С первых минут жизни ребёнок начинает познавать этот мир глазами своей семьи. Семья становится образцом взаимоотношений и общения маленького человека с окружающим миром. Поэтому так важно, чтобы это познание было наполнено добрым примером родителей.
Общение — это не только набор слов и фраз, это способ передавать друг другу мысли и чувства, выражать свои переживания и воспринимать чужие эмоции. Каждая семья имеет свою культуру общения, которая напрямую зависит от общего культурного уровня родителей. По этому важной задачей для каждого родителя, вне зависимости от своего возраста и возраста своих детей, повышать культуру личностного общения.
Развитие коммуникационных технологий, социальных сетей, видеоигр и видео платформ вытесняют важный вид межличностного общения. Разговоры и интересы смещены на обсуждения популярных тенденций, которые ежедневно засоряют наше внимание. Как следствие, многие семьи не могут в достаточной мере обеспечить потребность в межличностном общении с детьми и родителями. Некоторые семьи всё больше походят на объединение «по интересам», где родственники вынуждены вести общий быт и решать проблемы. Порой члены семьи, особенно подрастающее поколение, настолько погружаются в личные увлечения и переживания, что их жизнь превращается в терпеливое сосуществование. Такие семьи не дают возможность детям получить важный опыт решения межличностных конфликтов, совместных переживаний и умения решать проблемы сообща. Конечно, любой родитель стремится оградить своего ребёнка от лишних тревог, обеспечить им лучшие условия жизни, но в погоне за материальными благами они упускают возможность построить непринуждённые простые доверительные отношения. Как же помочь семье сохранить тёплое, душевное общение в современных реалиях?
Несколько советов по улучшению коммуникации:
- Учитесь выслушивать своего собеседника. Очень важно всем членам семьи говорить то, что они чувствуют и о чём думают. Будьте хорошим слушателем.
- Уважайте точку зрения каждого члена семьи. Иногда интересы и взгляды на жизнь близких людей могут отличаться от ваших, это не повод вступать в конфликт. Дайте возможность отстоять свою точку зрения каждому человеку.
- Сохраняйте спокойствие. Если кто-то из членов семьи эмоционально выражает свои эмоции или постоянно создаёт конфликтные ситуации. Задайте себе вопрос «Зачем и почему он это делает?». Возможно, причина эмоционального поведения человека в том, что его «не слышат» или он не умеет выразить полноценно то, что ему действительно нужно.
- Говорите прямо, чего вы хотите. Многие недопонимания возникают из-за того, что люди надеются на догадливость и смекалистость своих партнёров.
- Говорите правду. Умение говорить честно, без лукавств, поможет выстроить доверительные отношения в семье.
Организуйте совместный досуг. Умение отдыхать и дарить друг другу позитивные эмоции, важный опыт, который дети приобретают в семье. Совместное чтение книг, игра в настольные игры или прогулка на природе поможет выстроить непринуждённые беседы.
- Учитесь говорить. Прислушайтесь к своему голосу, наполненности речи. Обратите внимание на себя, послушайте в каком тоне вы разговариваете с другими членами семьи, какие слова вы употребляете в общении с родными. Задайте себе вопрос: «Интересный ли я собеседник?».
- Расширяйте свой кругозор. Чтение книг поможет вам расширить ваши коммуникативные навыки. Для умения выражать свои мысли, читайте больше художественной литературы. Расширить словарный запас вам помогут словари и энциклопедии. Начитанность позволит вам выражать свои мысли более ёмко и точно.
Помните, общение – это ключ к решению многих проблем. Уделяя время для разговоров в семье, вы создаёте «семейный очаг», в котором перегорают все проблемы, умение общаться поможет вам избежать «пожаров» в будущем.
Использованная литература:
1. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург [и другие] : Питер , 2012. – 573, [3] с. : табл. ; 24 см. – (Мастера психологии).
2. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 250, [6] с. : ил., табл. ; 21 см. – (Высшее образование).
Материал подготовила Вероника Лагода,
библиотекарь 2-й категории
библиотеки-филиала № 1
|