MENU
» Kraeved3
Форпост на Тихом океане
  Город Вилючинск – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), расположен на берегу бухты Крашенинникова Авачинской губы в юго-восточной части полуострова Камчатка.
 
  Географическая широта: 52°56'
  Географическая долгота: 158°24'
  Высота над уровнем моря, метров: 10
  Свое имя получил от названия расположенного в его окрестностях вулкана Вилючинский.
  Дата образования города – 16 октября 1968 года.
  В его состав вошли семь поселков: Старая Тарья, Приморский, Сельдевая, Рыбачий, Новая Тарья, Ягодный, Богатыревка.
  Город разделен на два жилых района – Рыбачий и Приморский.
 
  Город был задуман, как форпост на тихоокеанских рубежах России. Здесь расположилась база подводных лодок, разместились части обеспечения, и был построен военно-морской судоремонтный завод. Площадь территории ЗАТО составляет 29,7 тыс. га, из которых 22,3 тыс. га – земли обороны.
  Хозяйственную деятельность осуществляют более 70 предприятий. В государственном секторе находится 34 предприятия, негосударственный сектор составляет более 35 малых предприятий. Образовательные учреждения ЗАТО г. Вилючинска включают пять детских садов, четыре средних общеобразовательных школы и Камчатский индустриальный техникум. Дополнительное образование дают Школа информационных технологий, две музыкальных и одна художественная школы, Дом детского творчества и Центр развития творчества детей и юношества, две спортивных школы.
  Муниципальное учреждение «Центр культуры и досуга» объединяет Дворец культуры «Меридиан» и Дом офицеров флота, где успешно работают 30 творческих самодеятельных коллективов, 11 из которых «народные». Централизованная библиотечная система (центральная городская библиотека и 7 филиалов) с общим книгофондом 155 тыс. томов ежегодно обслуживает 16,6 тыс. читателей. Экспозиции Краеведческого музея (около 10 тысяч экспонатов основного фонда) рассказывают не только об истории города, но и о первобытнообщинном строе на территории будущего Вилючинска, об освоении Камчатки, о животном и растительном мире края.
  Лечебно-профилактические учреждения включают муниципальную больницу и станцию скорой помощи, семь аптек и аптечных магазинов.
  Во второй половине 1990-х годов в Вилючинске построены два православных храма — Преподобного Серафима Саровского и святого Апостола Андрея Первозванного — единственный гарнизонный храм на Дальнем Востоке. С 2007 года в городе работает спортивно-оздоровительный комплекс "Океан" (аквапарк). В 2010 году был также открыт ледовый комплекс "Айсберг". Вилючинцы гордятся своей горнолыжной базой – любимым местом отдыха в зимний период (ежегодные соревнования по фрирайду «Crazy Head»).
  На территории ЗАТО находится 7 крупных водных объектов, это озёра: Ближнее, Дальнее, Богатыревка, Пресное (б. Спасения), Лиман, Большой и Малый Вилюй. На Большом Вилюе, с целью восстановления популяции лососей, построен рыборазводный завод, где искусственно разводят молодь кеты и кижуча.
  Из полезных ископаемых в окрестностях есть термальные воды и стройматериалы: вулканические шлаки, песчано-гравийная смесь, строительный камень, песок.
  Но главное предназначение Вилючинска – быть форпостом Отечества на Тихом океане. Сегодня, когда идет укрепление и реформирование Вооруженных сил в России, наш город находится под пристальным вниманием правительства. Разработана и претворяется в жизнь Президентская программа развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Вилючинска. В ближайшие 2-3 года планируется построить новую и самую современную базу для подводных лодок 4-го поколения.
 
  История Вилючинска – это одна из страниц истории Военно-морского флота. За прошедшие годы моряки-подводники вписали яркие страницы в летопись Российской истории, об этом рассказывают улицы и памятники нашего города.
  В названиях улиц нашли отражение самые разные факторы: исторические события, признаки времени, окружающей местности, география, профессии горожан и др.
  Улицы Комсомольская, Профсоюзная, Школьная (р-н Сельдевая) - появились в годы стремительных преобразований, когда строился, набирал сил судоремонтный завод.
  В названиях улиц Рыбачья, Заводская (р-н Сельдевая) отражены профессии, основное занятие жителей Вилючинска в конце 50-х - начале 60-х годов.
  Признаки окружающей местности дали название улицам Набережная, Садовая (р-н Сельдевая), Лесная (р-н Тарья), Приморская, Центральная, Северная (р-н Приморский).
  В таких улицах Вилючинска, как Хабаровская, Владивостокская (р-н Сельдевая), Кронштадтская (р-н Приморский) - география нашей страны, связь с этими городами.
  Улица Мира начала строиться с приходом 5-й Тихоокеанографической экспедиции, и свое название получила 4 мая 1961 года.
  В честь 50-летия ВЛКСМ была названа одна из улиц района Рыбачий, а строительство первых домов улицы Победы было начато в год 30-тилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  Пять улиц г. Вилючинска (р-н Рыбачий) носят имена людей, чья жизнь связана с историей флота, историей Камчатки, историей нашего города: Н. Вилкова, Д. Гусарова, В. Кобзаря, С. Крашенинникова, П. Нахимова.
 Памятный знак экипажу подводной лодки Л-16,
погибшей в годы Великой Отечественной в Тихом океане,
открыт 24 июля 1966 года.
  Первоначально он был установлен у Базового матросского клуба, в июле 1993-го памятник перенесли на площадь перед Домом офицеров флота. На рубке была закреплена мемориальная доска с именами всех членов экипажа «Л-16».
  Еще через три года возле рубки установили мемориальные плиты, на которых начертаны фамилии подводников экипажей лодок «К-129» и «К-429», погибших при выполнении боевых задач. Площадь стала называться «Площадь Героев подводников».
  В 1942 году германский флот развернул ожесточенные боевые действия на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3000 миль. В строю же здесь находились всего 22 подводные лодки. Государственному комитету обороны на ходу приходилось исправлять ошибки довоенного планирования, ведь в ущерб западным флотам на Тихоокеанском флоте была сосредоточена 91 подводная лодка. Комитет принял решение о переброске с ТОФ на Северный флот 6 подлодок, из них Л-15 и Л-16 с Камчатки.
  Сверхдальний переход наших подводных лодок был нешуточным и для мирного времени. Предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подводные лодки, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, северной части Атлантики, подняться выше Полярного круга и оттуда следовать в базу Северного флота Полярный.
  Поскольку маршрут пролегал через районы боевых действий, лодки должны были идти в надводном положении и нести на корме огромные линкоровские флаги, чтобы не стать случайной жертвой торпед союзников-американцев (по некоторым источникам американские подводные лодки потопили шесть советских транспортов).

  11 октября 1942 года в 820 милях от тихоокеанского побережья США «Л-16», шедшая головной, была торпедирована неизвестной (предположительно японской) подводной лодкой и затонула. В память погибшему экипажу (55 человек) поставлен памятник – рубка «Л-16». И одна из вилючинских улиц названа именем командира лодки Дмитрия Гусарова.

Памятный знак Герою Советского Союза Николаю Александровичу Вилкову.
  Авторы памятника – группа военнослужащих.
Открыт 9 мая 1965 года, построен на средства личного состава соединения подводных лодок.
Материал – бетон.
  Родился Николай Александрович Вилков 9 декабря 1918 года в деревне Ильинское Ивановской области в семье крестьянина. Окончив школу, поступил в Горьковский речной техникум на судоводительское отделение. В 1939-м был призван в армию, на Тихоокеанский флот, и служил в гарнизоне подводников в Рыбачьем. Перед началом войны Николай получил новое назначение – стал боцманом плавбазы «Север». В августе 1945-го личный состав плавбазы участвовал в Курильской десантной операции. Старшина 1 статьи Вилков был назначен помощником командира взвода в батальон морской пехоты, входивший в передовой отряд десанта. На одном из решающих участков при штурме высоты 171 вражеский дот сильным пу¬леметным огнем наносил батальону большие потери и пре¬пятствовал продвижению наших войск. Вилков, взяв себе в помощники матроса Петра Ильичева, решил подор¬вать двухамбразурную огневую точку противника гранатами. Выискивая неза¬метные укрытия, Николай подполз к доту, метнул гранаты, раздался взрыв, и пулемет за¬молчал, но когда десантники ринулись вперед, ам¬бразура ожила. Тогда раненый Вилков встал во весь свой богатырский рост, что-то крикнул и, гневно потрясая в воздухе правой рукой, левая рука безжизненно висела плетью, пошатываясь, пошел на одну из амбразур и закрыл ее своим телом. Его примеру последовал Петр Ильичев. Этот подвиг дал возможность другим десантникам блокировать и уничтожить огневую точку врага.
  9 сентября 1945 года газета «Камчатская правда» напечатала выступление Вилкова на митинге перед десантной операцией: «… У каждого человека есть чувство страха, но каждый в силах побороть его, ибо выше всех человеческих чувств является воинский долг, наша любовь к Родине, стремление к боевому успеху. Во имя победы над врагом мы, не задумываясь, отдадим свою жизнь».
  Именем Николая Вилкова названа одна из улиц Вилючинска.
Обелиск Славы воинам - камчатцам, погибшим в боях с фашистской Германией и империалистической Японией
Памятник открыт 8 мая 1970 года.
Авторы обелиска – группа художников под руководством Ю.А. Зайкова.
Материал – бетон.

  Памятники воинам Великой Отечественной есть почти в каждом населенном пункте. Эта одна из самых страшных и губительных войн в истории человечества унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников. В первые же дни войны во всех населенных пунктах Камчатки прошли митинги и собрания. Военкоматы в те дни был переполнены заявлениями добровольцев, требовавших отправки на фронт. Но точных данных о числе ушедших на фронт камчатцев нет, существуют разные сведения. По одним из них 23 292 защитника призывались с Камчатки, 14 607 из которых Петропавловским горвоенкоматом. На всех фронтах воевали камчатцы: под Москвой и в Сталинграде, освобождали Кубань и Крым, сражались в Прибалтийских землях, через все фронты дошли до Берлина. На сегодняшний день установлено более двух тысяч погибших и пропавших без вести, их имена записаны в Книгу Памяти Камчатской области. Но поисковая работа продолжается…

Монумент «Тем, кто насмерть стоял в грозной битве с фашизмом. 1941 – 1945 гг.»
Открытие памятника состоялось в мае 1980 года в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.
Установлен на территории судоремонтного завода.
Авторы памятника – группа самодеятельных художников и рабочие завода.
Материал – мрамор и бронза.
Обелиск «В память погибшим морякам русского флота»
Обелиск воздвигнут экипажу подводной лодки К-129.
Построен личным составом совместно с военными строителями на сбережения соединения.
Открыт 23 октября 1973 года.
Автор памятника – подполковник А.Серебряков.
Материал – бетон.
   В скорбный мартиролог, в который вписаны краснофлотцы, отдавшие жизнь за свободу Родины в годы Второй мировой, вносила свои имена другая война – «холодная». 24 февраля 1968 года подводная лодка «К-129» под командованием капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря вышла в Тихий океан для несения боевой службы. На её борту находились новейшие баллистические ракеты подводного старта (Р-21). Через 11 дней лодка не вышла на контрольный сеанс связи. С 8 марта по май 1968 года силами Тихоокеанского флота проводилась невиданная по размаху и секретности поисковая операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, самолёты и вертолёты морской авиации флота. Однако не удалось обнаружить ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы. Было сделано заключение о гибели «К-129». На территории базы подводных лодок заложили камень для установки памятника.
  При невыясненных до конца обстоятельствах субмарина затонула в районе Гавайских островов – погибли 98 офицеров, мичманов, старшин и матросов. Наиболее вероятная причина гибели К-129 указана в результатах работы правительственной комиссии СССР, производившей расследование этой катастрофы – столкновение с иностранной подводной лодкой в подводном положении.
  1968 год – это было время разгара боевых действий во Вьетнаме, и американские ВМС тщательно прослеживали курс каждого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. За нашим ракетоносцем следила американская атомарина «Суордфиш». Маневрируя во время слежения, поднырнула и ненамеренно задела рубкой днище К-129. Вероятно, американская лодка прозевала поворот нашей лодки на новый курс, в результате чего произошел таранный удар. Получив пробоину в корпусе, советская лодка камнем пошла в океанскую пучину.
  Несомненно, секреты, которые хранила на своем борту затонувшая ПЛ К-129, представляли исключительную ценность с точки зрения Совета национальной безопасности США. В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели нашей лодки глубоководным управляемым батискафом «Триест-2». Результаты обследования позволили сделать вывод о возможности подъема лодки. Так родился замысел проведения секретной операции под названием «Дженифер». Главной ее целью было проникнуть в шифрованную связь ВМФ СССР, т.е. «расколоть» шифры, которые считались «абсолютно стойкими». Для этого надо было поднять лодку и извлечь из нее шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратуру радиосвязи. Интересовались американцы также ракетным и торпедным ядерным оружием лодки. В 1974 году они попытались поднять ракетоносец. Но при подъеме корпус лодки переломился и в гидравлических клешнях – захватах осталась только носовая часть – два отсека. Кормовая часть снова ушла на дно. Обнаруженные там останки шести подводников с почестями, под звуки гимнов США и СССР захоронены в океане.
  В 1998 году Указом президента Российской Федерации № 1285 весь экипаж подводной лодки К-129 награжден орденами Мужества (посмертно). «В сердцах человеческих будете вечно вы памятью, болью святой» - такие слова завершают размещенный на памятной доске мемориала список членов погибшего экипажа подводной лодки «К-129». А имя командира капитана 1 ранга Владимира Ивановича Кобзаря носит одна из улиц Вилючинска.
Памятный знак, посвященный 100-летию подводного флота России.
  19 марта 2006 года в Доме офицеров флота-2 г. Вилючинска был открыт памятник, посвященный 100-летию подводного флота России. 19 марта 1906 года в Петербурге была открыта Школа подводного плавания. Эта дата и стала отправной точкой в славной летописи Российских подводных сил.
  Заслуженный скульптор России С. Исаков предложил, с одной стороны, неожиданную, но, с другой стороны, вполне закономерную концепцию памятника — на фоне барельефа парусника он изваял фигуру императора Николая II и одетого в морскую форму цесаревича Алексея. Именно Николай II в марте 1906 года своим указом установил новую классификацию судов военного флота, включив в него разряд подводных лодок. А образ малолетнего цесаревича Алексея в композиции памятника символизирует зарождение нового типа боевых кораблей флота. Памятник отлит из бронзы.
  За свою более чем вековую историю подводный флот прошел путь развития от простейших маломерных субмарин до мощных ракетно-ядерных атомоходов. Но морская сила России – не только корабли, военные базы, это – прежде всего люди, их любовь к морю, преданность флоту, преданность Родине. Помня о подвигах героев, народ воздвигает им памятники. Тема героического прошлого никогда не должна потускнеть в памяти потомков.
 
  Краснознаменное соединение подводных лодок
  История базы подводных лодок началась в 30-е годы ХХ века. Ситуация на Дальнем Востоке складывалась тогда сложная. Япония, имевшая сильный флот, чувствовала себя хозяйкой в Охотском, Беринговом морях и в Тихом океане. Ее корабли и авиация, базировавшиеся на Курилах, контролировали рыболовство нашей страны – вытесняли из районов богатых рыбой русских рыбаков и поддерживали своих. Катера морпогранохраны НКВД, которые находились в то время на Дальнем Востоке, не могли дать отпор японскому военному флоту. Возникла реальная угроза закрытия и контроля Берингова пролива – главных ворот Северного морского пути. Эти обстоятельства сыграли решающую роль в создании на Камчатке Военно-морской базы, способной противостоять враждебным действиям Японии. 15 августа 1938 года в Авачинскую губу вошли первые подводные лодки. Местом их постоянного базирования стала бухта Крашенинникова. Ее выбор был не случаен. Рельеф окружающих берегов превратил эту гавань в естественную крепость. Еще в 1908 году военный генерал-губернатор Флуга писал: « Тареинскую бухту (с 1967 г. - бухта Крашенинникова) следует сохранить для военной гавани, которая в недалеком будущем должна быть оборудована» (РГИА ДВ ф. 702. оп.1 д. 625). Но только спустя 30 лет пришли сюда лодки Л-7, Л-9, Л-10 и плавбаза «Саратов». Передислокация осуществлялась из 6-й бригады, находившейся во Владивостоке. Новое формирование стало именоваться 41-м отдельным дивизионом 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. В сентябре дивизион приступил к реализации плана боевой подготовки: освоение побережья, отработка операций по высадке разведывательных и диверсионных групп. К 1941-му году в его состав входило уже девять лодок.
  В первые дни Великой Отечественной из числа подводников был сформирован отряд добровольцев, который убыл на фронт и воевал в составе бригады морской пехоты. В 1942 году Германский флот развернул ожесточенные боевые действия на пути союзных конвоев, поставлявших в нашу страну по Ленд-лизовскому договору вооружение и продовольствие. Северному флоту приходилось защищать коммуникации протяженностью в 3 тысячи миль. Находившихся в строю двадцати двух лодок было недостаточно. Государственный комитет обороны принял решение: перевести шесть подводных кораблей с Тихоокеанского флота (в его составе находилась 91 лодка) на Северный (четыре с Владивостокской базы и две с Камчатки). 25 сентября из Авачинской губы лодки Л-15 (командир капитан-лейтенант В.Комаров) и Л-16 (командир капитан-лейтенант Д.Гусаров) вышли в поход. Но до базы Полярное дошла только Л-15. Примерно в 800-х милях от тихоокеанского побережья США лодка капитан-лейтенанта Гусарова была атакована неизвестной (предположительно японской) подводной лодкой, торпедирована и с экипажем в 55 человек затонула. В память о погибших в городах Петропавловск-Камчатский и Вилючинск установлены памятники. И одна из вилючинских улиц названа именем командира лодки/
  А подводная лодка Л-15 благополучно прибыла в Полярное и активно участвовала в боевых действиях против фашистской Германии. Подводники совершили одиннадцать боевых выходов в море продолжительностью от 15 до 65 суток. Ставили минные заграждения, торпедировали фашистские миноносцы и танкеры. Как впоследствии вспоминал Владимир Анатольевич Скородумов, (фото) старшина электромеханической группы: «Самое сложное было, порой, не потопить вражеский корабль, а суметь скрыться, без потерь уйти после успешной атаки».
  Чтобы уцелеть, спасти корабль, экипажу нужны были и мастерство, и выдержка, и, конечно, мужество. А ведь большинству подводников было в то время чуть больше двадцати! И сегодня на задаваемые порой удивленные вопросы: "За всю войну ни одного ранения?" Владимир Анатольевич обычно отвечает: "Мы, подводники, не имеем ранений. Мы или живы, или нас нет".
  В августе 1945 г. дивизион принимал участие в Курильской десантной операции. Из личного состава плавбаз «Саратов» и «Север» был сформирован десантный батальон, который первым высадился на остров Шумшу. В тяжелых боях отвагу, мужество и умелое руководство действиями подчиненных проявили старшие лейтенанты И.Кощей, И.Докшин (геройски погиб при штурме) и лейтенант В.Терещук. При штурме высоты 171 старшина 1-й статьи Н. Вилков повторил подвиг А. Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза. Имя Николая Александровича Вилкова навечно занесено в списки вилючинского гарнизона, ему установлен памятник и одна из улиц названа именем героя. Всего в десанте участвовали 158 подводников и моряков 40-й базы. Из них пали смертью храбрых 21 человек.
  В 50-60-е годы подводники начинают осваивать океан. Многие страницы истории соединения начинаются со слов «первый», «впервые». Первопроходцами подледных арктических маршрутов в 1963 году стали экипажи И.Дубяги и А.Михайловского. Во время перехода экипаж И.Дубяги, отыскав в ледяном панцире полынью, всплыл и «заглянул на огонек» на дрейфующую станцию, очень удивив тем самым полярников, которые никак не ждали гостей в мире белого безмолвия.
  Экипажи В.Виноградова и Л.Столярова первыми совершили подводную кругосветку. Это необыкновенное плавание проходило в самом будничном ритме. Сложным участком маршрута был пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Из-за айсбергов он чрезвычайно опасен, тем более для подводных кораблей. Ориентировались с помощью гидроакустических и температурных датчиков. Когда температура забортной воды резко падала (до -2 градусов), на корабле настораживались, сбавляли ход. Таким образом, выработали методику «слепого» уклонения от айсбергов. После этого похода весь экипаж получил правительственные награды, а командиру похода А.И.Сорокину, командирам кораблей В.Т.Виноградову, Л.Н.Столярову и главному механику С.П.Самсонову присвоили звание Герой Советского Союза.
  Экипаж И.Конорева первым в ВМФ осуществил непрерывное слежение за авианосной ударной группой военно-морских сил США.
  Трагическая страница в истории соединения - гибель ракетной подводной лодки К-129. Это были годы «холодной» войны. «Ядерная холодная дуэль» двух сверхдержав ощущалась практически в любой точке планеты: на суше и в воздухе, на просторах океанов и в океанских глубинах. 24 февраля 1968 года субмарина под командованием капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря вышла в Тихий океан для несения боевой службы. На её борту находились новейшие баллистические ракеты подводного старта (Р-21). Через 11 дней лодка не вышла на контрольный сеанс связи. Что с ней случилось, никто не скажет и по сию пору. Ветеран морской разведки контр-адмирал Штыров считает, что за нашим ракетоносцем следила американская атомарина «Суордфиш». Маневрируя во время слежения, поднырнула и задела рубкой днище, отчего К-129, получив пробоину в корпусе, камнем пошла в океанскую пучину. Пропавшую лодку искали и корабли, и самолеты несколько недель. Единственное, что обнаружили в районе Гавайских островов – огромное соляровое пятно. А через трое суток в одну из военно-морских баз США - Йокосука (Япония) пришла «Суордфиш» со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение суток скрытно был сделан косметический ремонт. Затем подлодка скрытно покинула базу, совершила переход в Перл-Харбор и в продолжение полутора лет не отмечалась в каких-либо видах деятельности (по данным военной морской разведки). Официальные американские органы отвергают версию о столкновении их лодки с нашей. Повреждение «Суордфиш» они объясняют столкновением … с айсбергом. В 1974 году весь мир облетела сенсация: американцы подняли из глубины в 5000 метров затонувшую советскую подлодку. Но при подъеме корпус лодки переломился и в гидравлических клешнях – захватах осталась только носовая часть – два отсека. Обнаруженные там останки шести подводников с почестями, под звуки гимнов США и СССР захоронены в океане. Видеозапись этой церемонии передана нашему президенту директором ЦРУ Гейтсом в 1992 году во время визита в Москву. В 1995 году группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа и отдала воинские почести погибшим подводникам. Одна из улиц Вилючинска названа именем командира К-129 В. Кобзаря, а в память погибшему экипажу (98 человек) установлен памятник.
  В скорбный мартиролог вписаны имена 16-ти подводников АПЛ К-429. 23 июня 1983 года в четырех с половиной милях от побережья Камчатки в бухте Саранной на лодке произошла авария. Во время погружения в четвертый отсек обрушился столб воды. Мичман В. Лящук успел распахнуть люк переборки в соседний отсек, крикнуть оторопевшему вахтенному об аварии и скрыться обратно, задраив переборку. Он погиб вместе со своими товарищами, хотя мог бы перескочить в сухой отсек. Но остался. Не преступил главный закон подводного флота: аварийный отсек борется сам за себя, без команды никто не уходит. Лодка легла на грунт. Мичманы М. Лесник и Н. Мерзликин через торпедный аппарат вышли из затонувшей субмарины (на глубине 41 м) и буем обозначили место, где лежала лодка. Их подобрали пограничники. Была развернута спасательная операция. Из обесточенной лодки подводники могли отвечать спасателям только ударами кувалды по корпусу. Из носовых отсеков выходили через торпедный аппарат, из кормовых – через аварийно-спасательный люк. Матросов-первогодков выводил мичман В. П. Баев. Отшлюзовав последнего человека он остался один. Баев мог уйти по простому варианту – затопить отсек и поднырнуть в аварийный люк. Никто бы его ни в чем не упрекнул. Но затопи он отсек, и вода хлынула бы к турбине – уникальной и едва ли не самой дорогой конструкции лодки. Поэтому он починил неисправную задвижку (без специальных инструментов), закрыл люк изнутри, выровнял давление с забортным, на что требовалось время, а баллон его был наполовину пустым. И только после этого стал всплывать. Потому путь его наверх продолжался 6 часов вместо 8 минут, как у тех, кого он спас. За проявленное мужество мичмана В. П. Баева наградили орденом Красной Звезды. Василий Петрович умер, не дожив и до сорока лет, сказалась серьезная травма, полученная во время аварии. Посмертно ему присвоено звание Почетный гражданин города Вилючинска. Спустя некоторое время лодку удалось поднять и отбуксировать на судоремонтный завод. Во время трагедии К-429 впервые в истории подводного флота из затонувшей АПЛ на поверхность самостоятельно вышли 104 человека в изолирующем снаряжении подводника. В 1996 году в г. Вилючинске на площади перед Домом офицеров флота был открыт Мемориал памяти. На плитах начертаны имена подводников экипажей К-129 и К-429, погибших при выполнении боевых задач. С того дня площадь получила название Площадь Героев подводников.
  Каждое десятилетие происходило обновление нашего соединения. В 60-70-е годы в его составе были ракетные лодки с крылатыми ракетами малой дальности, в 80-е дивизия пополнилась многоцелевыми атомными подводными лодками с торпедным вооружением, а с 90-х годов прошлого столетия к нам пришли подводные крейсера. «Убийцы авианосцев» - так американцы называют ракетные крейсера «Томск», «Омск», «Челябинск», «Вилючинск». И вновь с появлением нового оружия и новых кораблей пришлось многое делать впервые. Подводники не только выполняли боевые задачи, но и принимали участие в научных экспериментах. В декабре 1992 года лодка под командованием капитана 1 ранга В. Прохорова, выполнив опытную ракетную стрельбу, отправила в ближний космос мини-лабораторию.
  Каждый переход кораблей подо льдами Арктики – это подвиг. Подвиг всего экипажа. В 1998 году впервые в истории Российского флота и Русской православной церкви на крейсере «Томск» через шесть морей двух океанов совершил подводный переход епископ Петропавловский и Камчатский Владыка Игнатий.
  Самое современное оружие, аналогов которому нет ни в одних военно-морских силах мира, в руках моряков крейсерских подводных лодок «Самара», «Братск», «Кузбасс», «Магадан». Проводимые стрельбы с дальностью в несколько тысяч километров подтверждают высокие боевые возможности кораблей этого класса. Имена талантливых командиров этих лодок, которые и в нынешнее время служат в дивизии, навсегда вписаны в золотую летопись флота.
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх