06:27 Человек, подаривший слепым мир: 215 лет со дня рождения Луи Брайля | |
Одним из органов чувств, помогающим людям познавать мир, является зрение. Оно даёт возможность прочитать любую книгу и узнать что-то интересное. Но как это делают незрячие? Им на помощь сегодня пришли аудиокнига и «говорящие» смартфоны. Но книги, напечатанные шрифтом Брайля, остаются для них незаменимыми. 4 января, в день рождения создателя алфавита для слепых, отмечается Всемирный день азбуки Брайля. Благодаря этому изобретению тысячи людей получили возможность читать и развиваться. Луи Брайль родился в 1809 году в достаточно обеспеченной семье в небольшом французском городке Кувре, близ Парижа. Отец его, Симон Брайль, был шорником, изготавливал конскую упряжь и часто брал мальчика в мастерскую. В три года случилось несчастье – маленький Луи, играя шилом, попал себе в глаз. Воспаление, вызванное раной, перекинулось на другой глаз, и мальчик ослеп уже к 5 годам. Родители старались сделать всё возможное, чтобы он рос как нормальный человек. Они боялись, что ребёнка ждёт незавидная судьба попрошайки или музыканта на ярмарках – для того времени обычная судьба слепого. Отец начал учить его всему, что пригодится в жизни. Луи укрепляли физически, он много ходил по лесу и полю, на ощупь и запах определяя растения, различал птиц по звуку. Мальчик помогал матери накрывать на стол и приносил воду. Одновременно его учили ручной работе, которая даёт возможность зарабатывать – плести бахрому для упряжи, шить домашние туфли. Учитель музыки обучал Луи основам игры на скрипке. Отец много читал сыну вслух. На деревянной дощечке с прорезями с помощью гвоздиков он создал выпуклые буквы и учил ребёнка читать. Луи оказался очень способным. В обычной школе он стал первым учеником, решая задачки в уме быстрее, чем его одноклассники в тетрадях. В десятилетнем возрасте родители отправили его Королевский институт для слепых в Париже – первое образовательное учреждение для незрячих. Но располагался он в старом сыром здании бывшей тюрьмы, поэтому многие дети, в их числе и Брайль, болели туберкулёзом. Обучение строилось на выслушивании и запоминании. Учили читать, на слух давали академические дисциплины, обучали ремеслам и музыке. Брайль стал «самым успешным студентом со дня основания института» и любимцем учителей. На слух он выучил латинский, древнегреческий, итальянский, испанский, английский языки. Юноша хорошо играл на фортепиано и органе и уже в 16 лет получил оплачиваемое место органиста в церкви рядом с институтом. Закончив обучение в 1828 году, он получил приглашение на должность младшего учителя-репетитора. В 19 лет Луи Брайль преподавал почти всю программу института: географию, музыку, алгебру и т.д. Книг для чтения в институте было немного. Они были написаны с помощью рельефно-линейного алфавита Гаюи для слепых. Эти книги были очень большими и неудобными – на «прочтение» каждого символа требовалось некоторое время. «Слепому ребенку надо было потратить столько времени, чтобы прочесть предложение, что дойдя до конца, он нередко забывал, о чем говорилось в начале». Луи хотел добиться быстрочтения, и с 12 лет начинает экспериментировать со шрифтом. Он знакомится с 12-титочечным методом чтения, созданным капитаном Барбье, – так называемое «письмо в темноте». Оно основывалось на точках и проколах, передающих 36 звуков и звукосочетаний. Это был способ шифровки секретных военных донесений, которые можно было прочесть в окопе, засаде, не выдавая огнём своего присутствия. Но код из 12 точек был неудобен для осязания и делал записи очень длинными. К тому же в нём не было знаков препинания и не предусматривалось правописание. В 15 лет Луи Брайль создаёт алфавит, основанный на 6 рельефных точках, расположенных в 2 колонки по 3 штуки. «Простейшая комбинация, составленная всего из трёх пар легко осязаемых точек, расположенным вытянутым четырехугольником, позволяет создавать при перемещении точек 63 знака, и изображать все звуки алфавита, знаки препинания, цифры, математические символы и ноты». Шесть точек легко покрываются подушечкой одного пальца и узнаются мгновенно – при одном касании. Это даёт возможность беглого чтения. В 1829 г Брайль издал брошюру «Способ написания слов, музыки и песнопения с помощью точек», в которой были зафиксированы главные принципы рельефно-точечной письменности. Система сразу понравилась ученикам и незрячим преподавателям, что обеспечило горячую поддержку изобретению. Основной преподавательский корпус не принял новинку Брайля. Ведь чтобы признать её удобство, надо было выучить новый алфавит. Зрячие должны учиться у слепых? Дальнейшая жизнь Луи была наполнена преподаванием в институте, любовью и признанием учеников, усовершенствованием алфавита и борьбой с болезнью. Чтобы его подопечные могли общаться со зрячими родными и друзьями, Брайль придумал специальную иглу, с помощью которой можно было изобразить рельефно. Но этот способ занимал много времени. Решить эту задачу ему помог Пьер Фуко, который придумал специальную машинку «клавишный печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный рельефный оттиск буквы. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась «бабушка» пишущей машинки. Отгоняя от себя смертную тоску, Брайль не растрачивал силы души на уныние, жалел других больше, чем себя. Луи никогда не был одинок, потому что чувствовал внутри себя «чудо божьего присутствия». У него было много друзей и обширная переписка: зрячим писал разборчиво и ясно обычным способом, используя лишь линейку для выравнивания. Брайль всегда финансово поддерживал студентов, откладывая на помощь нуждающимся большую часть получаемых денег. После его смерти друзья нашли коробку с надписью: «Сжечь, не открывая». Там лежали сотни долговых расписок – от всех тех, кому он одалживал деньги. Эти бумаги были сожжены. Изобретатель гениального шрифта умер в возрасте 43 лет от туберкулёза. Только в 1854 году, спустя два года после смерти автора, шрифт Луи Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться по всему миру. На сегодняшний день система Луи Брайля считается самой совершенной для коммуникации незрячих людей. В фонде МБУК ЦБС есть художественные произведения известных авторов, напечатанные шрифтом Брайля.
Источники:
Фотографии из открытых источников интернета:
Тимченко Лариса Григорьевна, | |
|