19:45 «Андрей Дмитриевич Сахаров – совесть мира» | |
Бабушка Мария Петровна была дочерью смоленского дворянина с польской кровью Домуховского. Она была душой и хозяйкой большого дома. Обладала высокими душевными качествами, характерными для женщин-дворянок того времени. Была умна, добра, отзывчива, образована. Целью её жизни было создать, сохранить семью, воспитать у детей умение и желание учиться, применять полученные знания в жизни. Бабушка сумела привить внуку Андрею высокие нравственные принципы и моральные качества, которые он пронёс через всю свою жизнь.
Андрей Сахаров говорил: «Физиком меня сделал папа, а то Бог знает, куда бы меня занесло!». Дмитрий Иванович преподавал в педагогических университетах и технических вузах до глубокой старости. Был очень требователен к себе и к студентам, очень хорошо и доступно мог объяснять трудную тему учащемуся. Он был членом редколлегии научно-педагогического журнала «Физика в школе». Любил музыку, хорошо разбирался в творчестве современных российских композиторов. Замечательно играл на фортепиано и мог исполнить сложное музыкальное произведение. Мама учёного, урожденная Софиано, родилась в Белгороде в семье профессионального военного артиллериста, обрусевшего грека. Екатерина Алексеевна окончила женский Дворянский институт в Москве. Она была глубоко верующим человеком, как и многие её предки. Мать привела Андрея в церковь, но мальчик так и не стал слепо верить в христианские догматы. Как он сам говорил: «Лет в 13 я решил, что я неверующий». Скорее всего, это произошло под влиянием отца.
Первые пять лет Андрей учился дома вместе с другими детьми с приходящими учителями. Это было довольно дорого для семьи, но родители так решили, не доверяя системе образования. Из-за этого мальчик в школьные годы испытывал трудности в общении со сверстниками. «У меня, в частности, очень развилась свойственная мне неконтактность, от которой я страдал потом в школе, в университете, да и вообще почти всю жизнь». Отец сам преподавал детям математику и физику, часто водил ребят в университетскую лабораторию и показывал им опыты. Сам Андрей пытался провести что-то подобное дома, а когда пришёл в школу в 7-м классе, стал целенаправленно изучать физику. Детство и юность А. Сахарова проходила в годы политических репрессий. Был арестован и осуждён в 1933 году его двоюродный брат по материнской линии Е.В. Софиано. В 1937 году он был расстрелян. Родной дядя И.И. Сахаров тоже попал под каток репрессий. Эти события оставили в душе Андрея трагический след и повлияли на его мировоззрение. Окончив в 1938 году школу, поступил на физический факультет МГУ, затем, в 1944 году — в аспирантуру Физического института Академии наук, где его научными руководителями были известнейшие российские учёные. Андрей Сахаров выделялся среди молодых физиков своей целеустремлённостью. С 1948 года он успешно работал над созданием самого грозного и разрушительного оружия – водородной бомбы. Разработал идею по использованию сверхмощных ядерных бомб для того, чтобы произвести подводный взрыв такой мощности, которая вызовет огромную, разрушительную волну цунами. В 60-е годы академик осознал, что оружие, которое создали учёные-атомщики во всём мире, способно уничтожить жизнь на планете. Всю свою научную деятельность он стал считать преступной и глубоко античеловеческой. К таким же выводам пришли многие представители мировой науки. Они стали вести активную работу по запрещению разработки и применения ядерного оружия, призывали к разоружению.
Источники: https://interkniga.net/app/files/2019/01/978-5-389-10322-1.jpg Фотографии взяты из открытых источников.
Материал подготовлен главным библиографом ЦДБ «Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье» «Судьба и совесть». К 100-летию со дня рождения Андрея Сахарова» Читать «Уроки Андрея Сахарова» | |
|