другие семьи, в мучительном ожидании суда. Под дверью дежурит охранник. Прогулки по расписанию, как «тоскливое шествие в никуда». Интернета и связи нет. Общение с внешним миром, даже с соседями, под запретом.

Правда, у тринадцатилетней Веры есть бабу (бабушка), телевизор с одинаковыми и «мерзкими» шоу, и книги с интересными стихами и сложными рецептами. Отсутствует необходимость торопиться, никуда не опоздаешь. «Времени нет, оно застыло. Его приходится придумывать заново, заполнять искусственно».

А за стенкой большая семья и парнишка со странным морским именем Грин. О нём Вера знает давно, но только с момента изоляции стала прислушиваться к его жизни за стеной. И пусть он замечает её существование случайно (очень часто у парней так и происходит), теперь их однообразные дни наполняются вечерними разговорами и «тихими играми» через стену.

«Иногда нечестно играть не интересно. Вот как у нас с тобой. Ведь мы будем играть не ради победы, а ради самой игры. Если кто-то из нас сжульничает — потеряется весь смысл».

Но что дальше? Когда-нибудь всё это закончится, и они будут свободны?

 

Андрианова, И. А. Сто фактов обо мне : повесть и рассказы : для старшего школьного возраста : [12+] / Ирина Андрианова ; иллюстрации В. Поповой. – Москва : Детская литература, 2019. – 266, [6] с. : ил. ; 21 см. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

Однажды десятиклассник, шастая по страницам своих интернет-друзей, наткнулся на одну «утопическую идейку» написать 100 фактов о себе. «Писать о себе? С откровенностью осла? Ни за что!»

Но заходить тайком, под покровом Интернета, на страничку и узнавать что-то новое, а иногда и кардинально менять своё мнение о тех, кто учится с ним в одном лицее, весьма интересно. Вот герой и решается включиться в игру и написать факты о себе.

«Не для того, чтобы отсылать однокласснице (я её мысленно прозвал собирательница откровений) с целью засветиться в соцсетях. Я бы хотел показать свои факты одному человеку. Ребята писали коротко, по фразе, а предложения мои будут с комментариями. Вроде как полотно жизни, и я на его фоне».

Написать, чтобы рассказать о том, чем он живёт и что его волнует, заблудшей маме, которая ушла, но которую Валера отчаянно ищет.

Первые факты незначительные, иногда смешные и несерьёзные. Но чем больше фактов, тем подробнее становится комментарий, тем больше узнаём героя мы и он сам. Появляются неожиданные события, размышления и выводы. О чём ещё захочется рассказать Валере, какой факт будет последним?

«Вот я и добрался до сотого факта. Хочется эти записи закончить красиво. Тогда такая картинка. Я…»

 

Превратите чтение в общение, и пусть каждая прочитанная книга научит чему-то новому. В выборе книг помогут электронный каталог и еженедельные обзоры новинок для детей всех возрастов.

 

Начала писать свои сто фактов:
люблю готовить супчики,
не против послушать пение китов,
из тихих игр нравится судоку.
 Екатерина Мельник,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 467
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх