Географическая долгота: 158°24'
Высота над уровнем моря, метров: 10
Памятный знак экипажу подводной лодки Л-16,
погибшей в годы Великой Отечественной в Тихом океане,
открыт 24 июля 1966 года.
Первоначально он был установлен у Базового матросского клуба, в июле 1993-го памятник перенесли на площадь перед Домом офицеров флота. На рубке была закреплена мемориальная доска с именами всех членов экипажа «Л-16».
Еще через три года возле рубки установили мемориальные плиты, на которых начертаны фамилии подводников экипажей лодок «К-129» и «К-429», погибших при выполнении боевых задач. Площадь стала называться «Площадь Героев подводников».
В 1942 году германский флот развернул ожесточенные боевые действия на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3000 миль. В строю же здесь находились всего 22 подводные лодки. Государственному комитету обороны на ходу приходилось исправлять ошибки довоенного планирования, ведь в ущерб западным флотам на Тихоокеанском флоте была сосредоточена 91 подводная лодка. Комитет принял решение о переброске с ТОФ на Северный флот 6 подлодок, из них Л-15 и Л-16 с Камчатки. | ||||
Сверхдальний переход наших подводных лодок был нешуточным и для мирного времени. Предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подводные лодки, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, северной части Атлантики, подняться выше Полярного круга и оттуда следовать в базу Северного флота Полярный.
Поскольку маршрут пролегал через районы боевых действий, лодки должны были идти в надводном положении и нести на корме огромные линкоровские флаги, чтобы не стать случайной жертвой торпед союзников-американцев (по некоторым источникам американские подводные лодки потопили шесть советских транспортов). | ||||
11 октября 1942 года в 820 милях от тихоокеанского побережья США «Л-16», шедшая головной, была торпедирована неизвестной (предположительно японской) подводной лодкой и затонула. В память погибшему экипажу (55 человек) поставлен памятник – рубка «Л-16». И одна из вилючинских улиц названа именем командира лодки Дмитрия Гусарова. | ||||
Памятный знак Герою Советского Союза Николаю Александровичу Вилкову.
Авторы памятника – группа военнослужащих.
Открыт 9 мая 1965 года, построен на средства личного состава соединения подводных лодок.
Материал – бетон. |
| |||
Родился Николай Александрович Вилков 9 декабря 1918 года в деревне Ильинское Ивановской области в семье крестьянина. Окончив школу, поступил в Горьковский речной техникум на судоводительское отделение. В 1939-м был призван в армию, на Тихоокеанский флот, и служил в гарнизоне подводников в Рыбачьем. Перед началом войны Николай получил новое назначение – стал боцманом плавбазы «Север». В августе 1945-го личный состав плавбазы участвовал в Курильской десантной операции. Старшина 1 статьи Вилков был назначен помощником командира взвода в батальон морской пехоты, входивший в передовой отряд десанта. На одном из решающих участков при штурме высоты 171 вражеский дот сильным пу¬леметным огнем наносил батальону большие потери и пре¬пятствовал продвижению наших войск. Вилков, взяв себе в помощники матроса Петра Ильичева, решил подор¬вать двухамбразурную огневую точку противника гранатами. Выискивая неза¬метные укрытия, Николай подполз к доту, метнул гранаты, раздался взрыв, и пулемет за¬молчал, но когда десантники ринулись вперед, ам¬бразура ожила. Тогда раненый Вилков встал во весь свой богатырский рост, что-то крикнул и, гневно потрясая в воздухе правой рукой, левая рука безжизненно висела плетью, пошатываясь, пошел на одну из амбразур и закрыл ее своим телом. Его примеру последовал Петр Ильичев. Этот подвиг дал возможность другим десантникам блокировать и уничтожить огневую точку врага.
9 сентября 1945 года газета «Камчатская правда» напечатала выступление Вилкова на митинге перед десантной операцией: «… У каждого человека есть чувство страха, но каждый в силах побороть его, ибо выше всех человеческих чувств является воинский долг, наша любовь к Родине, стремление к боевому успеху. Во имя победы над врагом мы, не задумываясь, отдадим свою жизнь».
Именем Николая Вилкова названа одна из улиц Вилючинска. | ||||
Обелиск Славы воинам - камчатцам, погибшим в боях с фашистской Германией и империалистической Японией
Памятник открыт 8 мая 1970 года.
Авторы обелиска – группа художников под руководством Ю.А. Зайкова.
Материал – бетон. |
Памятники воинам Великой Отечественной есть почти в каждом населенном пункте. Эта одна из самых страшных и губительных войн в истории человечества унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников. В первые же дни войны во всех населенных пунктах Камчатки прошли митинги и собрания. Военкоматы в те дни был переполнены заявлениями добровольцев, требовавших отправки на фронт. Но точных данных о числе ушедших на фронт камчатцев нет, существуют разные сведения. По одним из них 23 292 защитника призывались с Камчатки, 14 607 из которых Петропавловским горвоенкоматом. На всех фронтах воевали камчатцы: под Москвой и в Сталинграде, освобождали Кубань и Крым, сражались в Прибалтийских землях, через все фронты дошли до Берлина. На сегодняшний день установлено более двух тысяч погибших и пропавших без вести, их имена записаны в Книгу Памяти Камчатской области. Но поисковая работа продолжается… | |||
Монумент «Тем, кто насмерть стоял в грозной битве с фашизмом. 1941 – 1945 гг.»
Открытие памятника состоялось в мае 1980 года в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.
Установлен на территории судоремонтного завода.
Авторы памятника – группа самодеятельных художников и рабочие завода.
Материал – мрамор и бронза. | ||||
Обелиск «В память погибшим морякам русского флота»
Обелиск воздвигнут экипажу подводной лодки К-129.
Построен личным составом совместно с военными строителями на сбережения соединения.
Открыт 23 октября 1973 года.
Автор памятника – подполковник А.Серебряков.
Материал – бетон. |
||||
В скорбный мартиролог, в который вписаны краснофлотцы, отдавшие жизнь за свободу Родины в годы Второй мировой, вносила свои имена другая война – «холодная». 24 февраля 1968 года подводная лодка «К-129» под командованием капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря вышла в Тихий океан для несения боевой службы. На её борту находились новейшие баллистические ракеты подводного старта (Р-21). Через 11 дней лодка не вышла на контрольный сеанс связи. С 8 марта по май 1968 года силами Тихоокеанского флота проводилась невиданная по размаху и секретности поисковая операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, самолёты и вертолёты морской авиации флота. Однако не удалось обнаружить ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы. Было сделано заключение о гибели «К-129». На территории базы подводных лодок заложили камень для установки памятника.
При невыясненных до конца обстоятельствах субмарина затонула в районе Гавайских островов – погибли 98 офицеров, мичманов, старшин и матросов. Наиболее вероятная причина гибели К-129 указана в результатах работы правительственной комиссии СССР, производившей расследование этой катастрофы – столкновение с иностранной подводной лодкой в подводном положении.
1968 год – это было время разгара боевых действий во Вьетнаме, и американские ВМС тщательно прослеживали курс каждого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. За нашим ракетоносцем следила американская атомарина «Суордфиш». Маневрируя во время слежения, поднырнула и ненамеренно задела рубкой днище К-129. Вероятно, американская лодка прозевала поворот нашей лодки на новый курс, в результате чего произошел таранный удар. Получив пробоину в корпусе, советская лодка камнем пошла в океанскую пучину.
Несомненно, секреты, которые хранила на своем борту затонувшая ПЛ К-129, представляли исключительную ценность с точки зрения Совета национальной безопасности США. В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели нашей лодки глубоководным управляемым батискафом «Триест-2». Результаты обследования позволили сделать вывод о возможности подъема лодки. Так родился замысел проведения секретной операции под названием «Дженифер». Главной ее целью было проникнуть в шифрованную связь ВМФ СССР, т.е. «расколоть» шифры, которые считались «абсолютно стойкими». Для этого надо было поднять лодку и извлечь из нее шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратуру радиосвязи. Интересовались американцы также ракетным и торпедным ядерным оружием лодки. В 1974 году они попытались поднять ракетоносец. Но при подъеме корпус лодки переломился и в гидравлических клешнях – захватах осталась только носовая часть – два отсека. Кормовая часть снова ушла на дно. Обнаруженные там останки шести подводников с почестями, под звуки гимнов США и СССР захоронены в океане. | ||||
В 1998 году Указом президента Российской Федерации № 1285 весь экипаж подводной лодки К-129 награжден орденами Мужества (посмертно). «В сердцах человеческих будете вечно вы памятью, болью святой» - такие слова завершают размещенный на памятной доске мемориала список членов погибшего экипажа подводной лодки «К-129». А имя командира капитана 1 ранга Владимира Ивановича Кобзаря носит одна из улиц Вилючинска. | ||||
Памятный знак, посвященный 100-летию подводного флота России.
19 марта 2006 года в Доме офицеров флота-2 г. Вилючинска был открыт памятник, посвященный 100-летию подводного флота России. 19 марта 1906 года в Петербурге была открыта Школа подводного плавания. Эта дата и стала отправной точкой в славной летописи Российских подводных сил. | ||||
Заслуженный скульптор России С. Исаков предложил, с одной стороны, неожиданную, но, с другой стороны, вполне закономерную концепцию памятника — на фоне барельефа парусника он изваял фигуру императора Николая II и одетого в морскую форму цесаревича Алексея. Именно Николай II в марте 1906 года своим указом установил новую классификацию судов военного флота, включив в него разряд подводных лодок. А образ малолетнего цесаревича Алексея в композиции памятника символизирует зарождение нового типа боевых кораблей флота. Памятник отлит из бронзы.
За свою более чем вековую историю подводный флот прошел путь развития от простейших маломерных субмарин до мощных ракетно-ядерных атомоходов. Но морская сила России – не только корабли, военные базы, это – прежде всего люди, их любовь к морю, преданность флоту, преданность Родине. Помня о подвигах героев, народ воздвигает им памятники. Тема героического прошлого никогда не должна потускнеть в памяти потомков. |