MENU
Главная » 2021 » Ноябрь » 16 » «Его Величество – Театр!» к 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова
17:47
«Его Величество – Театр!» к 100-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

«Дата смерти автора «Принцессы Турандот» Карло Гоцци точно неизвестна. Возможно, он ещё жив. В этом случае я посоветовал бы ему доехать на метро до станции «Одеон» и посмотреть блистательный спектакль, который русская труппа играет перед французской публикой, приводя её в восхищение. Он будет очарован и лучше узнает своё собственное произведение»

Фортунат Стровски Paris-Midi 1928. 13 Juin

В самом сердце старого Арбата в Москве расположилось величественное здание с колоннами – театр Вахтангова, всемирно известный своими необычайно лёгкими, но при этом невероятно глубокими постановками. Крепкая, задающая высокую актёрскую планку труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа – театр уже 100 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Это здание (архитектор П.В. Абросимов) было выстроено в 1946-1947 годах на руинах театра, который располагался здесь в особняке Берга, разрушенного при бомбардировке летом 1941 года.

Но театр, это не только здание. Вернее совсем не здание и наглядным примером тому служит история зарождения труппы театра в далёком 1913 году. Тогда несколько увлечённых студентов из разных учебных заведений решились на создание драматической студии, чтобы играть по модной системе Станиславского. Профессионалы от театрального мира не спешили на помощь студентам-любителям, но упорный поиск наставника привёл их к молодому актеру и режиссеру МХТ, ученику К.С. Станиславского, Евгению Вахтангову, который и взял руководство студией в свои руки.

Своего зала у студийцев не было, приходилось репетировать на съёмных квартирах или в приспособленных помещениях. Для премьеры выбрали пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных», постановка которой с треском провалилась 26 марта 1914 года. Студийцев освистали, а Вахтангову руководство Московского Художественного театра запретило работать с непрофессионалами. Но невозможно перекрыть реку творчества. Репетиции продолжились – студийцы сняли большую квартиру в Мансуровском переулке, оборудовали сцену, зал на 35 человек и общежитие. Позже, одна из учениц возьмёт себе псевдоним в честь этого места, и в истории театрального искусства появится несравненная Цецилия Мансурова – первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года, в холодной, раздираемой революционными волнениями Москве, случилось чудо – состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония». Смертельно больной Вахтангов сумел так рассказать зрителю притчу о Добре и Зле, что примирил студию с Художественным театром, и тот принял её в свой состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила и свой дом – старинную усадьбу на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Неизвестно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении ролей, актёры много шутили, и было решено ввести эти шуточки в спектакль. Для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Вахтангов, измождённый болезнью, работал до последнего – репетировал, устанавливал свет, согласовывал костюмы. Последняя репетиция прошла 23 февраля 1922 года в 4 утра, после которой режиссёр уже не вставал. Актёры сдавали работу совету Художественного театра 27 февраля без него. «Принцесса Турандот» произвела фурор, успех был столь огромен, что спектакль на долгое время стал визитной карточкой театра.

«В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» — вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов — всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» – спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве».

Из книги «Театр имени Евгения Вахтангова»

29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. 31 мая гроб с его телом друзья и ученики пронесли на руках от студии до Новодевичьего кладбища.

Студия получила его имя. В 1926 году театр имени Вахтангова обратился к Михаилу Булгакову за легким водевилем на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира», где за внешней легкостью скрывалась сатира. Спектакль запретили. В то время за подобные выходки другие театры закрывали «за искажение советской действительности», но театру Вахтангова лишь «погрозили пальцем». А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди СССР.

«В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе – Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя», – вспоминает писательница Анна Масс.

Премьера последнего довоенного спектакля «Маскарад» прошла 21 июня 1941 года. Во время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 23 на 24 июля в 2 часа 10 минут, на театр упала бомба, от взрыва которой погибло несколько человек, в том числе актёр Василий Куза. Взрыв был такой мощный, что жители ещё долго собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

В октябре 1941 года, театр был эвакуирован в Омск. Его разместили в здании Омского театра драмы. И в течение двух лет спектакли Омского театра драмы шли три раза в неделю, а ещё четыре – московского Театра имени Вахтангова. Из премьер того трудного времени – «Олеко Дундич» о беззаветном защитнике родины, «Русские люди» и «Сирано де Бержерак». В эвакуации было голодно, артистам приходилось продавать свои вещи, чтобы выжить, но при этом они не прекращали работу в театре. Весной 1943-го вышли «Слуга двух господ» и «Синий платочек». Летом того же года театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

 «...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к Кремлю машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в Кремль автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина!».

«...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково».

Из книги «Театр имени Евгения Вахтангова»

В разные годы после смерти Вахтангова роль руководителя театром брали на себя Борис Захава, Юрий Завадский, Рубен Симонов, Юрий Любимов, Евгений Симонов, Михаил Ульянов.

Современность Вахтанговского театра неразрывно связана с именем художественного руководителя Римаса Туминаса, режиссёра, спектакли которого неизменно высоко ценят театральные критики, и, что важнее всего, любят зрители всего мира.

С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нём можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссёров и актёров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

В спектаклях Вахтанговского театра задействованы всенародно любимые артисты и восходящие звёзды отечественного театра и кино – Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Геннадий Хазанов, Мария Аронова, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Лидия Вележева, Нонна Гришаева, Ольга Тумайкина, Максим Суханов, Виктор Сухоруков, Андрей Ильин, Владимир Вдовиченков, Александр Олешко, Виктор Добронравов и многие-многие другие.

Спектакли Театра Вахтангова с успехом играют на шести сценических площадках в Москве: на Основной сцене, на Новой сцене, в Студии, в Арт-кафе, а так же на двух сценах Симоновского филиала театра.

Театр много гастролирует в России и за рубежом. Особенно востребованы зрителями разных стран спектакли: «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад», «Улыбнись нам, Господи», «Мадемуазель Нитуш», «Минетти» и другие.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова.

Другие публикации о театре им. Е.Вахтангова на сайте библиотеки.

Источники:

  1. Сто великих режиссеров / [авт. – сост. И. А. Мусский]. – Москва : Вече, 2008. – 468, [12] с.: ил.; 22 см – (100 великих) Загл. обл. : 100 великих режиссеров.
  2. Шляхов, А. Л. Москва на перекрестках судеб. Путеводитель от знаменитостей, которые были провинциалами / Андрей Шляхов. – Москва : Астрель : Олимп, 2010. – 312, [6] с. : ил. ; 21 см.
  3. О театре // Театр им. Евг. Вахтангова [официальный сайт]. – дата обращения 14.11.2021 г.
  4. Театр имени Евгения Вахтангова // Прогулки по Москве [официальный сайт]. – дата обращения 14.11.2021 г.

 

Изучала историю театра режиссёр театра с дипломом
библиотекарь 2-й кат. Татьяна Кудрявцева,
библиотека-филиал № 1

 

Просмотров: 1251 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/13
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх