MENU
Главная » 2021 » Ноябрь » 19 » «Гений мысли»: биография Михаила Ломоносова
11:01
«Гений мысли»: биография Михаила Ломоносова

Его труды не старит третий век.
Всё так же ярко, самобытно, ново!
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!

Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!

Н. Фомичёва

 

19 ноября 1711 года в семье зажиточного крестьянина из деревни Мишанинской Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михаил. Мать Михаила – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Она-то и научила читать своего единственного сына и привила ему любовь к книгам. К сожалению, мать Михаила умерла, когда мальчику было 9 лет. Дальнейшее образование будущий учёный получал у дьяка местной церкви.

Отец через некоторое время женился ещё раз, но через три года вновь овдовел. Третья жена Василия Ломоносова оказалась для Михаила «злой и завистливой мачехой». Неприязненные отношения с ней и желание отца поскорей женить сына послужили толчком к уходу юноши из родного дома. Вместе с рыбным обозом Михаил в январе 1731 года прибыл в Москву. Там Ломоносов хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось подделать документы, приписав себе дворянское происхождение.

В академии молодой человек изучил латынь, риторику, политику и, отчасти, философию. Позже он так воспоминал об этом времени: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, а наук не оставил».

В 1735 году группу наиболее успешных учеников академии, в числе которых был и Михаил Ломоносов, отправляют в Санкт-Петербургскую Академию наук. Ещё через год Ломоносова и ещё двоих студентов посылают на учёбу в Германию, в Марбургский университет для изучения иностранных языков, технических и естественных наук. Пять лет молодые люди прожили за границей, и всё время студентов не покидали неурядицы, связанные с несвоевременной оплатой Академией их обучения.

Параллельно изучению физики, химии, горного дела и металлургии, Ломоносов знакомится с западноевропейской литературой, пробует себя в стихотворных переводах. Из-за конфликта со своим наставником, минерологом И. Генкелем, Михаил Васильевич прерывает обучение и в 1741 году  возвращается в Россию. В январе 1742 года Ломоносова назначают адъюнктом физики в Академию наук. В 1745 году, после написания молодым учёным ряда научных работ, он становится профессором химии и получает дворянский титул.

 Учёный считал химию главным делом своей жизни и понимал, что без лаборатории, без химических экспериментов, невозможно дальнейшее развитие этой отрасли науки. Получив звание профессора, Ломоносов стал настойчиво добиваться создания химической лаборатории. Наконец, к осени 1748 года её построили. Ломоносов работал в ней долгие годы. Именно здесь прошли проверку многие идеи российского учёного, относящиеся к физической химии, был открыт Ломоносовым закон сохранения энергии. В этой же лаборатории Михаил Васильевич проводил опыты по изготовлению фарфоровых изделий, лазури, начал возрождать мозаичное искусство.

Благодаря научным трудам Ломоносова, его современники смогли отойти от алхимии и натурфилософии и приблизиться к современным основам естествознания. Так же Ломоносову принадлежит открытие кинетической теории газов, а исследования электрических явлений вывели учёного на мысль о связи электричества и света.

Именно Ломоносов стал идейным вдохновителем создания Московского университета, для которого он составил первоначальный проект. Сейчас Московский государственный университет носит его имя и является главным образовательным учреждением нашей страны.

В 1761 году с Земли можно было наблюдать за прохождением Венеры по диску Солнца. Это редкое явление увидели учёные многих стран, в их числе был и Ломоносов. Но только он, наблюдая на сконструированной им самим «ночезрительной трубе» за планетой, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера более плотная, чем атмосфера Земли. Ломоносов первым из учёных догадался, что Солнце – это звезда в виде огромного огненного шара, потому что «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».

Талант Ломоносова коснулся не только естественных наук, но и гуманитарных. Именно он провёл реформу русского языка отделив разговорный язык от церковнославянского. Тогда же учёный ввёл в обиход такие научные термины, как «атом», «молекула», «горизонт», которых раньше не было в русском языке, так как они писались на латыни и были непонятны простому народу. «Русская грамматика», написанная Михаилом Васильевичем на долгое время стала учебным пособием по литературному языку.

8 мая  1759 года Ломоносов прочитал в публичном заседании «Рассуждение о большой точности морского пути», связанное с картографированием России и поисками северо-восточного пути в Индию. Так же большой потенциал Ломоносов видел в освоении Северных земель. Их ресурсы могли существенно пополнить казну Российской империи. Михаил Васильевич предполагал наличие земель за Северным Ледовитым океаном, и возможность пройти на Камчатку Северным путём.

В мае 1764 года Екатерина II секретный указ о снаряжении экспедиции в Камчатку по «северо-западному проходу», то есть по маршруту, предложенному Ломоносовым. Начальником экспедиции стал капитан I ранга В. Чичагов. Уже после смерти Михаила Ломоносова было совершено два плавания: летом 1765 и 1766 гг., но они не принесли никаких результатов. Впоследствии было установлено, что плавания пришлись как раз на время, которое отличалось в Арктике большой ледовитостью. Только поэтому корабли Чичагова не смогли пройти намеченным путём.

В конце жизни Ломоносов был избран в почётные члены Стокгольмской и Болонской академий. Умер он от последствий весенней простуды 4 апреля 1765 года. Многолюдные, пышные похороны состоялись на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Спустя много лет после смерти Михаила Васильевича Ломоносова благодарные потомки будут прославлять имя великого русского учёного, восхищаться его достижениями, говорить добрые слова в адрес гения. Лучше всех сказал о нём Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Использованные источники:

  1. Кошелев, В. А. М. В. Ломоносов в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В. А. Кошелев, А. В. Кошелев. – М. : Русское слово , 2012. –161, [7] с. : ил., портр., факс.; 24 см. – (В помощь школе)
  2. Михаил Васильевич Ломоносов – биография учёного // Биограф : [сайт]. – дата обращения 23.11.2021
  3. Ломоносов, Михаил Васильевич // Википедия : [сайт]. – дата обращения 23.11.2021

 

 

Материал подготовила
Анна Шишкова,
Библиотека-филиал № 7

 

Просмотров: 1048 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/5
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх