MENU
Главная » 2015 » Октябрь » 14 » 19 октября - День Царскосельского лицея
12:33
19 октября - День Царскосельского лицея

 

     Лицей- среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.

Слово «лицей» пришло в русский язык через немецкий, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого. В др.-греч. Λύκειον — Ликей — это название одного из гимнасиев за восточной окраиной Афин (в нём были учителями Сократ и Аристотель), который стал называться так  по имени соседнего храма Аполлона Ликейского.          

       Слово др.-греч. Λύκειος — Ликейский — это эпитет бога Аполлона и переводится как «Истребитель волков» (др.-греч. λύκος — волк)

     В России до 1917 года привилегированное среднее учебное заведение для детей дворян.

     В современной России – это название некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (с конца 80-х годов), работающих по собственным учебным программам.

     История лицейского образования: первые  учебные заведения, называвшиеся лицеями, находились в Древних Афинах, близ храма Аполлона Ликейского. По названию храма (Ликейский – ликей-лицей) и произошло это выражение. По форме обучения и образовательной программе лицеи ближе к гимназиям, то есть к средним учебным заведениям.

Лицеи в Российской Империи

     В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет,

охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.

     Понимание лицея в дореволюционной России хорошо отражает его определение в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля:

«Высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

Всего в дореволюционной России существовало 7 лицеев (в скобках указаны годы существования учебных заведений в качестве лицеев).

  1. Рижский Императорский лицей (Kaiserliches Lyceum zu Riga, 1733—1802) (до 1710 — Карлов лицей)
  2. Императорский Царскосельский лицей (1810—1918) (с 1843 — Императорский Александровский лицей)
  3. Ришельевский лицей (1817—1862)
  4. Волынский (Кременецкий) лицей (1819—1833)
  5. Нежинский юридический лицей (1832—1875)
  6. Демидовский юридический лицей (1833—1919)
  7. Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей) (1868—1918)

     Самым знаменитым среди всех лицеев в России был и есть  Императорский Царскосельский лицей. В нём жил и учился самый знаменитый поэт России Александр Сергеевич Пушкин. Этот лицей воспитал много известных людей.  Состоялось 74 выпуска, его окончили 1818 воспитанников. Среди них были известные поэты, музыканты, дипломаты, учёные.

Александр Сергеевич Пушкин. Годы жизни и учёбы в Царскосельском лицее. 1811-1817 г.г.

   В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина, Сергея Львовича, любителя всяких новостей.

      

 

 

 

 


  

   Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей.
   В то время царь Александр I ещё был вольнодумцем. Его отец, деспот Павел I, был убит придворными, и Александру, чтобы удержаться на престоле, приходилось проявлять мягкость души и свободу мыслей,  что он и делал некоторое время.
   В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу.
     И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем – всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен.
     В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей.

     19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал. Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала "Высочайшая грамота" – указ царя об открытии Лицея.
     Вечером, когда царь и важные гости уехали, лицеисты переменили парадную форму на будничную и вышли гулять. На улице лежал пушистый, рано выпавший снег. Вокруг Лицея горели плошки. При свете этой пышной иллюминации лицеисты бросились играть в снежки, забыв о том, что они будущие "столпы отечества".
    Торжество кончилось. Начались школьные будни.
    Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната или келья, как её называл Пушкин. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Номер спальни Пушкина был 14.

 

 

 

 

 

 

Лицеисты вставали рано – в шесть часов утра, – одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились.

 

Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались  своими  делами. Одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец.

 

     Пушкин впервые в жизни попал в такое большое общество сверстников. В Москве у него не было близких друзей, он не учился, как другие лицеисты, ни в гимназии, ни в пансионе.
     Александр в Лицее  не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор.
Но всё хорошее, что было в Пушкине: его горячее, доброе сердце, его сверкающий ум, прямота, искренность, преданность друзьям, – не могло не раскрыться в повседневном общении. Товарищи полюбили Пушкина, полюбил их и Пушкин.

Пушкин с друзьями на перемене.


  

 

 

 

     Лицей считался высшим учебным заведением. Лицейское начальство и профессора смотрели на лицеистов, как на взрослых студентов и предоставляли им большую самостоятельность и свободу. В классы на лекции они могли являться по своему усмотрению. Кто хотел учиться, тот учился, а кто не хотел, мог предаваться лени.

     Пушкин с увлечением занимался только такими науками, которые были ему по душе. Он любил русскую и французскую литературу, любил историю, лекции Куницына и пренебрегал другими предметами. Страсть к литературе и истории зародилась в нём ещё в детстве, в Москве. В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, – с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих – непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы "семейной хроникой".

     В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Живой и пылкий, серьёзные занятия он перемежал с шалостями, иногда слишком вольными, и оттого близоруким воспитателям казался "легкомысленным" и "крайне неприлежным". Но Пушкин никогда не был лентяем. Всё существо его всегда было в непрестанной деятельности. Голова его всегда была полна мыслей, сердце – чувств. Он много читал, размышлял и много писал. Он одержим был поэзией.
   "Не только в часы отдыха от ученья, в рекреационных залах, на прогулках, но нередко и в классе, и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его, то хмурилось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших. Набрасывая же мысли свои на бумагу, он от нетерпения грыз перо и, насупя брови, надув губы, с огненным взором читал про себя написанное" (Из воспоминаний лицейского друга Пушкина Комовского).


   Уже в 1814 году в журнале "Вестник Европы" наряду с известными в то время поэтами было напечатано стихотворение пятнадцатилетнего Пушкина "К другу стихотворцу". Это было большое событие, но оно ещё не ставило Пушкина па первое место среди лицейских поэтов, потому что друзья Пушкина Илличевский, Дельвиг тоже печатались в том, же журнале. В январе 1815 года, когда лицеисты переходили на четвёртый, старший курс, на экзамен приехал прославленный поэт Державин. Пушкин прочитал тогда своё патриотическое стихотворение "Воспоминания в Царском Селе".
   "Я не в силах описать состояние души моей, – вспоминал впоследствии Пушкин, – когда дошёл я до стиха, где упомянуто имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел обнять... меня искали, но не нашли".



  

      Пушкин был признан первым поэтом Лицея. О его даровании говорили уже за стенами Лицея, в литературных кругах. Особенно внимательно следили за быстрым развитием его исключительного таланта Жуковский и дядюшка Василий Львович.

 

 


   Лицеисты жили затворниками, как в монастыре. Их не отпускали ни зимой, ни летом за пределы Царского Села. Но жизнь всё-таки врывалась к ним, и они знали многое, что тогда происходило в России и в Европе. Царь Александр I стал во главе европейской реакции, приблизил к себе жестокого, грубого генерала Аракчеева, который и правил теперь Россией.

Литература всё больше и больше овладевала всеми его помыслами, и он всё больше и больше склонялся к тому, чтобы посвятить ей всю свою жизнь. Он никогда не мечтал ни о высоких чинах, ни о богатстве. О чинах и богатстве он говорил и писал в стихах с неизменной насмешкой и презрением. Он хотел быть, прежде всего, человеком независимым и честным и беспечно относился к тому, кем же он будет, когда кончит Лицей. А вопрос этот уже вплотную вставал перед ним.
   Приближались выпускные экзамены. Ещё месяц, другой – и лицеисты разъедутся из Царского Села, и все пойдут своей дорогой. Какую же ему избрать дорогу?

9 июня 1817 года состоялся выпуск лицеистов тихо, скромно, без тени той торжественности, с которой шесть лет назад открылся Лицей.

   Директор прочитал короткий отчёт о шестилетнем обучении лицеистов. Так же коротко царь поблагодарил его и весь лицейский штат. Лицеисты хором спели прощальную песню, сочинённую Дельвигом, и выпускной акт кончился.
   Да, не так, не так открывался Лицей! Шесть лет прошли – и переменили многое и многих...
   Лицеисты выросли и возмужали. Многие из них глубоко возмущались реакционной политикой царя и горели желанием свято выполнить тот долг гражданина – служить не царю, а народу, – о котором так смело, говорил Куницын в день открытия Лицея.
  

                                                                          

Лицейское образование в современной России.

 

Настоящее время

     В настоящее время в России и странах СНГ некоторые школы получают звание «лицей».  Существует множество «лицеев»,  которые с дореволюционными  имеют  мало общего. Кроме того, лицеями иногда называются учреждения среднего профессионального образования (бывшие профессионально-технические училища).

Лицеи расположены в разных городах России, работают по собственным программам с углублённым изучением отдельных предметов. Например, физико-математические:

                    

Физико-математический лицей в Хабаровске                   Санкт-Петербургский физико-математический лицей

     Многие школы узкой специализации (юридические, медико-биологические, художественно-эстетические, информационно-технологические) также носят название «лицей».

 

 

 

Псковский многопрофильный лицей.

       Лицеями именуется большая часть образовательных учреждений при университетах и академиях. Существуют и лицеи для подготовки будущих юристов экономистов, социальных работников.

     В лицеях силовых министерств готовят будущих военных, сотрудников Органов Внутренних дел и МЧС.

 

                                                                             

Курский социально-экономический лицей                                               Военный лицей в Казани

экономический лицей.               в Казани.

Выпускники военного лицея.

    Некоторые лицейские классы  существуют в общеобразовательных школах. В этих классах углублённо изучают некоторые предметы. Например, в Улан-удэ есть лицейский класс для будущих спасателей.

 

 

   

   Как правило, в лицейских классах и лицеях учатся самые лучшие учащиеся. Усложнённые программы лицеев в будущем позволяют ребятам поступить в высшие учебные заведения, приобрести хорошую специальность. Поэтому, в такие учебные заведения очень большой конкурс и трудные вступительные экзамены.

 

Литература:

  1. Лицей //Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М.Бим-Бад.- М., 2009.- С.133.
  2. Максимова, И.П. «Смуглый отрок бродил по аллеям…» //Читаем, учимся, играем.- 2015.- №7.- С. 27.
  3. Ярославцева, С.И. «Отечество нам Царское Село» //Домашний лицей.- 2001.- № 3.- С. 6.

 

 

 

 

Просмотров: 3035 | Добавил: admin | Теги: учеба, центральная детская библиотека, Пушкин, лицей | Рейтинг: 0.0/0
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх