Эмблема Года Театра представляет собой изображение греко-римского амфитеатра, символа и прообраза современного театра.
Ознакомительный видеоролик, посвященный Году Театра
Подробнее обо всех мероприятиях, запланированных на Год Театра, вы можете узнать на сайте Года театра в России
«Театральная история» и другие: краткий обзор книг о театральном бытии
При том, что об искусстве театра написаны тысячи книг, в том числе художественных, произведений о том, «ну как оно там, за кулисами» на самом деле не так уж много. В нашей библиотеке таких изданий набралось всего лишь на одну полку. По большей части, это книги о театре, написанные людьми театра – профессиональными режиссёрами, драматургами, театральным обозревателем. Некоторые из этих изданий представляем в нашем «театральном обзоре».
Семён Лунгин «Виденное наяву»
Семён Львович Лунгин – драматург и киносценарист, известный по фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Внимание, черепаха!», «Трое в лодке, не считая собаки», «Розыгрыш» и многим другим.
«Виденное наяву» – единственная книга Лунгина, написанная от первого лица. В пространство повествования вместились самые разные вещи и наблюдения над временем и людьми; дни, проведенные в театре и на киностудии, за письменным столом, с друзьями. По словам самого автора, «это должна быть книга, так сказать, предварительных итогов, где мне хотелось бы собрать воедино всё, что понял, продумал и прочувствовал». Это одновременно воспоминания, рассказы о кино и театре и размышления о профессии сценариста, в которых успешный мастер раскрывает секреты своего мастерства. Так что в какой-то мере эта книга – учебник. И часть её, под названием «Немного о магии театра», немало образовывает зрителя, который необходим театру не меньше, чем театр – зрителю.
Почему сегодняшний спектакль не похож ни на тот, что шёл на сцене вчера, ни на тот, который состоится завтра, несмотря на то, что зрители смотрят одну и ту же постановку? Что имеют в виду актёры и работники театра, когда говорят «хороший зал» и «плохой зал»? Как соединяется волею режиссёра-постановщика актёр со своей ролью, и в чём ещё заключается совершенно неповторимая театральная магия?
Есть такая примета: кто сносит в театре подмётки, тот из театра не уйдёт. Лунгина выгнали из театра за то, что он еврей, за пресловутый «пятый пункт» в анкете советского гражданина. Но именно после этого он стал одним из самых успешных сценаристов страны. Для тех, кто хочет и намерен заниматься сценариями или же просто интересуется сценарным делом, кто пытается разобраться, чем завораживает людей театр, а чем – кинематограф, была написана им эта книга воспоминаний и размышлений.
Иосиф Райхельгауз «Не верю»
Издание вышло в серии «Театральные байки. Книги известного режиссёра». Иосиф Райхельгауз – советский и российский театральный режиссёр, педагог, народный артист Российской Федерации, профессор Российского института театрального искусства, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Сам автор в предисловии пишет: «Книга, которую вы открыли, не закончена, потому что не закончена жизнь, и кто знает, какой сюрприз она ещё может преподнести». А начинается повествование с детства, проведённого Райхельгаузом в театральной Одессе, с рассказа о семье, соседях, случаях на знаменитом одесском Привозе. Казалось бы, какое отношение это имеет к режиссуре и театру? Такое же, как и вообще все события, происходящие с автором в жизни: встречи с Булатом Окуджавой и Андреем Вознесенским, гастроли с Людмилой Гурченко, репетиции с Валентином Гафтом, дружба с Юрием Богатырёвым, работа в Липецке и Хабаровске, фильмы Марлена Хуциева… обо всём этом и ещё о многом другом рассказывает Иосиф Райхельгауз в своей книге. Замечательную рецензию на неё оставил Лев Дуров: «Казалось бы – чего ещё надо: художественный руководитель театра, один из интереснейших режиссёров нашего времени, человек, знающий сотни стихов и прекрасно их читающий, актёр, сосед по даче, некурящий и ненавидящий курящих, любящий отец, муж… Нет! Мало ему! Стал писателем! И, что самое обидное, - очень хорошим. Прочитал я, вспомнил своё детство и подумал о детстве вообще; вспомнил своё время и подумал о времени вообще; вспомнил свой театр и подумал о театре вообще. Посмеялся и погрустил… Нет, не буду пересказывать эту замечательную книгу. Прочтите – и, я уверен, разделите мои чувства.»
Валентин Зверовщиков «Какая-то у вас работа дурацкая!»
КЭто тоже сборник самых разных театральных историй – смешных и трагических, курьёзов и жизненных анекдотов. Валентин Васильевич Зверовщиков – известный театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, член российского Союза писателей. Много лет он являлся художественным руководителем Камчатского театра драмы и комедии, но работал и ставил спектакли также в Москве, Хабаровске, Благовещенске, Иркутске, Волгограде... В 2018 году в камчатском издательстве «Новая книга» вышло второе издание «Дурацкой работы», и для нас эта книга стала особенно ценной, потому что в преддверии «театрального» года в библиотеке состоялась её презентация и творческая встреча с автором и одним из героев его историй – заслуженным артистом РФ Алексеем Высторопцем. О том, почему, собственно, «работа дурацкая», об изнанке творческой жизни, о взаимоотношениях театра и власти, о судьбе современной российской культуры, о репетициях и «ляпах» на сцене легко и живо рассказывает на страницах издания Валентин Зверовщиков.
Артур Соломонов «Театральная история»
Ещё одна книга в нашей библиотеке с автографом автора, встреча с которым состоялась 16 ноября 2016 года. Артур Соломонов родился на Дальнем Востоке, в Хабаровске, в профессорской семье. Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. После окончания института сотрудничал с различными изданиями, возглавлял отдел культуры в журнале «The Ney Times», работал на телеканале «Культура». Автор более чем 1,5 тысяч статей и журнальных колонок.
Роман Артура Соломонова «Театральная история» увидел свет в 2013 году и несколько месяцев держался в десятке бестселлеров российской современной прозы. Действие его разворачивается в одном московском театре. Молодому актеру Александру, который, безусловно, мнит себя достойным большего, дают второстепенные (в лучшем случае) роли. Но наступает тот светлый день, когда режиссер предоставляет малоизвестному актеру возможность показать себя во всей красе. Грядет премьера спектакля «Ромео и Джульетта», и именно в нём будет участвовать Александр, в главной роли, в роли… Джульетты! И, раз уж речь зашла о бессмертном произведении Шекспира, мы сразу понимаем, что действие не обойдётся без любви. Но считать ли эту книгу только любовным романом? Решать только читателю.
А Александру предстоит искать ответ на главный вопрос: неужели судьба решила улыбнуться ему? Об этом герой, равно как и читатель, узнает со временем. А пока – вперёд, навстречу новым репетициям, новым завистникам, новым сомнениям. Это книга не только о жизни театра, но и о театре в нашей жизни.
«Когда и кто выпустил закон, что театр может пребывать только в определенном для него здании? Кто его туда заточил? ... Ибо было сказано: играйте только на сцене! А я говорю вам: выпустите театр из душного помещения! Было сказано: театр должен знать свое место! А я говорю вам: нет такого места, куда театр не имеет права проникнуть!»
Ведь в грядущей постановке, роковой постановке, замешаны не только амбиции и страхи Александра-Джульетты. В игру вовлечены и именитые актеры театра, и «новопреставленные». Здесь же решается вопрос главенства над умами и душами режиссера и священника.
И становится очевидным, что одни играют на сцене, другие – в жизни. И с каждой новой строкой определить, где театр, а где реальная жизнь, где герои произведения надели маски, а где искренны перед лицом публики, становится все труднее...
Женский «театральный» детектив (продолжение)
Малышева А. Западня: роман
Малышева Анна Витальевна (род. 06 октября 1973) – писатель, автор более 40 произведений (исторические и социальные романы, психологические детективы). Окончила Литературный институт им. А.М. Горького.Все действие романа «Западня» происходит вокруг самодеятельной театральной студии «Жест», где собралась молодёжь от 17 до 19 лет – всего 21 человек. Руководитель – Ирина Сергеевна Гульчук, маленькая полная горбатая женщина. Для премьеры была выбрана странная японская пьеса неизвестного автора «Пионовый фонарь», которая повествует о любви умершей девушки к живому юноше. После ее ночных посещений постепенно он все больше чахнет. Чтобы выжить, юноше нужно отказаться от любви мертвой девушки, но он предпочитает умереть в ее объятьях. «Оказывается, в японском театральном мире она [пьеса] считается проклятой, подобно «Макбету» в английском театре. Эта легенда возникла в 1919 году, когда молодые актеры, игравшие девушку и ее служанку, умерли от загадочной болезни через неделю после премьеры».
Вот и вокруг этого маленького театра начинают твориться странные вещи. Следствие ведут непрофессионалы – журналист Михаил, переживающий трудности из-за развода и проблем на работе, и девочка-подросток Милена, угловатая, настырная, младшая сестра пропавшей красавицы Ольги. «Михаил часто встречал ее во время своих прогулок [в Измайловском парке], особенно, если выходил попозже, после шести вечера. Она почему-то никогда не ехала ему навстречу, всегда только обгоняла. Он невольно оборачивался и видел ее – белокурую, растрепанную, на блестящем красном велосипеде».
В семье девочек внешне все благополучно. Старшая не сумела сразу после школы поступить в институт, готовится ко второй попытке, замкнулась. Родители рады, что она отвлеклась на занятия в самодеятельном театре. «Всю эту весну Ольга посещала репетиции, готовилась к спектаклю. Студия была только что создана, актеры были новичками, и Ольге, как самой талантливой, по ее собственным словам, досталась одна из главных ролей. Она уезжала из дома на своем велосипеде часов в шесть, возвращалась в девять вечера». Перед премьерой уехала – и больше не вернулась. И тут открылась неприглядная правда. Ирина Сергеевна рассказала: «Оля пришла сюда одной из первых. Жаль, что она не нашла своего места. А может и не хотела найти. Ей нужна была главная роль, а данных у нее было маловато. Наружность – это еще далеко не все. Она считала себя готовой актрисой, а ведь это было не так. Девочка где-то усвоила кривлянье, взрослые замашки, любила, чтобы ею восхищались… Но переломить себя, начать работать она не желала… Подавайте ей главную роль – вот и все». Роль ей так и не дали. Обиделась – ушла. Но куда? С кем?
При равнодушном попустительстве отчима, вечной занятости на работе матери, сложилась опасная ситуация, из-за которой могла пострадать и младшая сестра. На помощь пришел чужой взрослый мужчина, наверно, потому что у него самого после развода не складываются отношения с дочерью-подростком. Не мог пройти мимо. Вот такая «театральная» история.
Мельникова И. Финита ля комедия: роман
Мельникова Ирина Александровна (Валентина, род. в 1953 г.) – российская писательница, автор любовных и детективных романов. За криминальную серию «Агент сыскной полиции» («Талисман Белой волчицы», «Бесы Черного городища», «Сибирская амазонка», «Агент сыскной полиции», «Финита ля комедия») Мельникова удостоена литературной премии Сибирского Федерального округа и дипломов МВД России. Следствие во всех романах ведут опытный начальник отделения уголовной сыскной полиции Федор Михайлович Тартищев и молодой полицейский агент 1-го разряда Алексей Поляков в вымышленном сибирском городе Североеланске.В местный театр приезжает актриса Полина Аркадьевна Муромцева. «До этого у нее было несколько успешных сезонов в Самаре и Киеве, но развод с мужем и смерть семилетней дочери заставили ее принять предложение антрепренера и забиться в несусветную глушь, где она мечтала обрести долгожданный покой для своей истерзанной страданиями души. А вместо этого встретила любовь, о которой не смела даже помышлять». Савва Андреевич Булавин, богатейший сибирский промышленник, владелец Центрально-Азиатской компании, влюбился в примадонну и даже начал строить новый театр. «Сцена всегда была для нее жертвенным алтарем, на котором сгорают в два раза быстрее, потому что здесь успевают за одну жизнь прожить десятки, а то и сотни других. Сюда поднимаются умирать и возрождаться, любить и ненавидеть, верить и ждать. И раз за разом воплощаться в своих героев, отдавая им часть своего тепла, души, здоровья». Внезапная смерть Муромцевой стала для всех неожиданностью.
Как и последовавшая за ней расправа над семьей купца Ушакова. «Столь дикого преступления в городе еще не случалось, по крайней мере, за время его службы в сыскной полиции, подумал тоскливо Федор Михайлович». «Хитрый и изощренный противник попался им на этот раз. Явно не из профессионалов, но сколь виртуозно все исполнил, подлец, словно по нотам разыграл. На это способен лишь человек, который долго и тщательно готовился к преступлению, продумал все до мелочей, как продумывает режиссер каждую мизансцену будущего спектакля».
Неожиданную версию выдвинул репортер Желтовский: «Кто-то убивает актрис, чтобы сорвать открытие нового театра». «Вся жизнь, а в искусстве особенно, состоит из сплошных интриг! Здесь каждый друг друга готов со света сжить. И подсидеть соперника, и ногу подставить в порядке вещей, и в грязи, как бы ненароком, вывалять! И с большей силой это проявляется, если человек талантлив и выделяется этим из толпы». «А театральное начальство никак не хочет признавать, что подобная падаль затесалась в их ряды. Дескать, нужны побудительные причины, а в труппе одни лишь ангелы небесные, у них даже в мыслях не бывает гадость какую сотворить!»
Сотрудник сыскной полиции Иван Вавилов, расспрашивавший работников театра, сетует: «Все то же, мелкие дрязги, сплетни, сведение счетов. Словом, одни – непризнанные гении, другие – губители таланта, подлецы и бездельники. Точно пауки в банке! Плюнуть некуда! Со стороны посмотришь: красота, фейерверк, платья, костюмы, музыка гремит… А за кулисами – сущая помойка! Друг другу горло готовы перекусить!»
Все выясняется, как всегда в хорошем детективе, неожиданно и на последних страницах. Но у читателя остается повод для раздумий. «Да, простить можно все. Но забыть? Нет, ничего не забывает душа. И не проходят даром уроки жизни. От них зреет сознание. Крепнет воля. Мир кажется иным. Отлетает шелуха заблуждения, и мы видим зерно. И если оно горькое, мы не можем, не должны обманываться».
Куликова Г. Если вы не влюблены: роман
Куликова Галина Михайловна (род.31.10.1962) – российская писательница, автор детективов и романтических историй.Роман начинается так: «Поздно вечером пенсионерка Клавдия Петровна обнаружила на лестничной площадке своего дома труп неизвестного мужчины. Закаленная суровой криминальной обстановкой последних лет, старушка не испугалась и даже почти не удивилась, словно давно уже ждала, когда же разгулявшаяся преступность нагадит непосредственно у дверей ее квартиры».
В начале театральной отпускной поры образовалась маленькая антрепризная группа из семи артистов (Мария Кирилловна Яблонская, ее муж Андриан Серафимович Курочкин, Татьяна Прияткина, Тихон Рысаков, Алексей Таранов, Регина Брагина, Анжела Прохорова), администратора (Алексей Владимирович Будкевич, для своих - Алик), осветителя (Вадим Веленко) и гримера-костюмера (Белла Ярцева). Новоиспеченная труппа едет в три провинциальных города с гастролями (по 4 спектакля).
Все вроде складывается нормально, московских актеров хорошо принимают, но… Вот с такого «но» обычно начинается что-нибудь этакое. Странные происшествия цепляются одно за другое: похожие туфли, пропавшие портсигары и ножницы, старые письма, загадочные картинки, измены, нападения, известный писатель, погибшая мэрша. Помочь разобраться берется следователь Валерий Дворецкий, приятель Тани. «А помощь им, судя по всему, просто необходима. В последнее время все так невероятно запуталось! Создается такое впечатление, что кто-то упорно пытается сорвать их гастроли. И похоже, этот кто-то – участник их труппы». Сотрудник правоохранительных органов вместе с коллегами действительно во всем разобрались.
А роман заканчивается вполне ожидаемым диалогом. Кого? Дочитаете – узнаете.
«-Мне хочется поскорее поцеловаться. И закрепить наши отношения. А потом мы пойдем вниз, в ресторан, и там ты расскажешь всю историю расследования от начала и до конца. Наверное, наши все волнуются и сгорают от нетерпения. И я тоже сгораю.
- Неужели ты можешь думать о других в такой исторический момент?
- Могу… В конце концов, существуют законы природы. И один из них гласит: чем богаче личная жизнь женщины, тем добрее женщина к своим коллегам».
Н. Ильюшко, библиограф ЦГБ